Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам"

СКАЧАТЬ (18.7 Kb) 10.09.2023, 09:51
Французова Анна Николаевна
Психолог, МБОУ СОШ №20 Новая Эра г.Тулун
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.

Что же такое толерантность?
Толерантность (лат.) - терпение, переносимость, снисходительность, принятие другого рода взглядов, нравов, привычек, поведения.

Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.

Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:

Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка.

Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.

Инклюзия (включение)- процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

В последнее время всё большую популярность приобретает термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «Об образовании» №273 говорится, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Отношение к инклюзии у всех разное.
1. Дети равны в социальном и образовательном плане, а это значит, что ребенок сможет получить тот уровень знаний, который необходим для будущего развития личности.
2. Формирование милосердия, толерантности в обществе
3. Дети с ОВЗ при прибывании в среде нормально развивающихся сверстников в д/c, а затем и в школе не боятся своей проблемы и имеют здоровую самооценку.
4. Развитие навыков коммуникации, социализации, личностное развитие детей с ОВЗ
Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, способность контролировать свои эмоции; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции.

Взрослый является образцом для детей, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении, целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного отношения и поведения.

Работа по формированию толерантности проводится с родителями. При работе с родителями важно:
- осуществлять информационную и консультативную помощь,
- организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия, акции милосердия.

Что касается педагогов, то готовность воспитателей и специалистов к работе с детьми с ОВЗ предполагает сформированность целого комплекса качеств.
Профессиональная готовность педагога включает в себя:
• информационную готовность;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги;
• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность;
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
• эмоциональное принятие детей с ОВЗ (и есть терпимое отношение), которое во многом определяется знанием особенностей имеющегося у ребёнка дефекта и учётом этого при работе с ним.

Категории детей с ОВЗ (классификация В.А.Лапшина, Б.П.Пузанова):
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
- дети с ТНР (логопаты)
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети с задержкой психического развития
- дети с нарушением интеллектуального развития
- дети с комплексным нарушением развития (Имеют сочетание двух или более первичных нарушений)

Что важно помнить при работе с детьми с ОВЗ (некоторые общие рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ):
- необходимо помнить, что ребёнок с ОВЗ будет обучаться медленнее других детей;
- снизить требования к аккуратности (в начале работы), чтобы сформировать чувство успеха;
- обращать внимание на любые трудности ребёнка и по мере необходимости обращаться к специалистам;
- быть сдержанным, спокойным, радоваться любым успехам ребёнка;
- помогать ребёнку развивать уверенность в своих силах;
- систематически общаться с ребёнком;
- не быть слишком требовательным к ребёнку, устанавливать требования в соответствии с уровнем развития его навыков и познавательных способностей;
- чередование деятельности, дополнительный отдых (в соответствии с индивидуальными возможностями).

Правила толерантности (С. Соловейчик)
1. «Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нем этого другого признавать» — принимаем ребенка таким, какой он есть.
2. «Нет, счастье – когда тебя принимают. Мы любим лишь тех, кто принимает нас» — принимая ребенка таким, какой он есть – создаем условия для конструктивного взаимодействия.
3. «Сильное великодушие производит такое же шоковое действие, как и сильное наказание. Но результаты противоположны» — в основе общения не насилие, а сопереживание и сотрудничество.
4. «Изобличая или, того хуже, подозревая ребенка во лжи, мы внушаем ему, что он лжец, – он и становится лжецом навсегда» – стремление разобраться в ситуации, поддержка, сочувствие.
5. Мы освоили педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений – педагогику борьбы с недостатками; мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и достоинств его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки вести себя по-другому, увидеть и развивать в ребенке все лучшее? – эмпатия, поддержка, оптимизм.

Материал подготовила
педагог-психолог Французова А.Н


Категория: Блоги | Добавил: anafrantsuzova
Просмотров: 285 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог