Сегодня: 05.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Возможности образовательной платформы "Глобальная школьная лаборатория" для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

СКАЧАТЬ (22.8 Kb) 30.04.2023, 08:26
Цехмейстер Ирина Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ м "Гимназия №1"
Вопрос, чему и как учить подрастающее поколение — это вечные вопросы дидактики. Педагоги-новаторы во все времена пытались вырабатывать и внедрять в практику требования к содержанию образования, отражающие современные им представления о работе «новой школы». Сейчас очень много говорится о том, что строим «новую школу», новое пространство образования, вводим инновации в образовательный процесс.

Инновации, или нововведения, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и коллективов.

Часто под инновацией понимают любое нововведение, нечто новое. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время».[1].

В России интерес к модернизации был заложен ещё Петром I, который сделал первые существенные практические шаги — в экономике, развитии науки и просвещения. Вводя новшества, Петр I энергично и решительно отказывался от старых порядков.

В XIX столетии «инновация» приходит в сферу научного знания и в разных областях науки. Педагогические инновационные процессы стали предметом изучения на Западе с 50-х годов ХХ столетия. А в словарях русского литературного языка еще в 80-е годы прошлого века такого слова, как «инновация» не было. Исследователи Герасимов Г.И. и Илюхина Л.В., отметили «само понятие «инновация», действуя в определенных исторических и социокультурных условиях, наполняется новым, соответствующим этим условиям содержанием и несёт другой - смысл.[2] Исследователи Азгальдов Г.Г. и Костин А.В. говорят, что «термин «инновация» постепенно становится таким же важным, и где-то даже – модным, каким не так давно пытались сделать термины «эффективность и качество». И, к сожалению, - столь же неопределенным». [3]

Исследование, которое проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения показал, что 53% трудно объяснить, что такое «инновации». 22% опрошенных ответили, что этот термин обозначает разные нововведения; 15% считают, что это внедрение современных технологий; 6% - что использование достижений науки техники. По 3% определяют инновации как большие социальные изменения или называют конкретные факты нововведений; 1% полагает, что это инвестиции в перспективные отрасли экономики.[4]

Инновации в образовании — это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из важных компонентов педагогической деятельности учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. «Переход России на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Это наш абсолютный национальный приоритет» (Президент России В.В. Путин).

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Инновации вводятся сегодня повсеместно, практически во всех областях человеческой деятельности. Они стали одним из характерных признаков нашей эпохи. Новый образовательный стандарт выделяет как приоритетные направления образовательной деятельности проектную и исследовательскую деятельность, освоение ИКТ, формирование надпредметных компетенций. В связи с этим, в частности, появилось и повсеместно распространилось новое, современное содержание понятия «проект», рассматриваемое как полный, завершенный цикл продуктивной (инновационной) деятельности – как деятельности отдельного человека, так и группы, или организации, или региона, страны в целом, или группы стран (международные проекты).

Появилась даже новая отрасль знания – «управление проектами», имеющая в своей основе системный анализ – учение о системе методов исследования или проектирование сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем».

Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно — ориентированной педагогической системы.

Приступая к введению ФГОС НОО, многие задавали вопрос: «Возможно ли обеспечить выполнение требований стандарта, не увеличивая количество часов на изучение того или иного предмета?» Проект ГлобалЛаб стал инновационной моделью, позволяющей реализовать требования ФГОС НОО оптимальными средствами.

Глобальная Школьная Лаборатория — это международный образовательный межпредметный проект, построенный на информационно-коммуникационных технологиях, сетевая платформа поддержки совместной исследовательской деятельности школьников. Сообщество Глобальная лаборатория — это объединение учеников и преподавателей всего мира, направленное на познание и изучение окружающего среды. Все участники проекта соединены в одну команду исследователей и объединены, с помощью телекоммуникационной сети Интернет, общей целью – изучить природу родного края, научиться совместной работе с другими школьниками из разных регионов России и мира и тем самым подготовиться к жизни в информационном обществе.

Данный проект помогает учащимся увидеть в каждом школьном предмете не только «материал для запоминания», но и материал для творческого исследования». Участвуя в проекте, школьник из объекта получения знаний переходит в категорию субъекта конструирования знания. Это повышает мотивацию школьников, знакомит их с научным подходом, делает знания более личностно значимыми. Знакомясь с результатами других команд, ученики ГлобалЛаб ощущают себя частью сообщества школьников-исследователей. Для проведения совместных проектов и исследований, разработчиками проекта, разработан комплект методических и дидактических материалов и вебсайт (www.globallab.ru), на котором дети могут размещать результаты совместных исследований в виде текстов, снимков, фильмов и презентаций, представлять их (в виде карты, графиков и диаграмм), обсуждать их на форуме. Для работы представлены все необходимые информационные ресурсы и информационные инструменты для реализации совместных исследовательских проектов учащихся, в совокупности с элементами социальной сети, ориентированной на учителя и учащихся.

Все эти инструменты собраны в учебные модули принципиально нового типа, которые в Глобал-Лаб получили название «мультимедийные исследовательские модули» (МИМы). Тематические МИМы собраны в этапы, последовательность которых создает логику учебного года Глобальной школьной лаборатории. Каждый МИМ создан для поддержки определенной учебной темы, но все они содержат стандартный набор информационных ресурсов и инструментов, обеспечивающие как прохождение фактического материала, так и выполнение совместного исследования на его основе.

Главный принцип работы с уроками - постоянное обсуждение вопросов в классе. Большинство задач мультимедийного урока требует привлечения жизненного опыта учащихся, бытовых знаний, которыми они обладают, имеют межпредметный, интегративный характер. Этим обусловлено принципиальное отличие Глобальной школьной лаборатории как образовательного ресурса от традиционных образовательных систем. Внешне полученные учащиеся знания не игнорируют как малоценные, детям не навязывают специально отобранные педагогом знания. При опоре на знания, получаемые учащимся извне, сделан акцент на их систематизации, на привитии навыков анализа информации, критического мышления. Главная задача - научить школьника собирать информацию в ситуации заведомой неполноты и зачастую недостаточной достоверности информации.

Мультимедийные уроки ГлобалЛаб, входящие в состав каждого МИМа, предназначены для работы в классе с мультимедийным проектором или, при наличии такой возможности, в режиме «один ученик - один компьютер». Мультимедийные уроки разработаны на основе задачного подхода. Главный принцип работы с уроками - постоянное обсуждение вопросов в классе. Большинство задач мультимедийного урока требует привлечения жизненного опыта учащихся, бытовых знаний, которыми они обладают, имеют межпредметный, интегративный характер. Этим обусловлено принципиальное отличие Глобальной школьной лаборатории как образовательного ресурса от традиционных образовательных систем. Главная задача - научить школьника собирать информацию в ситуации заведомой неполноты и зачастую недостаточной достоверности информации. [6]

Создатели проекта учли также и возрастные особенности обучающихся.
В проекте могут участвовать как ученики начальной школы, так и старшей. На сайте Глобальной школьной лаборатории есть специально разработанные для начальной школы образовательные ресурсы, именно здесь ученики начальной школы могут получить первые навыки проектной и исследовательской работы в рамках курса «Окружающий мир». Систематическая работа учащихся начальной школы с электронным образовательным ресурсом «Глобальная школьная лаборатория» позволяет им овладеть целым рядом познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Учащиеся начальной школы, выполняя проекты и исследования с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, могут быть представлены педагогической общественности и родителям учеников. Работа в ГлобалЛаб может продолжаться в предметах естественнонаучного цикла 5-7-х классов, а впоследствии интегрироваться с курсами биологии, химии и физики.

Выполнение конкретных исследовательских проектов предполагает использование именно своего местного материала. Учащиеся выбирают себе опытный участок поблизости от своей школы и выполняют там определенные исследования: изучают рельеф и микроклимат, флору и фауну, исторические события, которые происходили на этой территории.

Очень важно, что исследования можно выполнять на том уровне, на котором ребята способны работать в данный момент. Тем самым поддерживается самая методологически оправданная модель образования: перед начинающими исследователями, первоклассниками, второклассниками, сразу ставят достаточно крупную задачу, предоставляют реальный (а не упрощенный) материал, но проработка его начинается на доступном первокласснику уровне, а потом углубляется, по мере того как подрастает наш естествоиспытатель. ГлобалЛаб может помочь учащимся увидеть в каждом школьном предмете не только «материал для запоминания», но и материал для творческого исследования».

Выполнение школьниками из разных частей земного шара конкретных исследовательских измерений по стандартному протоколу, смогут сравнить и проанализировать совместно полученные результаты, то вместо традиционного пассивного получения знаний из учебников или от учителей школьники перейдут к активному конструированию знания. Они будут участвовать в процессе получения данных, самостоятельно выявлять закономерности и «открывать» существующие законы, возможно, даже совершать настоящие небольшие открытия на материале своих опытных участков.

Миллионы учёных на планете не одну сотню лет исследуют Природу. Они открывают всё новые и новые законы природы, новые вещества, неизвестных ранее живых существ. Изобретают новые приборы и технические средства, лекарства и способы лечения, методы исследования и методы обучения. Глубоко понять результаты научных исследований может только человек с собственным опытом исследовательской работы.

В течение всего курса Глобальной лаборатории учащиеся будут собирать и обмениваться данными, собранными на их опытных площадках. Опытные площадки связаны с повседневной жизнью детей и отражают экологические особенности местности, в которой они живут, их города, села или поселка. Тот факт, что учащиеся должны сами решить, какой участок они выберут в качестве опытной площадки, имеет большое значение для всего курса. Возможно, впервые в их школьной жизни, дети сами выбирают предмет, который они будут изучать два года.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Ссылки на источники
1. Карпова Ю.А.. Инновации, интеллект, образование. М.. 1998.
2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/д: НМД «Логос», 1999.
3. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60).
4. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997


Категория: Блоги | Добавил: mediy
Просмотров: 160 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог