Сегодня: 10.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Вышивка в народном комтюме

СКАЧАТЬ (587.2 Kb) 11.10.2022, 18:32
Виноградова Наталия Анатольевна
учитель технологии, С.А.П
МУЗЕЙНЫЙ УРОК
«Вышивка в народном комтюме»

1. Виноградова Наталия Анатольевна, технология (обслуживающий труд для девочек), 5 класс
2. Тема урока: "Вышивка в народном костюме».
3. Тип урока: изучение нового материала (ознакомительно-практический).
4. Специфика урока: урок проходит в школьном музее «Крестьянское подворье».
5. Тип музейного урока: урок с элементами исследовательской работы.
6. Место урока в системе уроков: первый урок по теме «Рукоделие».
7. Цели:
Образовательные:
-познакомить учащихся с историей русского костюма,
-познакомить учеников с искусством ручной вышивки, с приемами вышивания.
Воспитательные:
-воспитывать эстетическое мировоззрение, уважительное отношение и интерес к традициям русского костюма, трудолюбие, усидчивость, внимательность и аккуратность.
Развивающие:
-развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки.
8. Задачи:
для учителя: познакомить учащихся с историей вышивки и показать ее применение, особенности техники выполнения в народном костюме;
для ученика: освоить выполнение простейших ручных швов, приемы вышивания по рисованному контуру.
9. Оборудование: музейные экспонаты – костюмы разных губерний России, сундуки, лавка, прялка, ткацкий станок, полотенца, одежда, салфетки, инструменты и материалы для вышивания.
10. Методы: исследовательский, частично-поисковый, логический, индивидуальные сообщения, самостоятельная и практическая работа.
11. Предварительная подготовка: посещение учащимися школьного музея «Крестьянское подворье», знакомство и запись символики элементов вышивки, повторение темы по материаловедению (ткачество).

Ход урока
I. Оргмомент.

Психологический настрой на урок (звучит русская народная песня). Ученицы рассаживаются по местам.

II. Основная часть
1. Вводное слово учителя к теме
Многие из вас любят вышивать. Почти в каждой семье имеются работы с вышивкой. В некоторых семьях сохранились полотенца, скатерти, подзоры, и другие изделия с вышивкой. Чтобы сохранить эти работы и принести пользу родному краю, хозяйки отдают их в музеи.

Мастерицы украшали вышивкой не только полочку, но и спинку одежды, декорировали рубаху и сарафан, даже если поверх них крестьянка надевала нарукавники, к вышивка ими закрывалась полностью.

С современной точки зрения это может показаться странным. Объяснения этому следует искать в глубокой древности. Тогда стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать, прежде всего, как оберег, и только потом как украшение (см. Приложение 1).

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с историей русского народного костюма, с элементами вышивки. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Мы сейчас находимся в музее народного быта Свято-Алексеевской Пустыни «Крестьянское подворье». Вокруг нас много интересных экспонатов со своей историей. Что вы о них знаете?
Ответы учениц.

III. Объяснение нового материала.
Учитель: Из каких элементов состоял русский народный костюм? В чем были отличия мужского и женского костюма?

Индивидуальное сообщение учащегося: Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, самодвижение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX –начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку (учитель показывает экспонат музея). Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Ученица демонстрирует экспонаты музея.
Учитель: Как вы считаете, существовали ли отличия праздничного и будничного костюмов в старину?

Индивидуальное сообщение учащегося: Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. В нашем музее представлены Воронежские, Новгородские, Рязанские и Нижегородские праздничные костюмы. У многих народов старинные праздничные одежды имеют трёхъярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Ученица демонстрирует экспонаты музея.
Учитель: Почему вышивке уделялось так много внимания? Какое смысловое значение она несла?

Индивидуальное сообщение учащегося: Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:
1.Слава божеству! Праздник.
2.Просьба плодородия.
3.Благодарность богу за содеянное.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.

Учитель: Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор (см. Приложение 2).

Учитель демонстрирует экспонаты музея, по которым ученицы «читают» рисунок вышивки.
Искусство вышивки не забывается и не устаревает, не уменьшается число её поклонниц, отдающих значительную часть своего свободного времени этому чудесному занятию.
Учитель показывает вышитые салфетки, полотенца, скатерти.
Учитель: Какие виды декоративных стежков вы знаете?
Ответы учениц.

IV. Объяснение техники выполнения шва
(сопровождается вводным инструктажем).
Учитель:
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.
2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)
3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
4. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)
5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)
6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия - этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

Современные рукодельницы прекрасно соединяют традиционные и современные творческие начала, используя старинные швы, создают новые декоративные композиции (учитель демонстрирует современные образцы вышивки).
В чем отличие и сходство старинных технологий вышивки и современных?
Ответы учениц.
Учитель: сейчас мы на какое-то мгновение станем мастерицами вышивания, научимся выполнять вышивку по рисованному контуру- тамбурным швом, швом вперед иголку, стебельчатым швом.
П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (см. Приложение 3 и 4).

V. Практическая работа.
1. Повторение правил техники безопасности при вышивании.
2. Выполнение вышивки по образцу.
3. Текущий инструктаж.

VI. Итог урока. Рефлексия.
1. Оценить самостоятельную работу.
2. Продолжите предложения:
- Я научился …
- Мне было интересно …
- Мне было трудно …
- Мне понравилось …
3. Что нового для себя вы сегодня узнали? Из каких частей состоит русский народный костюм? Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций? Оценить работу класса.

VII. Домашняя работа.
Вышить салфетку понравившимися традиционными элементами русских народных узоров, придумать свой узор.

 
Приложение 1. Элементы русского народного костюма
Рубаха – древний элемент одежды, основа женского и девичьего костюма.
Передник – обязательно входил с поневой, одевался через голову, мог иметь рукава или узкие проймы. Основная расцветка белая и красная полоска.
Понева – элемент одежды в виде юбки (поясная одежда после замужества) ниже колена. Украшали вышивками аппликациями, шнуром, бисером, бусами, бубенцами (как оберег от духов)
Сарафан – элемент одежды северных губерний; шили из парчи, шёлка, бархата; в менее зажиточных – из сукна, ситца. По краю: косоклинный распашной или со швом спереди, прямой с лямками, сарафан с лифом.
Сорока – южный головной убор с твёрдой налобной частью, обтянутая ситцем или бархатом, затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани. На основе этих элементов создавался сплошной головной убор, в состав которого входило до 12 предметов общим весом до 5 кг.
Кокошник – северный головной убор из фабричных тканей с использованием в орнаментации белого бисера, фольги, стекла, речного жемчуга. Преобладал растительный орнамент, а так же изображения птиц.
Рубаха – косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающемся сбоку, шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.
Онучи – куски ткани, навёртываемые на ноги при ношении лаптей.
Зипун – верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна.
Лапти – крестьянская обувь, плетенная из лыка, бересты или веревок, охватывающая ступню ноги (лыко – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев).

 
Приложение 2. Вышивка народного костюма
Орнаменты для вышивки.
Орнамент возник ещё до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Прочитать знаки орнаментов – задача довольно-таки трудная. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.

Значения: ромб, как уже сказано, - символ плодородия
волнистые линии символизировали воду; горизонтальные - землю; косые - дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними - зерна, брошенные в нее; свастика - солнце (солярный символ), пожелание благополучия.

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Свастика - тоже солярный символ, и видов свастики существовало множество.

Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты на одежде, посуде, в жилищах. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

 
Приложение 3. Технологическая карта «Выполнение простейших ручных швов»



 
Приложение 4. Краткая технология выполнения некоторых видов вышивки
Полукрест, который также называют росписью, представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Выполняется полукрест в два хода. Первый ход идёт слева направо, для его выполнения прокладываются диагональные лицевые стежки по счёту ниток. На изнаночной стороне ткани получаются такие же стежки, но наклонённые в другую сторону. Для выполнения второго хода нужно работать в обратном направлении. Необходимо заполнять промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов первого ряда стежков.

Разновидности шва «полукрест»:
а — чешуйка;
б — клетка;
в — шашечки;
г — кустики;
д — птичка

Крест нужно выполнять двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. На изнанке ткани должны проходить ровные прямые полосы, располагающиеся в одном направлении, они могут быть вертикальными или горизонтальными. Чтобы рисунок получался красивым, стежки креста сначала нужно делать в одном направлении, а затем в противоположном направлении перекрывая первые стежки (схема а).

Если крест вышивается по вертикали, то надо сделав один стежок снизу вверх на изнанке ткани перейти прямо вверх и, проколов иглу на лицевую сторону, нужно сделать косой стежок вниз налево. Сделав на изнанке прямой стежок кверху, нужно перейти к образованию третьего креста (схема б).

В некоторых случаях требуется вышивать крест по диагонали (схеме в).

Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка - от края к центру, в листьях - к середине, в направлении жилок (а). Чтобы в цветке все стежки были расположены к центру, надо менять их длину, располагая их в следующем порядке: один или два длинных, один короткий и т.д.

Крупные листья полностью не зашивают, такую гладь еще называют краевой (б). Стежки выполняют разной длины, направляя их от края к середине.
Среднюю жилку выполняют стебельчатым швом

Травку и веточки вышивают стебельчатым швом и петельками с прикрепками. При выполнении веточки следят за тем, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, а концы каждой петельки сходились в одной точке.

Подготовка к вышиванию
Перед началом вышивания следует вымыть руки с мылом, чтобы вышиваемое изделие не пачкалось. С этой же целью на колени нужно положить белую ткань, а при длительном выполнении вышивания рекомендуется хранить изделие в куске белой ткани.

Вышивая, сидеть надо прямо, прислонившись к спинке стула. Под ноги ставят небольшую скамеечку. Вышивать лучше в дневное время, а вечером можно работать при свете настольной лампы, направляя его на вышивку с левой стороны. Комната должна быть проветрена. Через каждые 40—50 минут работы необходимо делать перерыв на 5—10 мин, чтобы не утомляться.

Правила безопасной работы во время вышивания.
При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму. Иглы и булавки хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу. Работая с булавками (при перебивке рисунка), вкалывайте их в ткань от себя. Рабочую нить отрезайте ножницами. Острые концы ножниц не подносите близко к лицу.

Закрепление нити
Концы нитей нужно закреплять. Ни в коем случае не следует делать узелки. Нити закрепляются в стежках, которые образуют линию, например в местах входа иглы в ткань в нескольких последних стежках. Эти стежки будут началом обратного ряда, образуя линию. Для вышивания крестом достаточно закрепить нить в 2-3 последних стежках, точно в местах пересечения нитей.

Альтернативный способ: нужно одинаково закрепить нить в начале и конце на изнаночной стороне вышивки, протянув их в соединительные стежки.
Существует еще третий способ, состоящий из комбинации двух предыдущих техник закрепления нитей.

Длина нити при вышивании
Нить должна быть очень длинной, чтобы она сохранила свой первоначальный вид, а поверхность вышивки имела аккуратный и привлекательный вид. При работе с хлопчатобумажной нитью, типа мулине, пользуются нитью в 2-3 сложения, для этого отрезают нужное количество нитей подходящей длины и продевают одновременно в ушко иглы. При работе с шелковыми нитями сначала отмеряют подходящую длину нити, потом уже отрезают.

Изнаночная сторона вышивки
Изнаночная сторона вышивки будет безупречной только в том случае, если Вы будете правильно и аккуратно выполнять все рекомендации учебного курса. Внимательно изучив курс, Вы сумеете самостоятельно выбрать способ расположения стежков на изнаночной стороне изделия и безупречно выполнить вертикальные и диагональные соединительные стежки.

Обметывание
Чтобы ткань по краям не осыпалась, перед началом работы ее необходимо обметать швом или обклеить скотчем.

Кромки
Для того чтобы обработать край изделия, нужно всегда прежде всего обрезать тканую кромку. Так как после стирки кромка деформируется, ее лучше срезать со всей ткани, а не только вдоль вышивки.

Счетные схемы
Счетная схема служит основой для работ, выполняемых крестом. Каждый цвет обозначается определенным символом. Каждые 2 стежка, образующие крест, обозначаются определенным символом цвета. Если участок вышивается одним цветом, указывается не каждая отдельная клеточка, а весь участок очерчивается линией и внутри такого участка обязательно стоит число или значок, обозначающий его цвет.

Каждая клеточка счетной схемы, находящаяся внутри участка, отмеченного значком цвета, обозначает стежок крестом указанного цвета. Отдельные клеточки или маленькие участки поверхности, которые не отмечены значком цвета, остаются не вышитыми, образуя фон вышивки из ткани.

Размещение рисунка
Сначала нужно найти середину ткани, сложив ее аккуратно по прямой нити вчетверо. Для этого необходимо точно совместить кромки ткани и линии среза. Затем приложить сгибы и разместить сметочными стежками линии середины. Пересечение этих нитей является серединой счетной схемы. При размещении рисунка следует обязательно учесть припуск на подгибку.


Категория: Блоги | Добавил: nata348
Просмотров: 50 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 10.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог