Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 137
с углубленным изучением отдельных предметов»
Кировского района г. Казани
Воспитательный проект
«Шаг навстречу»
Автор проекта:
Шарафутдинова Алия Ирековна,
учитель английского языка.
МБОУ «Школа №137»
Казань, 2025 г.
Содержание:
1. Актуальность проекта………………………………………………….….3-4
2. Цели и задачи проекта…………………………………………………...….4
3. Формы и методы реализации проекта…………………………………...4-5
4. Этапы реализации проекта………………………………………….…...5-15
5. Прогнозируемые результаты………………………………………………15
6. Перспектива развития проекта…………………………………………….15
7. Возможные риски…………………………………………………….…….16
8. Ресурсы……………………………………………………………….….17-19
9. Приложение………………………………………………………………20-36
Актуальность проекта:
Отношения родителей и их детей-подростков – тема не новая, но не теряющая своей актуальности. Времена меняются, но проблемы остаются. Практика показывает, что часто родители не готовы к возрастным изменениям своих детей. Наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому периоду ребенка. Подростковый возраст – это время, когда родители и дети начинают проводить больше времени порознь. Мнение сверстников становится важнее, чем мнение родителей. К сожалению, в этом возрасте часто возникают коммуникативные барьеры в общении детей и родителей (законных представителей). С одной стороны, этот процесс обусловлен возрастными особенностями подростка, но и родители (законные представители) не всегда бывают правы, превращая общение только в воспитательную процедуру. С подростком можно обсуждать разные и достаточно сложные темы, интересоваться его интересами и мнением, делиться своим жизненным опытом, пусть даже негативным. В основе современных детско-родительских взаимоотношений лежит сотрудничество. Общение детей и родителей (законных представителей) в процессе совместной деятельности в неформальных ситуациях формирует доверительные взаимоотношения «родитель - ребенок», приводит к эмоциональной и духовной связи подростков и их родителей (законных представителей). Однако родители (законные представители) не всегда способны создать условия для продуктивного и бесконфликтного общения. Зачастую именно школа является посредником между родителями (законными представителями) и детьми, особенно в подростковом возрасте, так как помогает найти пути решения сложившихся проблем во взаимодействии с детьми. Таким образом, возникает проблема отсутствия навыков эффективного взаимодействия подростков и родителей (законных представителей) во время совместного времяпрепровождения.
Мне, как классному руководителю, неоднократно приходилось сталкиваться с проблемными ситуациями во взаимоотношениях детей и родителей (законных представителей) моего класса. Данная проблема была взята под контроль для дальнейшего её изучения и решения. Учитывая запросы детей и родителей (законных представителей) в начале учебного года была проведена диагностика, в ходе которой были выявлены задачи, требующие неотложного решения. Исходя из вышеуказанного, возникла необходимость создания проекта, целью которого стало формирование условий для взаимодействия подростков и родителей (законных представителей) на основе продуктивного общения. Достижение цели предполагает решения следующих задач:
- создание условий для взаимодействия детей и родителей (законных представителей) в нестандартных ситуациях;
- создание условий для формирования доверительных отношений во время совместной деятельности;
- создание условий для укрепления значимости семейных ценностей;
Целевая группа проекта:
Обучающиеся 6 Г класса (12-13 лет) МБОУ «Школа № 137» и их родители (законные представители).
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2025 года - май 2026 года (9 месяцев).
Партнеры проекта:
- МБУДО "ЦДОД "Заречье" Кировского района г. Казани;
- КЦСО «Доверие» Московского района г. Казани;
Методы работы:
- проектный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
Формы работы:
- Анкетирование (Google-формы);
- Классные часы (очные и дистанционные);
- Zoom – конференции с родителями;
- Внеклассные мероприятия;
- Мастер-классы (совместно с партнерами проекта);
- Ролевые игры;
Описание проекта
Реализация проекта осуществляется в шесть этапов:
I этап – сентябрь 2025 года (диагностико – аналитический)
На первом этапе был осуществлен диагностический анализ темы: выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение форм работы и пути его реализации.
Цель – определение основных проблем во взаимоотношениях детей и родителей (законных представителей) и эффективных форм взаимодействия.
1. Диагностика обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью определения проблем взаимоотношений в семье:
- анкетирование родителей (законных представителей) (приложение 1);
- анкетирование обучающихся (приложение 2);
Анкетирование родителей проходит в офлайн формате (google форма).
Анкеты созданы таким образом, что предполагают одинаковые ответы детей и родителей на заданные им вопросы. Такой способ позволит выяснить уровень их взаимодействия между собой и выявить наиболее западающие темы в общении.
2. Анализ результатов анкетирования с целью планирования совместной работы по решению проблем во взаимоотношениях в семье.
Исходя из результатов анкетирования можно сказать, что в большинстве семей взаимодействие детей и родителей (законных представителей) имеет формальный (рутинный) характер. Это может быть обусловлено информационно-техническим прогрессом, возрастными особенностями детей-подростков, нехваткой времени со стороны родителей из-за чрезмерной занятости. Для решения выявленной проблемы был проведен анализ традиционных и новых (активных) форм взаимодействия детей и родителей (законных представителей).
Наиболее популярными и востребованными оказались нетрадиционные формы взаимодействия, такие как мастер-классы, квест-игры, семейные клубы, совместные проекты, соревнования и т.д. Проведение совместных мероприятий позволит участникам проекта узнать о продуктивных способах взаимодействия и применить их на практике, побороть эмоциональную скованность и научиться нести ответственность за общий успех.
Целью использования такой формы работы является установление доверительных отношений между детьми и их родителями (законными представителями) посредством сотрудничества и активного общения.
Был составлен цикл мероприятий для решения поставленных ранее задач:
1. создание условий для укрепления значимости семейных ценностей;
- Внеклассное мероприятие «Семейные традиции».
2. создание условий для эффективного взаимодействия детей и родителей (законных представителей) в нестандартных для них ситуациях;
- Мастер-класс «Картина семьи».
3. создание условий для выстраивания доверительных отношений участников проекта;
- Спортивно-экологическое соревнование «Экозабег».
Количественные результаты:
- Было проведено 2 анкетирования;
- В анкетировании приняли участие 20 обучающихся и 20 родителей (законный представитель);
- Проведенная диагностика показала, что 78 % обучающихся и 64 % родителей (законных представителей) имеют проблемы во взаимоотношениях, 22 % обучающихся и 36 % родителей (законных представителей) не имеют проблем в общении и взаимодействии.
Качественные результаты:
- Качественные результаты были получены не только посредством диагностики, но и с помощью наблюдения, индивидуальных бесед с обучающимися и запросами родителей. Было выявлено:
- отсутствие навыков общения с учетом возрастных особенностей детей и родителей (законных представителей);
- отсутствие интереса детей и родителей (законных представителей) к совместному времяпрепровождению;
- расхождение взглядов на семейные традиции и обычаи и как результат, снижение значимости семейных ценностей;
II этап - сентябрь-октябрь 2025 года (проектировочный)
Цель: Разработка сценарного плана мероприятий и занятий по обучению продуктивным техникам общения.
1. Составление сценарного плана мероприятий:
- Внеклассное мероприятие «Семейные традиции» (приложение 3);
- Мастер – класс « Картина семьи» (приложение 4);
- Спортивно-экологическое соревнование «Экозабег» (приложение 5);
2. Изучение и актуализация техник общения для последующего их практического применения детьми и их родителями (законными представителями):
- Техника активного слушания и «Я-сообщений» (мастер-класс психолога с детьми) (приложение 6);
- Техника активного слушания и «Я-сообщений» (zoom-конференция с родителями (законными представителями));
Предполагаемые количественные результаты:
- В разработке сценарного плана мероприятий будет задействованы 10 человек, включающие учителей русского языка и литературы, заместителя директора по воспитательной работе, педагога дополнительного образования, учителей физкультуры, биологии, музыки и классного руководителя;
- Совместно с психологом школы будут рассмотрены более 10 техник общения и выбраны наиболее подходящие и эффективные для работы с обучающимися и родителями (законными представителями);
- В мастер-классе по техникам общения примут участие 20 обучающихся. В zoom-конференции по техникам общения примут участие 20 родителей (законный представитель).
Предполагаемые качественные результаты:
Изучение и практическое применение техник общения детьми и родителями (законными представителями) привело к положительным результатам. В период отработки навыков общения было замечено, что:
- отказ родителей от назидательного общения с детьми в пользу конструктивного общения;
- дети и родители (законные представители) научатся выстраивать нужную модель общения в зависимости от ситуации, тем самым создавая условия для продуктивного взаимодействия;
- детям станет легче преодолевать эмоциональный барьер в общении с родителями (законными представителями);
- участники проекта будут эффективно использовать приобретенные навыки не только по отношению к друг другу, но и к другим членам общества;
III этап - ноябрь-декабрь 2025 года (практический)
Цель – реализация мероприятий и практическое использование приобретенных навыков общения. Данная цель реализуется в процессе совместного участия подростков и родителей (законных представителей) в мероприятиях, в ходе которых будут создаваться проблемные ситуации, решение которых предполагает использование техник общения.
| Наименование мероприятия |
Участники |
Дата проведения |
Место проведения |
Партнеры |
| «Семейные ценности» |
- обучающиеся 6 Г класса;
- родители (законные представители);
- классный руководитель;
- учитель музыки; |
|
МБОУ «Школа №137» |
|
| «Картина семьи» |
- обучающиеся 6Г класса;
- родители (законные представители);
- классный руководитель;
- педагог дополнительного образования; |
|
МБОУ «Школа №137» |
МБУДО "ЦДОД "Заречье" Кировского района г. Казани |
| «Экозабег» |
- обучающиеся 6Г класса;
- родители (законные представители);
- классный руководитель;
- учитель физкультуры;
- учитель биологии;
- медицинский работник; |
|
Лесопарк «Лебяжье» |
|
Предполагаемые количественные результаты:
- В ходе осуществления проекта предполагается проведение 3 обязательных мероприятий;
- В организации и проведении мероприятий будет задействованы более 70 человек: дети и их родители (законные представители), администрация школы, учителя, партнеры проекта, классный руководитель, медицинский работник.
- На организацию мероприятий уйдет 2 месяца, на проведение 3 дня.
Предполагаемые качественные результаты:
- Проведение совместных мероприятий позволит детям и родителям (законным представителям):
- расширить кругозор о совместной деятельности;
- применить на практике техники и навыки общения;
- осознать важность и необходимость сотрудничества;
- преодолеть страх публичного выступления;
- установить положительный эмоциональный контакт;
- развить интерес к совместному времяпрепровождению;
IV этап – январь 2026 года (диагностический)
Цель: проведение диагностики для сравнения первичных результатов и определения последующей формы работы.
- анкетирование для обучающихся (приложение 7);
- анкетирование для родителей (законных представителей) (приложение 8);
Предполагаемые количественные результаты:
- Будет проведено 2 анкетирования;
- В анкетировании примут участие 20 обучающийся и 20 родителей (законный представитель);
Предполагаемые качественные результаты:
- интерес обучающихся к жизненному опыту своих родителей;
- родители (законные представители) начнут уделять больше времени на общение с детьми и интересоваться событиями, происходящими в их жизни;
- проблемы, возникающие во взаимоотношениях обеих сторон, решаются намного продуктивнее за счет осведомленности о различных техниках общения;
V этап – февраль - апрель 2026 года (практический)
Цель: создание условий для повышения коммуникативной компетенции обучающихся и родителей (законных представителей).
1. Проведение ряда мероприятий и занятий для развития компетентности в общении, тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
- тренинг «Правила общения» для обучающихся совместно с КЦСО «Доверие» Московского района г. Казани;
- онлайн - тренинг «Правила общения» для родителей (законных представителей) совместно с КЦСО «Доверие» Московского района г. Казани;
- квест – игра «Ключи от профессий» для обучающихся;
- ролевая игра « Экзамен для родителей» для родителей (законных представителей);
Предполагаемые количественные результаты:
- Предполагается проведение 4 мероприятий, в котором примут участие 20 обучающихся, 20 родителей (законный представитель), классный руководитель, 2 партнера проекта, 4 учителя;
Предполагаемые качественные результаты:
- Проведение тренингов, направленных на продуктивное общение позволит детям и родителям (законным представителям):
- развить коммуникативные навыки общения;
- сформировать навыки бесконфликтного поведения;
- приобрести опыт конструктивного взаимодействия;
- развить невербальные способы общения;
- преодолеть эмоциональную напряженность;
VI этап – май – июнь 2021 года (заключительный)
Цель: отработка полученных навыков общения с помощью кейс-метода.
Формы реализации:
- кейс-игра для обучающихся совместно с МБУДО "ЦДОД "Заречье";
- кейс-игра для родителей (законных представителей) совместно с МБУДО "ЦДОД "Заречье";
- участие детей и родителей (законных представителей) в праздничном мероприятии «Выпускной»;
Предполагаемые количественные результаты:
- Заключительный этап проекта предполагает проведение 3 мероприятий, в котором примут участие 31 обучающийся, 31 родитель (законный представитель), классный руководитель, администрация школы, 2 партнера проекта.
Предполагаемые качественные результаты:
- Проведение кейс-игр позволит обучающимся и родителям (законным представителям):
- сформировать знания и умения решать сложные ситуации на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемой;
- развить интеллектуально-творческие способности;
- научиться находить оптимальные либо альтернативные пути решения проблемы;
- приобрести устойчивый навык решения практических задач;
Прогнозируемые результаты:
- укрепление и расширение рамок взаимодействия семьи, школы, учреждений дополнительного образования и культуры в сферах воспитания и сотрудничества;
- развитие и актуализация навыков общения у подростков и их родителей (законных представителей), способствование их практическому применению в жизни;
- формирование у обучающихся устойчивой гражданско-патриотической, нравственно-этической позиции через семейные ценности и уважительное отношению к семье, дому, школе и к малой родине;
Перспектива развития проекта:
- сформировать рабочую группу для дальнейшей реализации и развития проекта;
- создать информационное пространство, с целью закрепления и распространения опыта по решению коммуникативных проблем общения в семье;
- реализовать проект с другими участниками образовательного процесса МБОУ «Школа №137»;
Полная информация во вложении.
|