Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Взаимодействие педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

СКАЧАТЬ (22.3 Kb) 30.01.2023, 20:33
Савёлова В.В. Орлова С.А.
воспитатели, г.Великий Новгород МАДОУ Детский сад №81 "Солнышко" комбинированного вида
соавторство Савёлова Виктория Владимировна и Орлова Светлана Александровна.
 
Взаимодействие педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В современном мире следствием различных неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов, многочисленных медицинских проблем является рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет нам говорить об актуальности рассматриваемой нами темы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Основной целью сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является определение и реализация адаптированной образовательной программы. Реализация адаптированной образовательной программы происходит поэтапно, по определённому алгоритму и осуществляется специалистами: психологом, логопедами, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, педагогами детского образовательного учреждения.

Составление адаптированной образовательной программы способствует реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Важным принципом для определения и реализации адаптированной программы являются: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала, непрерывность, вариативность, соблюдение интересов воспитанника, принцип создания ситуации успеха, принцип гуманности и реалистичности, содействие и сотрудничества детей и взрослых.

В нашей группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья с нарушением речи(дизартрией), хотим поделиться опытом работы с такими детьми. Важно в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка, это объясняется тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста наиболее ориентированы на взрослого, находящегося рядом, подражают ему в словах, манерах, оценках, поступках.

Начинаем свою работу с составления адаптированной программы. На основании заключения ПМПК вместе со специалистами психолого-педагогического консилиума разрабатываем адаптированную образовательную программу на каждого ребёнка. Соблюдаем общие рекомендации к проведению занятий с ребёнком: организация режима дня, который в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть гибким; время и место проведения занятий; подбор наглядно-развивающего материала. Одним из условий успешности образовательного процесса в группе является сотрудничество с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья – это и индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары. Так же создаём папку на каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в которую вкладываем весь материал для работы с ребёнком: настольно печатные игры, индивидуальные карточки, наглядный материал, рекомендации специалистов, схемы, алгоритмы, пооперационные карты для рисования и лепки, картотеки: речевых игр, чистоговорок, пальчиковых, артикуляционных, дыхательных гимнастик.

Проводимые занятия дают возможность для создания обогащённой речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь. Необходимо проводить занятия в соответствии с адаптированной образовательной программой. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

В своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи) мы используем: групповые и индивидуальные формы работы, здоровье-сберегающие технологии, метод проектов, игровые технологии. Мы стараемся правильно оценить состояние ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его поступки, их причины, сопереживать ему, добиваться расположения. Деятельность всей группы организована так, что в течение дня учитывается чередование спокойных и активных занятий, индивидуальной работы и занятий в центрах активности.

При использовании здоровье-сберегающих технологий на положительную динамику речевого развития дошкольников влияет проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, как разновидность физкультминуток. Физкультурно-оздоровительная работа начинается утром в виде зарядки, далее нами эта работа продолжается в группе: проводим физкультминутки, где в течение некоторого времени повторяем одно и то же стихотворение. Это способствует без усилий запомнить текст стихотворения дошкольникам, акцентировать внимание на правильном произношении и расширить свой словарный запас. Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

Мы правильно произносить все звуки родного языка, четко произносим и артикулируем звуки, ясно проговариваем окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаемся в речи орфоэпических норм, правильно ставим ударения в словах; используем средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;

в общении с детьми пользуемся речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; связно и в доступной форме передаём содержание текстов, точно используем слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития; используем в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

В своей работе с детьми мы используем метод проектов, как инновационный, способствует развитию самостоятельности, активности каждого ребенка. Он позволяет включить дошкольников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс познания нового, расширить процесс образования. А результат проекта является личным достоянием каждого воспитанника.

Проекты позволяют привлечь к его выполнению не только воспитателя, ребенка, но и родителей. Дошкольник особенно с ограниченными возможностями здоровья чувствует разностороннюю поддержку, что делает процесс более увлекательным, интересным и психологически не напряженным.

К каждому проекту подбираем индивидуальные карточки, различные речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки: «Составь предложение по схеме», «Что сначала, что потом», «Угадай звук и составь слово», «Слоговое лото», «Составление рассказа по картинке», «Кто что делает? (согласование глагола с существительным)», «Автоматизация звуков – лабиринт», «Продолжи слово», «Один- много», «Слова антонимы», «Скажи ласково», «Скажи какой», «Четвёртый лишний», «Подбери названия профессий к букве», «Деление слов на слоги», «Определи первый звук», «Цепочка слов», «Чем отличаются слова», кинезиологическая игра на автоматизацию звуков с переключением и сменой поз рук.

Подбираем различные игры на развитие мелкой моторики: лепка из глины, пластилина, солёного теста; рисование на песке, игры в песке; «Сделай бусы» нанизывание бусин, «Составь узор из палочек», различные шнуровки, пазлы, различные конструкторы; графические диктанты, графомоторные дорожки, массаж мячиками Су-Джок.

Индивидуальные занятия с детьми с нарушением речи строятся на оценке их достижений и определении зоны их ближайшего развития. Для этого ведём журнал ежедневных наблюдений, где фиксируем все результаты детей (выполнил самостоятельно, с помощью воспитателя, есть трудности при выполнении, выполняет с большим удовольствием). Отмечаем для себя, то, над чем надо ещё поработать. Индивидуальные занятия продолжительностью 10-15 минут, проводим в первой и второй половине дня каждым воспитателем. Непосредственно образовательная деятельность продолжительностью 25-30 минут. Для работы в центрах активности подбираем индивидуальные карточки, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, учитывая возможности и интересы детей.

Через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности мы способствуем взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья в группе, что помогает формированию навыков общения.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя- логопеда и воспитателя.

В ходе нашей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы для себя сделали выводы что:
- нельзя допускать, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по – настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовольствие от занятий;
- повторять упражнения, если какое – то упражнение не получается, сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребёнку более лёгкий вариант;
- быть терпеливым, не спешить, не давать задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности;
- не заставлять ребёнка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постараться определить пределы выносливости ребёнка и увеличивать длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени;
- избегать неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах;
- не воспринимать занятие с ребёнком как тяжёлый труд, получать удовольствие от процесса общения и никогда не терять чувства юмора.

Список литературы:
1.Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А., «Формирование педагогической компетентности родителей, как условие развития социально-адаптивной личности ребенка ОВЗ. // Поволжский педагогический вестник 2015-№4(9);
2. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И., «Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. // Воспитание и обучение дитей 2016 №5;
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: метод. пособие для педагогов дош. учереждений / под ред.Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой. -М.: Мозайка-Синтез, 2011.


Категория: Блоги | Добавил: ВИКТОРИЯ3009
Просмотров: 215 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог