Аутизм представляет собой достаточно распространённую проблему детского возраста и характеризуется нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Расстройства аутистического спектра связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Одно из специальных условий организации обучения детей с аутизмом – индивидуальные учебные материалы, которые должны быть составлены специалистом в соответствии с особенностями и перспективами развития каждого ребенка с аутизмом. Процесс его обучения должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребенка с педагогами и детьми.
Коррекционная работа начинается с налаживания эмоционального контакта с ребенком. Нужно построить работу так, чтобы ребенок захотел взаимодействовать со специалистом. Контакт должен вызывать у него положительные эмоции. Важно, чтобы ребенок понял, что с вами ему лучше и интереснее, чем одному. Ребенок должен почувствовать безопасность и уверенность. В ситуации знакомства важно избежать испуга еще и потому, что у таких детей возникший страх надолго закрепляется, и это может по мешать дальнейшему развитию взаимодействия, поэтому ребенка могут спугнуть излишняя активность специалиста, вопросы, настойчивые предложения что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть. Нужно постараться ненавязчиво попробовать привлечь к себе внимание ребенка сен сорным стимулом, например, пуская мыльные пузыри, переливая водичку. Постепенно ребенок начинает проявлять интерес.
Дети с РАС надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушка ми – привлекательные сенсорные свойства. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится ронять на пол, трогать, вертеть, подбрасывать, что-то нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, чем их сенсорные свойства. Сенсорными условно называются игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
• зрительными (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
• слуховыми (ребенок слышит разнообразные звуки – от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
• обонятельными (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата цветка и маминых духов до запаха ветки хвои и запаха апельсина);
• вкусовыми (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда);
• тактильными (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: различные по фактуре материалы – от мягкой ткани до прохладной гладкой поверхности стекла, различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шары и кубики); • двигательными (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег).
Поэтому, для того, чтобы помочь ребенку уйти от стереотипных игр, предлагаем ему следующие сенсорные игры:
• Игра с красками «Цветная вода» (для игры потребуется гуашь, ки сточки, прозрачные стаканы). Поэтапно проводим действия: размешивание гуаши в воде, рисование на мокром листе; игра в «Дом» (желтая краска – лимонад, белая – молоко, коричневая – кофе и т.д.).
• Игра с водой: переливание, брызгание (посещение бассейна, реки); бросание камешков в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды.
• Игры со льдом: «тает льдинка» – в стеклянный стакан налейте го рячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» – приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» – замораживайте воду в различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.
• Игры с мыльными пузырями: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку-вертушку, через трубочку в стакан; игра с мыльными пузырями.
• Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.
• Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки, создание пластилиновой картинки (размазывание различных цветов пластилина по картону: зеленая трава, красные ягоды, желтое солнышко и т.д.).
• Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.
• Игры со звуком: послушаем звуки – скрип двери, стук ложки о ста кан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.
• Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихов, пение детских песен.
• Совместное рисование. Это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Сенсорные игры позволяют детям получать новые ощущения от разных сенсорных источников: зрительные включают методики по изучению восприятия цвета (например, если один цвет перетекает в другой или цвета смешиваются); слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки в обычной жизни (журчание воды, звуки музыки, пение птиц); тактильные игры основаны на прикосновениях к различным поверхностям (ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей, понимать величину предмета, его форму, цвет).
Таким образом, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
• возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
• получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
• переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
• внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые пред ставления о социальных взаимоотношениях.
Игровая деятельность ребенка с аутизмом – это основной источник его развития. Каждый вид игры решает свою задачу. Стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним. Также она дает возможность пере ключить внимание ребенка, если его поведение выходит из-под контроля, а сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание прият ных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую.
Список литературы
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.
2. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенден цией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2004. № 8.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и вос питание: Программа. М.: Просвещение, 2003.
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути по мощи. М., 2007.
5. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта.
|