соавторство Савёлова Виктория Владимировна и Орлова Светлана Александровна.
Взаимодействие педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В современном мире следствием различных неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов, многочисленных медицинских проблем является рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет нам говорить об актуальности рассматриваемой нами темы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Основной целью сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является определение и реализация адаптированной образовательной программы. Реализация адаптированной образовательной программы происходит поэтапно, по определённому алгоритму и осуществляется специалистами: психологом, логопедами, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, педагогами детского образовательного учреждения.
Составление адаптированной образовательной программы способствует реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Важным принципом для определения и реализации адаптированной программы являются: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала, непрерывность, вариативность, соблюдение интересов воспитанника, принцип создания ситуации успеха, принцип гуманности и реалистичности, содействие и сотрудничества детей и взрослых.
В нашей группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья с нарушением речи(дизартрией), хотим поделиться опытом работы с такими детьми. Важно в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка, это объясняется тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста наиболее ориентированы на взрослого, находящегося рядом, подражают ему в словах, манерах, оценках, поступках.
Начинаем свою работу с составления адаптированной программы. На основании заключения ПМПК вместе со специалистами психолого-педагогического консилиума разрабатываем адаптированную образовательную программу на каждого ребёнка. Соблюдаем общие рекомендации к проведению занятий с ребёнком: организация режима дня, который в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть гибким; время и место проведения занятий; подбор наглядно-развивающего материала. Одним из условий успешности образовательного процесса в группе является сотрудничество с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья – это и индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары. Так же создаём папку на каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в которую вкладываем весь материал для работы с ребёнком: настольно печатные игры, индивидуальные карточки, наглядный материал, рекомендации специалистов, схемы, алгоритмы, пооперационные карты для рисования и лепки, картотеки: речевых игр, чистоговорок, пальчиковых, артикуляционных, дыхательных гимнастик.
Проводимые занятия дают возможность для создания обогащённой речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь. Необходимо проводить занятия в соответствии с адаптированной образовательной программой. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
В своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи) мы используем: групповые и индивидуальные формы работы, здоровье-сберегающие технологии, метод проектов, игровые технологии. Мы стараемся правильно оценить состояние ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его поступки, их причины, сопереживать ему, добиваться расположения. Деятельность всей группы организована так, что в течение дня учитывается чередование спокойных и активных занятий, индивидуальной работы и занятий в центрах активности.
При использовании здоровье-сберегающих технологий на положительную динамику речевого развития дошкольников влияет проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, как разновидность физкультминуток. Физкультурно-оздоровительная работа начинается утром в виде зарядки, далее нами эта работа продолжается в группе: проводим физкультминутки, где в течение некоторого времени повторяем одно и то же стихотворение. Это способствует без усилий запомнить текст стихотворения дошкольникам, акцентировать внимание на правильном произношении и расширить свой словарный запас. Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.
Мы правильно произносить все звуки родного языка, четко произносим и артикулируем звуки, ясно проговариваем окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаемся в речи орфоэпических норм, правильно ставим ударения в словах; используем средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
в общении с детьми пользуемся речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; связно и в доступной форме передаём содержание текстов, точно используем слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития; используем в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
В своей работе с детьми мы используем метод проектов, как инновационный, способствует развитию самостоятельности, активности каждого ребенка. Он позволяет включить дошкольников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс познания нового, расширить процесс образования. А результат проекта является личным достоянием каждого воспитанника.
Проекты позволяют привлечь к его выполнению не только воспитателя, ребенка, но и родителей. Дошкольник особенно с ограниченными возможностями здоровья чувствует разностороннюю поддержку, что делает процесс более увлекательным, интересным и психологически не напряженным.
К каждому проекту подбираем индивидуальные карточки, различные речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки: «Составь предложение по схеме», «Что сначала, что потом», «Угадай звук и составь слово», «Слоговое лото», «Составление рассказа по картинке», «Кто что делает? (согласование глагола с существительным)», «Автоматизация звуков – лабиринт», «Продолжи слово», «Один- много», «Слова антонимы», «Скажи ласково», «Скажи какой», «Четвёртый лишний», «Подбери названия профессий к букве», «Деление слов на слоги», «Определи первый звук», «Цепочка слов», «Чем отличаются слова», кинезиологическая игра на автоматизацию звуков с переключением и сменой поз рук.
Подбираем различные игры на развитие мелкой моторики: лепка из глины, пластилина, солёного теста; рисование на песке, игры в песке; «Сделай бусы» нанизывание бусин, «Составь узор из палочек», различные шнуровки, пазлы, различные конструкторы; графические диктанты, графомоторные дорожки, массаж мячиками Су-Джок.
Индивидуальные занятия с детьми с нарушением речи строятся на оценке их достижений и определении зоны их ближайшего развития. Для этого ведём журнал ежедневных наблюдений, где фиксируем все результаты детей (выполнил самостоятельно, с помощью воспитателя, есть трудности при выполнении, выполняет с большим удовольствием). Отмечаем для себя, то, над чем надо ещё поработать. Индивидуальные занятия продолжительностью 10-15 минут, проводим в первой и второй половине дня каждым воспитателем. Непосредственно образовательная деятельность продолжительностью 25-30 минут. Для работы в центрах активности подбираем индивидуальные карточки, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, учитывая возможности и интересы детей.
Через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности мы способствуем взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья в группе, что помогает формированию навыков общения.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя- логопеда и воспитателя.
В ходе нашей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы для себя сделали выводы что:
- нельзя допускать, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по – настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовольствие от занятий;
- повторять упражнения, если какое – то упражнение не получается, сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребёнку более лёгкий вариант;
- быть терпеливым, не спешить, не давать задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности;
- не заставлять ребёнка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постараться определить пределы выносливости ребёнка и увеличивать длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени;
- избегать неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах;
- не воспринимать занятие с ребёнком как тяжёлый труд, получать удовольствие от процесса общения и никогда не терять чувства юмора.
Список литературы:
1.Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А., «Формирование педагогической компетентности родителей, как условие развития социально-адаптивной личности ребенка ОВЗ. // Поволжский педагогический вестник 2015-№4(9);
2. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И., «Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. // Воспитание и обучение дитей 2016 №5;
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: метод. пособие для педагогов дош. учереждений / под ред.Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой. -М.: Мозайка-Синтез, 2011.
|