Арсентьева Ольга Александровна
Преподаватель обществознаня
ГБПОУ КК ТТКР Краснодарский край
Преподаватель обществознания
Введение в систему наставничества при освоении учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание»
Система наставничества в последнее время активно тиражируется и аккумулируется в системе СПО. Побывав на совещании в Краснодарском политехническом колледже и прослушав выступающих по теме «Наставничество в СПО» у меня сложилась четкое понимание системы, так активно рекомендованной и в дальнейшем- обязательной в системе образования. Выступающий продемонстрировал участникам свое видение работы наставничества по методу «Ученик-Ученик». Внедрение такого вида работы, как наставничество, требует не только теоретической основы –фундамента, но и практического обучения по всем формам наставничества, назовем это обучение – «Курсы повышения квалификации по внедрению форм наставничества в системе СПО».
Изучение теоретических основ по данному вопросу я начала с работы «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» изданного под руководством профессора Синягиной Н.Ю.
Некоторые термины и понятия понимались мною не так как утверждали авторы работы, что говорит о моем методическом отставании, а я являюсь руководителем методического объединения общеобразовательного цикла социально-экономических дисциплин! Вывод: учиться, совершенствовать свой предметный и методический уровень надо на протяжении всей педагогической деятельности. Наука не стоит на месте и нам категорически нельзя отставать!
Так кто же такой наставник?
Авторы дают определение, что наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Я попробовала применить данную систему в одной из предложенных форм наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК». Все предложенные кейсы были «прогнаны» на мне в виртуальном варианте и какой же вывод был сделан: «Система наставничества по данной форме – это ни что иное, как хорошо забытое старое, а именно – это «пионерские звездочки», которые вырастили нас в системе начальной школы СССР. Конечно, современному педагогическому поколению, рожденному в 90-2000 годы эта система ничего не расскажет, но мы, рожденные в СССР, помним, как занимались в пионерских и октябрятских звездочках (группа – 5 человек, есть самый ответственный, лучший вариант для учителя - отличник. Он занимается с отстающими, руководит допустимым и определенным контролем, при выполнении поставленных учителем задач. Данная форма работы, соответственно, повышала качественные показатели и успеваемость в классе!). Дробление класса на 5-6 звездочек помогало эффективно организовать работу при выполнении домашнего задания, успешно привлекать разбитые на подгруппы звенья в проведении различных соревнованиях, конкурсах. Так легче руководить, контролировать и внедрять сложные задания.
Вернемся к наставничеству: мною опробована данная форма при проведении занятий общеобразовательного цикла по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право) для технического цикла. Сложился алгоритм работы. Хотелось бы вам его продемонстрировать:
1. Теоретический фундамент.
Ведение теоретических уроков надо вести довольно продолжительно. Студенты не успевают себя показать за месяц-два. Надо дать базу, а потом требовать.
2. Отбор наставников
Преподаватель наблюдает и составляет свой мониторинг успеваемости после 3-4 контрольных работ. После этого – выделяем несколько самых успешных кандидатов в наставники по предмету.
3. Подготовка кандидатов
Это кропотливая работа с отличниками по учебной дисциплине. В условиях изоляции и карантина – это дистанционная работа. Дополнительные задания, обсуждение и опрос материала по СКАЙПУ, в ZOOM и другие формы. Это трудный путь, который не может быть бесконечным. Ребята поступили в ОУ не только за аттестатом, но и главное - получить профессию, научиться работать практически, поэтому на данном этапе организована деятельность с одной группой, обучение которых составляет 3.10 года. Ведется предварительная работа с ведущими наставниками. Это отвлекает ребят от других предметов, но такую работу проводить все-таки можно. Сам процесс- задача; сама работа в группах под руководством наставника, текущие вопросы или помощь наставнику. Он должен знать, что «мега мозг» рядом.
4. Формирование пар «Наставник-ученик»
Формирование подгрупп происходит по принципу 1) случайного отбора, 2) личного выбора наставника, 3) желания самих участников подгрупп, 4) по удобству расположения. Эти пары желательно не разбивать, так как наставник со временем осваивается со своим мини коллективом, и работа идет быстрее.
5. Мотивация для наставника.
В целевой программе предложена мотивация в виде поощрения наставников Грамотами и Благодарностями, а также возможность реализации лидерского потенциала. Я предлагаю более эффективную мотивацию – это самозачет ведущим наставникам по учебному предмету, где вид самозачета –это защита «Социального проекта». Данный вид защиты и название проекта указала при разработке Рабочей программы по ОУД «Обществознание».
6. Выводы работы:
Наставник каждой из подгрупп выставляет оценочные данные. Ребята могут оспорить и доказать свою правоту, но только в рамках своих подгрупп. Тихо и спокойно идет обсуждение. Результат заносится в журнал. Наставники делают вывод по ходу мероприятия и вносят свои замечания и предложения.
Результаты педагогической деятельности: цели по раскрытию раскрытие потенциала личности как наставляемых, так и самого наставника (студента) осуществимы. Можно воочию увидеть, как ребята реализуют профессиональной и личностный потенциал, умело выходят из реальных конфликтных ситуаций, развивают навыки коммуникативного общения. Система поддержки, кураторства помогает наставникам (студентам) не теряться в современных условиях неопределенности. Задачи реализации формы наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК»: подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории - считаю выполнимыми.
|