Формирование экологической грамотности личности выступает приоритетным направлением работы с детьми школьного возраста. С. Ф. Русова отмечала, что уже с молодого возраста нужно формировать знания по естествознанию, и считать их первой наукой для детей. Автор отмечала, что ребёнок так связан со всеми природными элементами, что его нужно как можно ближе окружить природой. С. Н. Лысенко утверждает, что состояние окружающей среды, её красота и неповторимость являются для ребёнка не только источником знаний, но и эмоциональных переживаний.
Основными задачами формирования экологической культуры выступает формирование эмоциональной сферы, развитие эстетических чувств, любви к природе, формирование ответственного отношения к природе и природосообразному поведению.
Экологическая грамотность – это способность личности к целесообразному поведению в различных жизненных ситуациях, основывающаяся на эмоционально-ценностном отношении к природе, знаниях её законов и формирующаяся в пространстве познавательной, исследовательской, трудовой, игровой деятельности [1].
Экологическая грамотность личности ребёнка младшего школьного возраста предполагает сформированность представлений о природе планеты Земля и Вселенной, о том, что на планете Земля есть неодушевлённые и живые объекты. Ребёнок может устанавливать зависимость объектов природы от экологических факторов; владеть названиями искусственных материалов; изготовленных человеком из природного сырья; осознать, что жизнь человека невозможна без природы; быть осведомлённым о положительном и негативном воздействии человека на окружающую среду; интересоваться проблемами окружающей среды; иметь первичные навыки природосохранного поведения, сознательно использовать знания о природе в различных видах деятельности и жизненных ситуациях, ориентироваться в деятельности человека, направленной на сохранение, воспроизводство и охрану природы. Он может объяснить на элементарном уровне необходимость устойчивого образа собственной жизни, сознательно выбирает действия, направленные на укрепление собственного здоровья, выражает ощущение личной причастности к сохранению ресурсов планеты и собственной страны, способен не только осознавать важность правил общественной жизни, смысл конкретного правила, но и уметь объяснить другому, почему следует поступать так, а не иначе и пр.
Для реализации поставленных задач традиционные методы не всегда эффективны. С. Ф. Русова отмечала, что основа обучения – это любопытство. Именно поэтому, для формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста используется проектная деятельность. Она позволяет сформировать умение планировать свои действия, искать пути решения проблем, способствует развитию познавательного интереса, творчеству ребёнка, прочному усвоению знаний, приучает ребёнка не искать готовые ответы, а самостоятельно под руководством педагога приобретать новые знания, даёт возможность выбирать тему для проекта не педагогу, а ученикам.
Проектная деятельность пронизывает все виды деятельности и раскрывает возможности для плодотворного взаимодействия с родителями школьников и другими специалистами школы, что, безусловно, влияет на эффективность формирования у обучающихся экологической грамотности.
Метод проектов не нов, поскольку, возник в 20-е годы ХХ столетия в США и нашёл своё отражение в педагогических взглядах Джона Дьюи. Важные вопросы организации проектной деятельности нашли отражение в научных работах С. Г. Алексеева, Т. Г. Беловой, И. С. Корпоголова, А. И. Савенкова и др.
Согласно Л. Н. Матвеевой, Д. А. Бакиевой под экологическим проектом следует понимать самостоятельную научно-исследовательскую творческую работу педагога и учащихся на экологическую тематику, которая направлена на решение экологических проблем в процессе учебной деятельности [2].
Существует множество классификаций проектов. Однако, наиболее полной и удачной является классификация, предложенная Е. С. Полат, где выделяются следующие признаки: по приоритетному методу (исследовательский, творческий, роле-игровой, ознакомительно-ориентировочный); по характеру координации проекта (непосредственный, в котором нет реального участника, вымышлен или предполагается); по характеру контакта (в рамках одной группы, учреждения, города, страны); по количеству участников (единичные, парные, групповые, коллективные); по продолжительности проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).
Е. Н. Карбань, Н. В. Рубцова, К. Ф. Ерощенко выделяют методические рекомендации по организации экологических проектов младших школьников, а именно:
1) экологические проекты должны быть актуальными и способствовать формированию экологической культуры школьников;
2) при организации экологических проектов следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка;
3) во время исследований необходимо задействовать все анализаторы;
4) в процессе проведения экологических проектов следует поддерживать инициативу детей, развивать детскую фантазию и способствовать воспитанию самостоятельности учащихся;
5) при выполнении проектов важны партнёрские отношения между педагогом и учениками [1].
Проектная деятельность по формированию экологической грамотности младших школьников должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, учащимся необходима свобода выбора. Необходимо относится к наблюдениям учеников серьёзно, проявлять интерес к их исследованиям. В процессе исследования должны быть задействованы все органы чувств, нужно помочь ученикам видеть необычное в обыденном. Для успешной работы над проектом необходимо соблюдать определённый алгоритм: давать возможность ученикам выбирать тему, идею проекта и предоставлять им возможность действовать самостоятельно.
Таким образом, проектная деятельность, основанная на активной поисково-исследовательской деятельности, интереса обучающихся является эффективной в формировании экологической грамотности.
Список литературных источников
1. Карабань Е. Н. Проектная деятельность как форма экологического образования школьников / Е. Н. Карбань, Н. В. Рубцова, К. Ф. Ерощенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – №2 (35). – С 116-119.
2. Матвеева Л. Н. Проект как средство экологического образования младших школьников / Л. Н. Матвеева, Д. А. Бакиева //Молодой учёный. – 2018. – №18 (204). – С. 180-182.
3. Шилова В. С. Основные формы социально-экологического образования школьников / В. С. Шилова // Социально-экологическое образование учащейся молодёжи: проблемы и перспективы. Юбилейный сборник научных статей. Ответственный редактор В. С. Шилова. Ульяновск. – 2020. – С. 138-143.
|