Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Выращивание тюльпанов в искусственных условиях

СКАЧАТЬ (4.51 Mb) 01.11.2021, 19:18
Зуева Лариса Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №37 г.Пензы

Введение

Цветы – это одно из самых красивых творений природы. К сожалению, в нашем климате в естественных условиях (в садах и лесах) цветущие растения можно наблюдать только в теплую половину года – с апреля, когда нас радуют первоцветы (подснежник, медуница, анемон), по октябрь, когда заканчивается цветение гортензий, астр, хризантем, ноготков.

В сказке Маршака «Двенадцать месяцев» любоваться подснежниками посреди зимы герои могли только благодаря волшебству. Но в реальной жизни человек давно научился «обманывать» природу и так изменять жизненный цикл растений, чтобы в любое время года, к любому празднику получать лучшее украшение – живые цветы. Конечно, распускаются они не в холодном зимнем лесу, как в сказке, а в специально оборудованных теплицах.

Как уверяют специалисты, все луковичные растения можно заставить зацвести в любое время года, если создать им подходящие условия. При этом есть группа более теплолюбивых луковичных (амариллис, фрезии), которые широко распространены как комнатные растения и традиционно цветут зимой без серьезного ухода. Это происходит потому, что в природе они живут без очень холодного зимнего периода и в домашних условиях тоже не требуют предварительного выдерживания в холоде. [3]

Однако можно заставить зацвести зимой и луковичные наших холодных широт (гиацинты, тюльпаны, крокусы, ирисы). Для этого им надо обязательно устроить «зимовку», более короткую, чем в природе, и затем поместить их в условия, сходные с условиями прихода весны в наши края. Нам захотелось, чтобы весна для наших тюльпанов наступила на 2 месяца раньше, чем в природе, чтобы они распустились не к девятому мая, а к восьмому марта.

Таким образом, поставлена цель исследования: выявить особенности выращивания и «выгонки» в домашних условиях луковичных растений на примере тюльпана сорта «Парад».

Задачи исследования:

 

  1. Найти и изучить информацию по выращиванию тюльпанов в естественных и искусственных условиях.
  2. Провести опрос учащихся 3-х классов с целью определения уровня знаний о выращивании луковичных растений в домашних условиях и актуальности исследований.
  3. Провести наблюдения за жизненным циклом тюльпана в природе.
  4. Подобрать посадочный материал для постановки эксперимента.
  5. Произвести эксперимент по выращиванию тюльпанов в домашних условиях.
Объект исследования: тюльпаны, учащиеся 3 классов.
Предмет исследования: жизненный цикл тюльпанов в естественных и искусственных условиях.
База исследования: МОУ СОШ №37, г.Пенза
Гипотеза исследования: в домашних условиях, без сложного оборудования и профессиональных навыков можно добиться цветения тюльпанов раньше, чем в природе.
Методы исследования:
- изучение теоретических данных,
- изучение опыта специалистов по выращиванию цветов,
- наблюдение,
- анкетирование
- эксперимент

Глава 1. Теоретические сведения о выращивании тюльпанов в естественных и искусственных условиях.
Род «Тюльпан» относится к семейству лилейных. Это травянистое луковичное растение состоит из луковицы, корней, стебля, цветка и листьев [4]. Луковичные растения издавна ценились и за красоту цветов, и как источник пищи. Цветки лилии и ириса даже были религиозными и королевскими символами у разных народов. Еще до наступления нашей эры в таких странах как Греция, Египет, Индия, Китай, Корея выращивались лилия, крокус, нарцисс, гладиолус, лютик, лук, ирис, гиацинт. [1]

Родина тюльпана – Персия, позже цветок распространился  в Турции, в Южной Европе (в том числе на юге Руси). Первые упоминания о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок был известен как «дульбаш», или «талибан», что в переводе означает «тюрбан». Тюльпан стал известен в Европе довольно поздно, в XVI веке, когда первые луковицы этого растения из Турции попали в Австрию, а затем в Голландию, где к тюльпану пришел огромный успех. В XVII веке Голландию охватила настоящая «тюльпаномания», когда цены на луковицы тюльпанов, особенно новых сортов, достигли невероятной величины. За некоторые новые сорта можно было купить дом и даже целые имения. Селекцией и выращиванием тюльпанов занимались только очень опытные специалисты. [1]

Предками современного садового тюльпана являются разнообразные дикорастущие виды. Всего видов диких тюльпанов насчитывается около 150. В естественных условиях эти тюльпаны произрастают в степях, полупустынях и горных районах Азии. Знать место происхождения растения очень важно, если планируешь его выращивать, чтобы создать наиболее подходящие для него условия. Тюльпаны привычны к экстремальным климатическим условиям: долгие, суровые зимы, лишь несколько влажных недель весной и сухое жаркое лето. [1] Под влиянием весенней влаги тюльпаны прорастают, и наступает пора цветения. После цветения с наступлением жаркого периода надземная часть тюльпанов (листья и стебли) желтеет и усыхает. Наступает длительный период покоя. Но придет следующая весна, из оставшейся в земле луковицы появится новый росток, и все повторится сначала.

Исследование знаний учащихся о луковичных растениях и их выращивании в искусственных условиях
Был проведен опрос учащихся 3-х классов, которым были заданы вопросы о луковичных растениях и, в частности, о тюльпанах, об их происхождении и жизненном цикле (Приложение 2).

Получены следующие результаты:

 
  1. Хотели бы иметь дома цветущие растения 94% учащихся
  2. Из луковичных растений учащиеся знают тюльпан 30%, гладиолус – 26%, лук – 24%, чеснок – 18,5%, ирис – 2%.
  3. О цветущих зимой комнатных растениях знают 16%
  4. Из семейства лилейных  18,5% учащихся назвали лилию, 4% - тюльпан
  5. О стране происхождения тюльпанов знают 0% учащихся
  6. О подходящих для тюльпанов климатических условиях  знают 15% учащихся
  7. Считают возможным вырастить дома:  подснежники 5,5% учащихся, тюльпаны - 74% учащихся
  8. О времени цветения тюльпанов в природе (весна) знают 85% учащихся, в искусственных условиях (зима, весна) - 31% учащихся

Таким образом, можно сделать вывод: учащиеся 3-х классов слабо осведомлены о жизни такого растения, как тюльпан, при этом в целом с группой луковичных растений они знакомы хуже, а в целом с семейством лилейных – еще хуже.

Многие дети не знакомы с возможностью выращивания луковичных в домашних условиях.
Большинству детей нравятся цветущие растения дома, поэтому можно делать вывод, что тема данного исследования может быть интересна младшим школьникам, которые мало знают о возможности выращивания луковичных растений в домашних условиях.

Глава 2. Наблюдения за жизненным циклом тюльпанов в естественных условиях. Постановка эксперимента по выращиванию и «выгонке» тюльпанов в искусственных условиях

Все этапы наблюдений и опыта приведены в таблице:

 
№ п.п. Дата Место Действие Результат
1 20.04.2018 Садовый участок Наблюдение за тюльпанами в естественной среде. Подкормка. Растение проросло. Высота ростка = 5 см.
2 09.05.2018 Садовый участок Наблюдение за тюльпанами в естественной среде. Цветок распустился
 
3 12.05.2018 Садовый участок Обрывание нераспустившихся цветов Укрупнение и  усиление луковиц, предназначенных для выгонки зимой
4 25.06.2018 Садовый участок После увядания листьев – выкапывание луковиц, просушивание Отобран посадочный материал для опыта
5 03.10.2018 Погреб Высадка луковиц в ящик с грунтом «Зимовка» луковиц
6 04.02.2019 Квартира Перенос ящика с проросшими луковицами в светлое помещение. Начало регулярного полива Начало «выгонки» цветов
7 23.02.2019 Квартира Наблюдение за началом бутонизации. Регулярный полив Получение первых цветов
8 08.03.2019 Квартира Завершение бутонизации. Срезка цветов Удачное завершение опыта!
9 01.04.2019 Квартира Выкапывание луковиц после увядания листьев Подготовка к следующему циклу жизни тюльпанов

Этап 1. Наблюдения за тюльпаном в естественной среде и подготовка посадочного материала для эксперимента.
Фазы развития тюльпана в естественных условиях в нашем климате приведены в Приложении

1. Высаживать луковицы в грунт рекомендуется во 2-й половине сентября – начале октября, когда похолодает до +10о С, чтобы до наступления морозов луковица успела укорениться. Глубина посадки равна двойной высоте луковицы, расстояние между ними равно двум диаметрам луковицы. Зимует тюльпан в виде луковицы прямо в земле, под толстым снежным покровом. Для защиты от сильных заморозков в малоснежные зимы  можно насыпать сверху слой листьев, соломы, опилок или перегноя [5].


В естественных условиях в наших широтах луковица прорастает в марте, росток пробивается на поверхность почвы в апреле, цветок распускается к празднику 9 Мая, а в июне-июле листья и стебли уже вянут.

Это растение достаточно неприхотливо, уход за ним требуется самый общий, как и для других садовых растений: уборка мусора весной, прополка сорняков летом, периодически (обычно 1 раз в 2 года) – пересадка. Почвы любит легкие; если почва тяжелая, рекомендуется добавить песок, торф и хорошо разрыхлить почву. Почва должна быть некислая, поэтому, если  добавляется торф, то следует добавить и немного извести. Для улучшения роста тюльпанов, как и других культурных растений, рекомендуют удобрять почвы.

Из естественных врагов этого растения можно отметить мышей, которые иногда поедают луковицы зимой, медведок, которые объедают стебли и корни. Иногда растения болеют, как и другие садовые или комнатные культуры (например, «серой гнилью»), и тогда, конечно, понадобятся усилия для отбора заболевших луковиц и профилактики здоровых (например, промывка раствором марганцовки) [2].

Если хочется вырастить в следующий сезон (или, как в нашем случае, ранней весной) крупное, здоровое растение, можно пропустить один сезон цветения, оборвав цветок до того, как он начнет распускаться. Этот прием называется декапитация. В этом случае луковица наберет силу, станет крупнее и на будущий год подарит нам крупный, сильный и здоровый цветок [5].

Мы оборвали часть нераспустившихся цветов в мае. В конце июня на этом же участке были выкопаны луковицы, у которых полностью завяли листья. Для зимней выгонки были отобраны 60 самых крупных, здоровых, плотных луковиц с наружной чешуей без повреждений.

Этап 2. Постановка эксперимента по выращиванию и «выгонке» тюльпанов в искусственных условиях
Луковицы были просушены, очищены от земли и старых корней, помещены в сухое темное помещение и 3 октября высажены в ящик, в смесь торфа, песка и опилок. Ящик убрали в темный и влажный погреб, где луковицы провели 4 месяца при низкой температуре  (от 3 до 10 градусов). Уход за ними заключался в редком поливе, чтобы грунт не пересыхал. За это время они хорошо укоренились и проросли.

4 февраля ящик с луковицами перенесли в квартиру, в светлое прохладное помещение для выгонки цветов. Ящик можно поставить на подоконник, но мы вместо этого организовали освещение лампой дневного света, имитируя весенний долгий световой день. Цветы обязательно нужно каждый день поливать, имитируя таяние снегов весной.

Стебли быстро росли,  бутонизация началась через 3 недели после начала выгонки (26 февраля), а еще через 10 дней, к 8 марта, почти все луковицы сформировали бутоны. Только 7 луковиц из 60 не выпустили цветок. Видимо, эти луковицы оказались ослаблены.

С «выгнанными» цветами можно поступить по-разному: например, оставить цвести на корню, продолжая полив, и тогда еще 3-4 недели у нас дома будет цветущая клумба. Но мы решили срезать цветы для букетов на 8 Марта.

Цветы лучше срезать утром, когда стебли более хрупкие и ломкие, на стадии, когда бутон только начал распускаться. Если до праздника еще долго, то первые цветы можно завернуть в мокрую газету и оставить на хранение в холоде (в холодильнике или погребе). В таком состоянии цветы могут прожить 2-3 недели, не распускаясь и не увядая. Достать их можно в день праздника, и в теплом помещении через несколько часов бутоны распустятся.

Использованные луковицы в этом году уже цвести, конечно, не будут. Если их не хочется выбрасывать, то надо с ними поступить так, как с луковицами на садовом участке: дать листьям завять, а потом выкопать, просушить и сохранить в темном сухом месте до следующей посадки осенью в землю. Для повторной выгонки их уже не надо брать, а в начале следующей весны провести декапитацию, чтобы через сезон они зацвели, опять набравшись сил [4].


Выводы
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась.
1. В домашних условиях без сложного оборудования можно добиться цветения тюльпанов  раньше, чем в природе, когда еще не сошел снег. Необходимые условия для выращивания –выдерживание луковиц в холоде (для небольшого количества луковиц можно использовать холодильник, но мы использовали погреб) и последующее перемещение в светлое и прохладное место (можно использовать лоджию или подоконник подальше от батареи, желательно дополнительное освещение лампой дневного света).
2. Наш эксперимент подтверждает, что можно круглый год жить в окружении красивых цветов, собственноручно выращенных. Как только пригреет весеннее солнце и сойдет снег, появляются первые весенние цветы – крокусы, подснежники, за ними следуют нарциссы, гиацинты и тюльпаны. Летом сад украсят лилии, гладиолусы, ирисы.
3. Проведенное исследование дало нам возможность продлить лето в собственном доме, благодаря не только комнатным растениям, но и любым луковичным, которые мы чаще привыкли видеть не на подоконнике, а на клумбе в саду.
4. Появилось желание продолжить эксперимент с другими луковичными, например, с подснежниками.


Заключение
Уже давно многие специалисты отмечают уменьшение числа видов растений в природе, в том числе и цветущих растений. Происходит это во многом из-за того, что человек постоянно расширяет свою среду обитания за счет территории, которую раньше заселяли растения и животные.

Для сохранения живой природы необходимо бережно относиться к тому, что еще от нее осталось, в том числе не рвать цветы в лесу (особенно немногочисленные первоцветы, поддерживающие жизнь первых весенних насекомых). Также необходимо изучать растения родного края, особенно те, которые уже находятся на грани исчезновения, и относиться к ним особенно бережно.

А главное - людям необходимо помнить, что свою любовь к красивой природе можно выразить не в первых весенних букетах, собранных на проталине, а в самостоятельном выращивании столь же красивых цветов в любое время года.

И тогда можно будет не бояться, что увидеть подснежники в лесу (причем уже не только зимой, но и весной) можно будет только героям сказки.


Библиография
  1. Анзигитова Н.В. Тюльпаны – М.: Книжная находка, 2003
  2. Рыженкова Ю.И. Тюльпаны. Практическое пособие по выбору сортов, выращиванию, размножению, защите от болезней и вредителей – М.: Издательский Дом МСП, 2003
  3. Воронцов В.В., Евсюкова Т.В. Луковичные цветы. Все о лучших цветущих луковичных и клубнелуковичных растениях – М.: Фитон+, 2003
  4. Приусадебное хозяйство. – Научно-популярный журнал №2 – М.: Сельская новь, 1991
  5. Цветоводство. – Научно-популярный журнал №3 – М.: Редакция журнала «Цветоводство», 1987

Приложение 1
Фазы развития тюльпана в естественных условиях



конец сентября   конец октября               ноябрь                март—апрель



конец апреля —начало мая                    май                 конец июня — начало июля

Приложение 2
Анкета для учащихся
  1. Какие луковичные растения Вы знаете?
  2. Какие растения могут цвести у вас дома зимой и в начале весны:
  3. Какие растения из семейства лилейных Вы знаете?
  4. Откуда родом тюльпаны (Персия, Турция, Голландия, Бразилия, Австралия)?
  5. Где могут расти тюльпаны (в тропическом лесу, в широколиственном лесу, в степи, в полупустынях, в горах, в саду, в домашних условиях)?
  6. Можно ли вырастить подснежник дома?
  7. Можно ли вырастить тюльпан дома?
  8. В какое время цветут тюльпаны в природе (весной, летом, осенью, зимой)?
  9. В какое время могут цвести тюльпаны в домашних условиях (весной, летом, осенью, зимой)?
  10. Как  вы относитесь к цветущим растениям дома (нравятся, равнодушен, не нравятся, это вредно)?


Категория: Блоги | Добавил: LaraZueva
Просмотров: 409 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог