Сегодня: 18.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Возможности использования цифровых образовательных ресурсов при обучении математике в старшей школе

СКАЧАТЬ (7.68 Mb) 26.06.2025, 06:32
Воронцова Кристина Игоревна
учитель математики, МБОУ "Лицей №57"
Раздел 2. Образование в современном городе
УДК 378.14
Фомина А. В., кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математики, физики и математического моделирования Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Воронцова К. И., студент 5 курса, группы МИ-20-1, Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

1.Цифровая образовательная среда как неотъемлемая составляющая современного образования
В настоящее время российское образование претерпевает значительные изменения. В рамках национального проекта «Образование» активно реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который призван внедрить в школьное образование современную и безопасную цифровую образовательную среду, направленную на использование в образовательном процессе новых технологий обучения.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) представляет собой единую информационную платформу, объединяющую всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей и административные органы учебных заведений. Эта система интегрирует в себе разнообразные компоненты, такие как цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), технические средства и современные педагогические методики. Применение цифровых ресурсов на занятиях помогает решать ряд важных задач, среди которых: разнообразие форм проведения уроков, нестандартность подходов к обучению, внедрение инновационных элементов в каждый учебный день; эффективная передача знаний и вовлечение учеников в активную деятельность [3].
Использование ЦОР в образовательном процессе имеет множество преимуществ. Среди них можно выделить следующие: свободный доступ к электронным образовательным сайтам и сервисам; возможность использования различных цифровых решений, позволяющих учащимся, которые по каким-то причинам не могут присутствовать на очных занятиях, оставаться на связи с классом и учителем через онлайн-трансляцию уроков; проведение видеоконференций и других видов дистанционного взаимодействия [3].
В настоящее время широко применяются мультимедийные инструменты, позволяющие комбинировать текстовую информацию, графические изображения, видео - и аудиоматериалы в интерактивном формате. Это значительно расширяет спектр возможностей использования компьютеров в обучении, делая уроки более динамичными и интересными для восприятия [10].

2.Интерактивные образовательные онлайн - платформы и сервисы
На уроках стоит использовать не только традиционные методы обучения (лекция, рассказ, объяснение теоретического материала, используя информацию учебного пособия), но и применять информационно-коммуникационные технологии, ведь в современном мире применение ИКТ на уроках делает обучение не только полезным, но и интересным. Рассмотрим некоторые образовательные онлайн-платформы и сервисы, которые возможно использовать для реализации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.Российская Электронная Школа (РЭШ) - это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий [5].
Портал предоставляет множество возможностей как для учеников и их родителей, так и для учителей. На данный момент на портале представлено более 6 000 уроков и более 150 000 уникальных задач. Здесь можно найти материалы по 32 учебным дисциплинам, в том числе и по пяти иностранным языкам. В Российской Электронной Школе уже зарегистрированы более 8.000.000 пользователей и аудитория растёт каждый день. На страницах РЭШ представлены интерактивные уроки от лучших учителей России. Каждый урок включает в себя: короткий видеоролик, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков. А после регистрации каждый пользователь получает доступ к контрольным заданиям.
На портале представлены уроки по 32 предметам с 1 по 11 класс. Все уроки имеют одинаковую структуру (Рис. 1) (в уроках 1 класса отсутствуют контрольные задания)

Рис. 1 - Структура "РЭШ"
- Раздел «Начнем урок» является мотивационным модулем. В нем определены цели и задачи урока, планируемые результаты.
- Раздел «Основная часть» является объясняющим модулем. Содержит в себе обучающее видео, интерактивные задания и теоретический материал по теме урока.
- Раздел «Тренировочные задания» является тренировочным модулем. Включает в себя не менее 8 тестовых заданий различных уровней сложности.
- Разделы «Контрольные задания В1» и «Контрольные задания В2» представляют собой контрольный модуль. В каждом контрольном задании представлено 3 вопроса по теме урока.
- В разделе «Конспект» представлена основная теоретическая информация по теме урока.
- В разделе «Дополнительные материалы» содержатся тезаурус и список дополнительной литературы.
Все разделы, кроме «Контрольные задания В1» и «Контрольные задания В2», доступны без регистрации на сайте. Для прохождения контрольного модуля необходимо авторизоваться на портале.
Рассмотрим еще одну образовательную онлайн-платформу «Я Класс».
2.ЯКласс — образовательная онлайн-платформа для школьников, учителей и родителей (Рис. 2) [6].

Рис. 2 - Образовательная онлайн-платформа "ЯКласс"
Сегодня онлайн-платформой пользуются примерно 9 миллионов школьников из 40 тысяч школ России, Латвии, Армении, Австрии, Финляндии, Германии, Казахстана и Республики Беларусь.
Она очень проста, легка и доступна как для учителя, так и для ученика.  Для регистрации на ресурсе достаточно  минимума информации (адрес электронной почты, образовательное учреждение,  статус). Платформа очень удобна тем, что в каждой теме содержится теоретический блок, тренировочные, домашние и проверочные работы. Есть множество открытых заданий, на которых ученик может потренироваться, отработать умения, проверить усвоение материала. Задания на ресурсе постоянно  генерируются – каждый раз новые. Это снимает проблему списывания, так как у нескольких учеников, выполняющих одну и ту же работу, будут разные варианты. Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»  постоянно пополняется новыми темами и  заданиями. Педагог  об этом информируется модераторами, что позволяет учителю быть в курсе обновлений и  планировать  свою работу.

Также можно создавать проверочные работы и домашние задания, как для всего класса, так и для отдельно взятого ученика, а также учеников, которые не посещают школу. Ресурс даёт возможность разрабатывать работы различного объёма и сложности по своему усмотрению. При назначении  тестов можно определять различное количество попыток для выполнения и тогда в зачёт идёт лучшая. Такая работа вызывает определённый интерес у обучающихся.
Многим ученикам нравится работать с ресурсом. Они могут  работать и  вместе с родителями, причем и по другим предметам, используя ресурс как онлайн-репетитора или тренажёр. Многие задания на «ЯКласс» составлены в формате  ВПР, что позволяет ученикам лучше подготовиться к этим формам контроля.

Итак, рассмотрим онлайн-сервис LearningApps.
3.LearningApps -  сервис, на котором представлено 20 интересных приложений в игровой форме. Создается ощущение, словно данный сервис был разработан для учителей, которые работают преимущественно с детьми. Если взять упражнение «Скачки» и «Найди пару», то выполнены они по мотивам популярных игр для детей. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями, отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала покажутся те упражнения, которые получили более высокую оценку. Если зарегистрироваться на сайте, то можно создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка "Создать подобное приложение". Все созданные в приложения, а также упражнения, выбранные из готовых сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои приложения") [4].

Наилучшим вариантом использования таких упражнений на уроке является наличие компьютеров у детей или интерактивной доски в классе. Для выполнения упражнения мышь помещается на первую парту. Ученики выходят, работают с мышкой и садятся на свои места.
К преимуществам сервиса можно отнести:
- бесплатный;
- дружелюбный русскоязычный интерфейс;
- быстрота создания интерактива;
- моментальная проверка правильности выполнения задания;
- возможность встраивания задания на html-страницу;
- многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
- содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
- возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);
постоянно развивается;
- возможность обмена интерактивными заданиям.
Имеются также и недостатки сервиса:
- часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
- некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще
- в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.
Начало работы в сервисе и регистрация осуществляется следующим образом.
В адресной строке набираем адрес http://learningapps.org.
Главное окно сайта включает в себя следующие элементы:
- Строка «Поиск» (Рис.3) [7];

Рис. 3 - Поиск на LearningApps
- Раздел «Все упражнения» (Рис.4). Все имеющиеся приложения разбиты по категориям и ступеням обучения:

Рис. 4-Все упражнения
- Раздел «Новое упражнение» (Рис.5);

Рис. 5 - Раздел "Новое упражнение"
- Раздел «Вход» (Рис.6).

Рис. 6- Раздел "Вход"
4.Учи. Ру - это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. К преимуществам данной платформы можно отнести следующие: соответствие заданий школьной программе, удобный интерфейс, возможность получения детального отчёта о результатах каждого ученика, наличие различных вебинаров и видеоконференций для учителей, а также большое количество интерактивных и домашних заданий, проверочных работ и видеоуроков. Из недостатков следует отметить только то, что полный курс обучения со всеми предметами, доступный для самостоятельного изучения присутствует только для начальной школы.

5.Stepik - это образовательная платформа, которая не только помогает в проведении олимпиад и программ переподготовки, но и занимается научными исследованиями. Среди преимуществ платформы следует отметить такие, как: доступность и простота в использовании и возможность получения сертификата, структурированность курсов, имеется возможность установить на телефон в мобильном приложении, а также вполне возможно держать обратную связь с авторами курсов и его участниками того или иного курса; кроме того, здесь можно создавать свои собственные курсы. Недостатками платформы являются следующие: не все курсы бесплатны и не всегда выдается сертификат о прохождении того или иного курса.

3.Создание цифровой образовательной среды для обучения математике в старших классах
С помощью онлайн сервиса LearningApps и сервиса создания, редактирования и хранения файлов GOOGLE, были разработаны два интерактивных веб-квеста.
1. «Чип и Дейл в городе случайного и вероятного» - предназначен для проверки знаний учащихся, умения их применять при решении различных задач из «Теории вероятностей», а также для подготовки к ЕГЭ (Рис. 7, Рис. 8, Рис. 9, Рис. 10, Рис. 11, ) [2].

Рис. 7 - Веб-квест "Чип и Дейл в городе случайного и вероятного". Главная страница.

Рис. 8 - Предыстория.

Рис. 9 - Знакомство с темой урока

Рис. 10 - Станция "Теоретическая"

Рис. 11 - Станция "Практическая"

2.Веб-квест «Лило и Стич в затерянном городе» (Рис.12), предназначенный для закрепления и проверки знаний по теме «Показательные уравнения и неравенства», который также можно использовать при подготовке к ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровней [1].

Рис. 12 - Лило и Стич в затерянном городе. Главная страница.

Применение информационных технологий в данном случае позволит расширить знания учащихся по данной теме, вовлечет их в процесс изучения или повторения темы, а также поможет при подготовке к ЕГЭ по математике.
Веб-квест включает в себя множество не только различных теоретических вопросов, но и практических заданий. На сайте сделана удобная навигация. Из каждого раздела можно переместиться в другой, связанный с ним раздел, с помощью внутренних кнопок навигации. Были учтены все нюансы при использовании ссылок на внешние ресурсы (безопасность, отсутствие рекламы и др.).
В задания для самостоятельного решения также вошли задания из ЕГЭ по математике базового и профильного уровня [9]. На все задания доступны ответы для самоконтроля, также можно посмотреть решение, нажав на соответствующую кнопку. Кроме того, к некоторым заданиям есть подсказки, которыми можно воспользоваться при затруднении в выполнении заданий (Рис. 13)

Рис. 13 - Задания и подсказки

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов при обучении математике, в частности, при изучении темы «Показательные уравнения и неравенства» поможет учащимся в самоподготовке к ЕГЭ, расширит знания учащихся по данной теме, а данный веб-квест является хорошим примером обучающего онлайн-сервиса, который сделает урок ярче и интереснее.
Помимо представленных выше интерактивных веб-квестов, нами был разработан Google - сайт по теме «Показательные уравнения и неравенства» для изучения и отработки навыков решения заданий по данной теме [8]. Данный сайт также предназначен для подготовки учащихся к единому государственному экзамену в 10-11 классах. Обучающий сайт предназначен для широкого круга учащихся вне зависимости от выбранного профиля обучения.

3.Google-сайт имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, углублению и систематизации знаний по теме «Решение показательных уравнений и неравенств» при подготовке к экзаменам, а также ориентирован на расширение базового уровня знаний учащихся по математике, является предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами в разделе, посвященном с весьма распространенными методами решения уравнений и неравенств, проверить свои способности к математике. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный сайт будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике.
Разработанный сайт может быть использован учителями математики при подготовке к математическим олимпиадам, ЕГЭ, централизованному тестированию и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Ниже представлены несколько фотографий содержания нашей разработки, а также ссылка на данный Google-сайт «Показательные уравнения и неравенства» (Рис. 14 - 20)

Рис. 14 - Google-сайт "Показательные уравнения и неравенства"- главная страница.

Рис. 15 - Блок "Показательные уравнения"

Рис. 16 - Видеоуроки по теме "Показательные уравнения"

Рис. 17 - Конспект урока "Показательные уравнения"

Рис. 18 - Задания для выполнения по теме "Показательные уравнения"

Рис. 19 - Видеоуроки по теме "Показательные неравенства"

Рис. 20 - Конспект урока "Показательные неравенства"
Более подробно с сайтом можно ознакомиться по ссылке: https://sites.google.com/view/pokazatel-uravneny-neravenstva?usp=sharing.
Выводы и рекомендации
В результате проделанной работы авторами был рассмотрен вопрос современного подхода к образованию, заключающийся в создании и применении цифровых образовательных ресурсов на уроках математики. Было определено, что для более интересного, но не менее эффективного обучения, следует применять современные интерактивные платформы и сервисы для организации учебного процесса, такие как: презентации, видео-уроки, веб-квесты и др, а также можно создавать собственную цифровую среду, наполняя её различными ресурсами и разработками.

Таким образом, мы выделили следующие выводы:
Использование ЦОР при обучении математике в старших классах может повысить мотивацию учащихся, углубить понимание математических концепций и улучшить навыки решения задач. ЦОР обеспечивают интерактивность, визуализацию и возможность индивидуализации обучения, что способствует более эффективному усвоению материала.
Успешное применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе требует активной роли учителя как тьютора и наставника. Учитель должен уметь отбирать подходящие ресурсы, интегрировать их в учебный процесс, предоставлять обратную связь и поддерживать мотивацию учащихся.
ЦОР могут быть особенно полезны для учащихся с разным уровнем подготовки, предоставляя возможность работать в индивидуальном темпе, повторять материал и получать дополнительную помощь. Кроме того, ЦОР могут стимулировать интерес к предмету у тех, кто испытывает трудности с традиционным обучением.
Влияние на развитие компетенций: использование ЦОР способствует развитию не только математических, но и цифровых компетенций учащихся, что является важным аспектом их подготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Необходимо учитывать потенциальные недостатки и риски, связанные с применением ЦОР, такие как зависимость от технического обеспечения, отвлекающие факторы, риск формирования поверхностного понимания и необходимость дополнительной подготовки учителей.
Также, нами был составлен список некоторых рекомендаций, которые могут быть полезны не только для учителей и разработчиков ЦОР, но и для администрации того или иного образовательного учреждения.

Для учителей:
1.Повышать цифровую грамотность: регулярно повышать свою цифровую компетентность, осваивать новые цифровые образовательные ресурсы и методики их применения.
2.Осознанно выбирать ЦОР: тщательно выбирать ЦОР, соответствующие целям урока, содержанию и потребностям учащихся.
3.Интегрировать ЦОР в учебный процесс: включать ЦОР как органичную часть урока, а не просто как дополнение. Использовать их для объяснения нового материала, закрепления знаний, индивидуальной работы и проектной деятельности.
4.Обеспечивать обратную связь: предоставлять учащимся обратную связь по работе с ЦОР, помогать им справляться с трудностями и мотивировать их на дальнейшее обучение.
5.Сочетать разные методы: не ограничиваться использованием только цифровых ресурсов, а сочетать их с традиционными методами обучения.

Для разработчиков ЦОР:
1.Разрабатывать качественные ресурсы: создавать цифровые образовательные ресурсы, которые являются педагогически обоснованными, интерактивными, визуально привлекательными и простыми в использовании.
2.Учитывать потребности учителей и учащихся: разрабатывать ресурсы, которые соответствуют потребностям учителей и учащихся, а также учитывать особенности различных групп учащихся.
3.Обеспечить техническую поддержку: предоставлять пользователям ЦОР техническую поддержку, а также обеспечивать их регулярное обновление.
4.Проводить исследования: изучать эффективность использования разработанных цифровых образовательных ресурсов и вносить необходимые улучшения.
Для администрации образовательных учреждений:
1.Обеспечить техническую базу: обеспечить школы современным техническим оборудованием и доступом к качественному интернету.
2.Финансировать обучение учителей: предоставлять учителям возможность повышать свою цифровую грамотность.
3.Поддерживать внедрение цифровых образовательных ресурсов: создавать условия для апробации и внедрения новых цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.

Библиографический список
1.Веб-квест «Лило и Стич в затерянном городе»: [сайт]. 
2.Веб-квест «Чип и Дейл в городе случайного и вероятного»: [сайт].
3.Воронцова, К. И. Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Показательные уравнения и неравенства»/ К. И. Воронцова, А. В. Фомина – Текст : электронный // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 02 (89) март 2024, Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1. – C. 11-16. – URL (дата обращения : 23.11.2024).
4.Методические рекомендации по работе с приложением LearningApps: -URL: /Метод-рекомендации.pdf/ (дата обращения: 29.11.2024).
5.Образовательная онлайн-платформа «Российская Электронная Школа»: URL: (дата обращения: 23.11.2024).
6.Образовательная онлайн-платформа «ЯКласс». - URL: (дата обращения: 26.11.2024).
7.Онлайн - сервис LearningApps / Текст : электронный // сайт: LearningApps - URL: (дата обращения: 29.11.2024).
8. Показательные уравнения и неравенства: [сайт]. - URL:(дата обращения: 02.11.2024).
9.Фомина А. В., Жолобова. Е. А. Проектирование электронного сборника задач по теме «Показательные уравнения и неравенства» и его применение // XXIV Всерос. студ. науч.-практ. конф. Нижневарт. гос. ун-та / под общ. ред. Д. А. Погонышева. - Нижневартовск : Нижневарт. гос. унт, 2022. - С. 79–87.
10.Шумакова Е. О., Ведомесова О. В. Особенности преподавания математики с использованием информационных технологий // Математическое образование в цифровом обществе: материалы XXXVIII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики ун-тов и пед. вузов. - М. : Изд-во Моск. гор. пед. ун-та, 2019. - С. 308–310.


Категория: Блоги | Добавил: Kristina180702
Просмотров: 91 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 18.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог