1. Примерные тезисы к докладу по теме педсовета.
Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель.
Человек без воспитания – что тело без души.
В. А. Сухолимский
Человек прежде всего должен воспитывать себя, а уже после заняться воспитанием других.
Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер. Если это так, то почему при огромном количестве посещенных уроков за 11 лет пребывания в школе ученик все же далеко не всегда становится воспитанным? Что сегодня в учительской среде понимается под воспитанием? Имеют ли в виду учителя, организуя этот процесс, одно и то же? И обязательно ли в масштабах одного педагогического коллектива должно сложиться достаточно непротиворечивое представление о том, что есть воспитание, каковы его основные задачи и пути осуществления?
Вопрос о необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания, усиления внимания к нему только на первый взгляд представляется бесспорным для всех участников образовательного процесса. А действительно ли нужно повышать этот статус и, если нужно, кому прежде всего? По нашему мнению, убеждают в актуальности действий в данном направлении следующие факты: низкий уровень воспитанности современного молодого человека, выражающийся в отсутствии добродетелей и несформированной нравственности; незаинтересованность значительного количества учителей качеством воспитательной работы 9а ее почти никак никто и не оценивает). Кроме того, за эту работу соответственно и платят: государство делает вид, что оплачивает, а учитель часто делает вид, что воспитывает.
Попытки определить специфику воспитания приводят к вопросу о том, можно ли в принципе «увидеть», зафиксировать воспитательное влияние, то есть указать тот момент (точку, ситуацию), в которой происходит воспитательное влияние и, таким образом, изменения в качестве личности ребенка? Может ли вообще педагог показать «оценщику» (школьной администрации, методисту, инспектору), что в данный период времени имеет место воспитательный процесс? Полагаем, что констатировать наличие учебного процесса несколько проще: для этого достаточно отметить. Что ученик воспроизводит учебный материал, использует новое значение для решения учебных задач и т.д., хотя и здесь все не так просто. Показатели того, что идет процесс воспитания (ими должны пользоваться сами педагоги для рефлексии собственной деятельности, а также руководители образования), могут касаться как и внутренней, так и внешней стороны.
К внешним, наиболее доступным для оценивания характеристикам воспитания могут быть отнесены следующие:
- воздействие на все три канала восприятия мира;
- обращение учителя-воспитателя к эмоционально-чувственной сфере ребенка;
- естественность ситуации общение взрослого и ребенка;
- отклик ребенка, выраженный как вербально, так и на невербальном уровне любого предмета.
Основные воспитательные возможности урока включат следующие моменты, зависящие в полной мере от учителя:
- четкая организация познавательной деятельности учащихся;
- требовательность, но и творческая взаимопомощь;
- привитие любви и уважению к предмету;
- использование воспитательных возможностей каждого учебного предмета с учетом его специфики.
- Каковы же функции учителя на уроке и как он их должен выполнять?
Учитель прежде всего воспитатель. Воспитать ученика невозможно путем словесных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика в первую очередь оказывает личность учителя: его образованность, манера поведения, заинтересованное отношения к делу, доброжелательное и искреннее отношение к ученикам, умение владеть собой, строгая доброта, умение и желание помочь ученику и т.д.
Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников.
Школьники резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, часто повторяющимся фразам. Неумение вовремя закончить урок, продолжение объяснения на перемене снижает престиж учителя, ухудшает усвоение материала. Концовка остается в памяти слушателей надолго. Эффектны юмористический финал или искренний комплимент.
У ч и т е л ь р у с с к о г о я з ы к а и л и т е р а т у р ы. Любая образовательная программа строится на единстве обучающей и воспитывающей целей. Но, наверное, как на учителях-словесниках, так соответственно и на уроках русского языка и литературы лежит огромная ответственность: не только научить грамотно писать и говорит, выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческого характера, но и (что, безусловно, является определяющим в современной жизни) воспитывать человека, способного видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве, человека, умеющего строить отношения с другими людьми. Любое художественное произведение, или даже упражнение по русскому языку несут в себе немаловажную воспитательную функцию. Иногда она лежит на поверхности, порой ученики вместе с учителем доискиваются до истины путем поэтапного анализа. Но самое главное в этой ситуации – суметь избежать нравоучений и нотаций. Если учитель говорит: «Вы должны делать так, поступать только так», - это, безусловно, является малодейственным аргументом для детей: кто-то покивает головой, поддерживая учителя, а кто-то будет откровенно зевать. Как избежать такой реакции? Прежде всего, нельзя забывать, что у учеников уже есть свой собственный жизненный опыт. Поэтому при работе с художественным текстом необходима связь с накопленным опытом: во-первых, это наблюдение над ситуацией, поведением героев, интерпретация с различных точек зрения; во-вторых, развитие способностей к целостному пониманию, выработке понятий и представлений; и, наконец, развитие способности использовать свои представления для принятия решения обозначенной проблемы, что, в свою очередь, ведет к приобретению нового опыта. Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки на уроке. Важно, чтобы ученики не боялись сделать ошибку, и тогда устраняются внутренние препятствия творческим проявлениям. Обязательным является требование безоценочного характера реакции учителя на действия учащихся. Необходимо показывать учащимся возможность использования аналогий, новых ассоциаций, развивать восприимчивость. При этом не снимается требование «контроля» за воображением: после периода некоторого «созревания» идей и мнений часть из них может быть отброшена. Основная задача учителя заключается не только в расширении фонда знаний, а, скорее, в том. Чтобы помогать ученикам видеть смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.
Так, например, на уроке по рассказам М. Зощенко в 6 классе очень важно показать ребятам, как смешон человек, который говорит неправильно, употребляет грубую лексику, не может подобрать точного слова. Работая с лексикой рассказа «Стакан», дети выступают в роли «переводчиков»: слова нейтральной лексики «переводят» на лексику разговорного стиля, при этом стараясь передать язык героев Зощенко (об эту сахарницу, об ручку, я прибор и стукнул; Никак, батюшка, стаканчик разбили? (тюкнул, грохнул, расколол, кокнул), народу пришло (привалило, приволоклось, приперлось), а деверь больше других возмущается (орет, ругается, перечит, наезжает, в бутылку лезет, колбасится). Каждое предложенное слово азартно обсуждается, отвергается или принимается. Радуемся, когда наши находки совпадают с авторскими. С огорчением убеждаемся, что современная лексика, употребляемая нами, не оставила бы писателя без работы и сегодня, в чем мы убедились, выполняя это задание, находя в тексте грубые просторечные формы: только у него и делов, один стакашек, неохота, чаишко неважный – шваброй малость отзывает, деверь нажрался арбуза, гостям надо морды арбузом разбивать; все суды такими делами закрючены; пущай стакан отдадут из принципа. По утверждению Д. Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Вот мы и судим, то есть оцениваем человека, и в данном случае осуждаем.
Герои М. Зощенко безобразны и потому смешны. А мы уже убедились6 чем больше люди будут смеяться над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожим.
Дети следят не только за своей речью, но и замечают ошибки в чужой. Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слов. Этот прием успешно применил М. Зощенко в рассказе «Кочерга». Директору одного учреждения, где истопнику понадобилось иметь в своем распоряжении не одну кочергу, пришлось диктовать машинистке требования на склад: «В срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…» Тут директор осекся. Тогда спросил у истопника, что ему нужно. «Сами знаете что, - угрюмо ответил истопник. – Пять кочережек». Ясно, что директор понял значение слова кочережек, но не подал вида.
Выясняется, что правильный вариант – кочерег. Так ненавязчиво авторы литературно-художественных произведений «просвещают» народ, с их помощью развивается грамотность, воспитывается интерес, уважительное отношение к родному языку, и в то же время стремление быть не только грамотным, образованным, но и (как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель: «Смех исправляет нравы») добрым, терпимым друг к другу.
Конечно, и шедевры мировой литературы помогают воспитать чуткого, отзывчивого человека. Так, например, при изучении пьесы-сказки Мориса Метерлинка «Синяя птица» (эпизод, когда дети из бедной семьи отправляются на поиски синей птицы – символа счастья) перед учителем на одном из уроков стоит задача: передать мысль автора об истинных и ложных наслаждениях в человеческой жизни. Легко сказать «передать», но как в этой ситуации не «опуститься» до нравоучений? В результате поэтапного обсуждения выясняем, почему «самые тучные блаженства» названы «плохо воспитанными пошляками». Оказывается, эти блаженства (есть, когда уже не чувствуешь голода, ничего не знать, ничего не делать, спать больше, чем нужно0 только «едят, пьют, орут, поют», и жизнь их определяется словами: «Надо пить, надо есть, надо спать», мечты об ином счастье им недоступны. Безусловно, появляются мнения, что некоторые из этих блаженств очень даже хороши. Тогда проигрываем ситуации, приводим примеры из жизни, из увиденного по телевидению. Делаем прогнозы: к чему же приведет увлечение подобными блаженствами? Но автор показывает в пьесе и истинные ценности, о существовании которых человек часто не задумываясь, гоняясь за тучными блаженствами: блаженство быть здоровым, дышать воздухом, любить родителей; великие радости: быть добрым, понимать, созерцать прекрасное, любить; радость материнской любви. Наибольший отклик у детей вызывает именно радость материнской любви, блаженство быть здоровым. Таким образом, оглянувшись вокруг себя, дети (как и герои пьесы) чувствуют себя гораздо увереннее и богаче.
Очень часто в ученическом коллективе (особенно в подростковом) возникают проблемы в отношениях; всем знакомы ситуации «группировок», «объявление бойкота». Когда в нашем классе случилось подобное, поняла, что мои попытки уладить конфликт помогают мало. Под предлогом урока внеклассного чтения по литературе задала прочитать повесть В. Железникова «Чучело». Благодаря обсуждению проблем героев, ребятам пришлось заново оценить собственные поступки, избавиться от влияния общего настроения, царящего в группе приятелей. Дети увидели себя, свое поведение как бы со стороны. Приходим к выводу: «Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности».
Безусловно, цели достигают уроки, на которых читаются художественные произведения, их истолкование строится на основе целостного восприятия текста; значительное внимание уделяется нравственному воспитанию читателя-школьника, без назидательности и «лобовой» атаки.
|