Сегодня: 06.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Выпускная квалификационная работа на тему: Использование робототехнических наборов на уроках окружающего мира как средство развития учебно-п

СКАЧАТЬ (8.51 Mb) 10.06.2023, 18:43
Здорова Дарья Андреевна
педагог начального образования, Муниципальное Автономное Образовательное учреждение "Гимназия №2"
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
Допустить к защите
Зам. Директора по УД
О.Ю. Овчинникова
__________________
«___» _____________

Выпускная квалификационная работа
на тему: Использование робототехнических наборов на уроках окружающего мира как средство развития учебно-познавательной компетенции у детей младшего школьного возраста

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Выполнил
Студент__________________Д.А. Здорова
Группа 446а
Руководитель __________В.В. Михайлова
Рецензент_____________Р.У. Арифулина
к. п.н., доцент


Нижний Новгород
2023 г. 

 
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РОБОТЕХНИЧЕСКИХ НАБОРОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 9
1.1 Значение развития учебно-познавательных компетенции у детей младшей школы 9
1.2 Использование робототехнических наборов на уроках окружающего мира 14
1.3 Окружающий мир, как средство развития учебно-познавательных компетенций на основе использования робототехнических наборов 21
Вывод по 1 разделу 29
2. ЭКСПЕРИМНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗВАНИИ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ НАБОРОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 31
2.1 Анализ уровня развития учебно-познавательных компетенций у детей младшего школьного возраста 31
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию учебно-познавательных компетенций детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира, посредством использования робототехнических наборов Lego 50
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно – экспериментальной работы по развитию учебно-познавательных компетенций детей младшего школьного возраста с использованием робототехнических наборов на уроках окружающего мира 54
Вывод по 2 разделу 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

ВВЕДЕНИЕ
Введение нового стандарта в практику работы начальной школы с текущего учебного года повлекло за собой не столько изменение содержания обучения, сколько конкретизацию этого же обучения. Новые ФГОС 2022, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие уточняются. Но при этом освоение новых ФГОС дается начальной школе легко, ведь это тоже самое обучение к которому все привыкли, только с большим акцентом на какие-то направления.

Младший школьный возраст [24] – это период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности, от характера и результативности которой непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводит к становлению чувства компетентности.

Учебно-познавательная компетентность занимает приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей, обозначенных федеральной стратегией совершенствования образования. Данную компетентность следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности ребёнка, ибо она позволяет получить качественное общее среднее образование, затем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность. Ключевой характер данной компетентности проявляется еще и в том, что она обязательно входит в остальные компетентности, и их эффективная реализация во многом зависит от познавательной составляющей.

Учебно-познавательная компетентность включает в себя умения:
1. умение ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснить свою цель;
2. организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
3. умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
4. умение ставить познавательные задачи, выбирать необходимые средства и пути ее разрешения, описывать результаты, формулировать выводы;
5. умение осуществлять развернутый и сокращенный виды контроля за ходом своей учебной деятельности;
6. умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с символами; составлять проверочные задания.

Вопросом развития учебно-познавательных компетенций у учащихся начальной школы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

В данной сфере развития основное внимание уделяется не только его содержанию, но и технологиям с помощью которых это все реализуется. Smart notebook, Smart доска, всеми используемые презентации Power Point, и так далее. Все это можно обозначить одним общим простым термином «ИКТ» или «Информационно-коммуникационные технологии». Сейчас все чаще можно заметить, что молодые специалисты используют роботов, как материал, который затрагивает большее количество органов чувств.

Робототехника –это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов-роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. А где можно ярче всего продемонстрировать данную технику в школьной программе?

Окружающий мир, как предмет, в большой части построен на наблюдении и лабораторных работах. Но в них, особенно в начальной школе, есть множество погрешностей, что с легкостью можно избежать с помощью образовательной робототехники. Но робототехнические наборы может приобрести не каждая школа. Поскольку стоят они не малых денег, при этом, и не каждый педагог умело может использовать это на своих уроках и получается, что детям приходиться довольствоваться малым. Отсюда и возникает проблема, что образовательная робототехника нужна и полезна, но ее не достаточно в школах, а, следовательно, и на практике ее мало кто показывал, не раскрывая всю ее пользу.

Если же предположить, что у школы есть средства на воплощение данного вида работы, педагог знает и умеет с помощью этого развивать учебно-познавательные компетенции, а хватит ли ему на это времени? И правда ли, что робототехнические наборы смогут развивать нужные компетенции? Ведь, несмотря на то, что идет век новых технологий в будущее шагать многим страшно, а если ты еще и «первопроходец», то в этом что ты делаешь нужно быть уверенным на все 150 процентов.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что ситуация неоднозначна. С одной стороны, есть потребности в развитие учебно-познавательных компетенций у детей младшего школьного возраста с помощью современных средств обучения, с другой стороны, в теории и практике методики зачастую описаны примеры применения традиционны методов развития. Что же будет, если мы объединим эти стороны?

А появляется тема нашего исследования «Использование робототехнических наборов, как средство развития учебно-познавательной компетенции у детей младшего школьного возраста».

Объект исследования: процесс развития учебно-познавательных компетенций у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: возможности применения робототехнических наборов на уроках окружающего мира с целью развития учебно-познавательных компетенций у младших школьников.

Гипотеза исследования: Использование робототехнических наборов на уроках окружающего мира будет способствовать развитию формирования учебно-познавательных компетенций.
Цель исследования: Исследование возможностей использования робототехнических наборов на уроках окружающего мира с целью развития учебно-познавательных компетенций у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и ФГОС НОО с целью выявления особенностей развития учебно-познавательных компетенций.
2) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и методические пособия по работе с образовательными робототехническими наборами.
3) Выделить методики диагностики уровня развития учебно-познавательной компетенции у детей младшего школьного возраста.
4) Разработать и реализовать на уроках окружающего мира использование робототехники, направленное на развитие учебно-познавательных компетенций.
5) Провести повторную диагностику и доказать или опровергнуть поставленную гипотезу, сделать выводы по данной теме.

В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
1) Теоритические:
а) Изучение нужной литературы по теме
б) Сравнение полученных результатов в соответствии с намеченными целями
в) Обобщение накопленного опыта
2) Эмперические:
а) Изучение литературы и других источников
б) Изучение продуктов деятельности

Понятийно-категориальный аппарат:
«ФГОС НОО» [24] — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании. Стандарт имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования.

«Учебно-познавательная компетенция» [24] — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

«Образовательная робототехника» [22]— это учебная среда, основанная на использовании роботов для преподавательских целей. В ней учащиеся вовлечены и мотивированы самостоятельным моделированием и конструированием моделей (объектов, имеющих схожие или полностью идентичные реальным объектам характеристики).

Для проведения экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №2» города Нижнего Новгорода. Для осуществления эксперимента был определённо две группы. Экспериментальная и контрольная группа - 2Б класс в количестве 31 человек.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: dzdorova
Просмотров: 174 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 06.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог