учитель информатики, Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2 г. Сердобска Пензенской области
Сорокина Елена Николаевна, учитель информатики МОУ лицей №2 г. Сердобска Пензенской области
Технологическая карта урока
Предмет Информатика
Класс 5
Тип урока Урок открытия нового знания
Технология построения урока Технология деятельностного метода
Тема Хранение информации
Цели Расширение понятийной базы; формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
Раскрыть суть информационного процесса хранения информации; рассмотреть понятия файла и папки; восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.
Основные термины, понятия Информация, действия с информацией, хранение информации, информационные носители, память: оперативная и долговременная, папка, файл, имя файла.
Планируемый результат
Предметные умения:
• общие представления о хранении информации как информационном процессе;
• представления о принципах хранения информации в памяти ПК;
• умения создания и сохранения файлов в личной папке.
Личностные УУД:
• формирование навыков самоорганизации;
• развитие грамотной речи и навыков письма;
• понимание значения коммуникации для жизни человека;
• контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• умение структурировать знания;
• определять общие для всех правила поведения;
• оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей);
• формирование навыков управления ПК.
Регулятивные УУД:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• определять и формулировать цель деятельности на уроке;
• высказывать свое предположение на основе учебного материала;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• осуществлять самоконтроль;
• структурирование знаний.
Познавательные УУД:
• актуализация сведений из личного опыта;
• анализ объектов;
• поиск и выделение необходимой информации;
• ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
• уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
• проводить анализ учебного материала;
• применение методов информационного поиска.
Коммуникативные УУД:
• умение работать в группах;
• слушать и понимать речь других;
• уметь внимательно слушать учителя;
• уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
• развитие диалоговой речи.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
• Фронтальная
• Групповая
• Словесная
• Наглядная
• Практическая
Книгопечатная продукция.
• Учебник для 5 класса Л.Л. Босова, А. Ю. Босова.
• Рабочая тетрадь для 5 класса.
Технические средства обучения.
интерактивная доска, белая доска, маркер,
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические цели
Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Актуализация необходимых ЗУН и пробное учебное действие. (4 мин) Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Актуализация необходимых ЗУН для открытия нового знания.
Выявление места и причины затруднения (4 мин) Выявление и фиксация места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (4 мин) Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Реализация построенного проекта (6 мин) Построение и фиксация нового знания.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (7 мин) Применение нового знания в типовых заданиях.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (7 мин) Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Включение в систему знаний и повторение (8 мин) Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3мин) Соотнесение цели урока и его результатов. Самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-уметь грамотно выражать свои мысли;
-развитие диалоговой речи;
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Начинаем наш урок.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно? Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».
Актуализация необходимых ЗУН и пробное учебное действие Метапредметные (УУД): предметные:
- вспомнить понятие информация, как человек воспринимает информацию, какие действия человек совершает с информацией, как современный человек узнает о событиях прошлого;
регулятивные:
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-уметь грамотно выражать свои мысли;
-развитие диалоговой речи;
Фронтальная работа.
• Что такое информация?
• Какие действия человек совершает с информацией?
• Подумай, как современные люди узнают о событиях прошлого?
• Как вы думаете о каком информационном процессе идет речь в отрывке из исторической повести В. Яна «Финикийский корабль»? (отрывок раздается на парты, дети работают парами).
• Что еще мы узнали?
• А как в наше время сохраняется информация?
Ответы учащихся
Люди, живущие ранее, сохранили различную информацию в виде картин, записей, наскальных рисунков.
Высказывают свои предположения.
Предполагаемые высказывания:
Во предложенном отрывке речь идет о процессе хранения информации.
Выявление места и причины затруднения Метапредметные (УУД): предметные:
-правильно называть действия с информацией;
-самому назвать тему урока;
- знать историю хранения информации информации;
-владеть понятием информационный носитель;
- определять современные носители информации.
личностные:
- умение структурировать знания;
регулятивные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-структурирование знаний;
познавательные:
-актуализация сведений из личного опыта
-анализ объектов с целью выделения элементов управления компьютером;
• О чем пойдет речь сегодня на уроке?
• Запишите в тетради тему сегодняшнего урока «Хранение информации».
Определение цели и задач урока.
• Так, какова цель нашего урока?
• Что мы должны узнать и чему научиться?
• Сегодня на уроке мы будем говорить о хранении информации.
-Из истории хранения информации.
- Познакомимся с историей хранения информации подробнее. В этом нам поможет рабочая тетрадь. (с. 40 № 57)
- Как называются предметы, о которых шла речь называются?
- Заполните таблицу и дайте ей название, используя опорные слова.
Какая проблема возникла? Почему? Тема нашего урока “Хранение информации”.
Учащиеся записывают тему урока (у детей опорные конспекты, в которых они будут работать весь урок)
Смотрят видеоролик, вспоминают о древних носителях информации;
Работа в тетради на печатной основе
рассматривают картинки из истории хранения информации, подбирают даты к каждому событию и соединяют стрелками.
Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения информации
Работа в парах. Учащиеся пытаются распределить слова по столбцам и дать название таблице, используя общее понятие. В опорных словах есть лишние понятия – файл и папка.
Ответы детей.
Построение проекта выхода из затруднения Метапредметные (УУД) предметные:
- знать виды памяти;
- владеть понятиями папка и файл;
- определять виды файлов;
- строить имя файла;
личностные:
- структурировать информацию;
- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей);
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои предположения на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в параграфе учебника;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- владеть диалогической речью;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - А как хранится информация в памяти человека?
- Заполни схему.
- Рассмотрим хранение информации на устройствах долговременного хранения. Вся информация хранится в виде файлов.
- Найдите в параграфе 5 учебника определение файла и запишите его в опорный конспект.
- Рассмотрите схему. Объясните, как создаются имена файлов? Смотрят видеоролик.
Заполняют схему «Виды памяти»
Работа с учебником и опорным конспектом.
Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем
Работа со схемой
Реализация построенного проекта Метапредметные (УУД) предметные:
- владеть понятиями папка и файл;
- строить имя файла;
личностные:
- структурировать информацию;
- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей);
регулятивные:
- работать по плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- владеть диалогической речью;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Сравни систему хранения файлов с библиотекой.
Рассматривают схему. Объясняют.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Метапредметные УУД
Предметные
- уметь применять полученное новое знание для решения типовых задач;
регулятивные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
познавательные:
-актуализация сведений из личного опыта
-анализ объектов
личностные:
- умение структурировать знания;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- владеть диалогической речью;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Выполните задание в рабочей тетради и поясните, почему вы именно так выполняете задание.
РТ. С. 42 – 44 № 60, 65, 66 Работа с тетрадью и интерактивной доской.
Физкультминутка
Ребята выполняют упражнения, не нарушая ТБ в классе.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Метапредметные УУД
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение
Диктант с последующей взаимопроверкой:
Выпиши правильные места хранения информации:
Книга, погреб, дискета, телефон, видеокассета, холодильник, жесткий магнитный диск, классный журнал, аудиокассета, монитор, клавиатура, портрет, фотография, флэш-карта.
Компьютерный практикум. Выполните практическую работу №3 стр. 105 В процессе проверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.
Работа в парах. Выполняют задания на компьютере с последующей проверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение Метапредметные (УУД)
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать Для закрепления знаний информационных процессов предлагаю разбиться на 4 группы (заранее раздать детям цветные звездочки)
Сядьте, пожалуйста, по группам, выберите капитана, обратите внимание, что у каждой группы есть сигнальный флажок. Каждая группа будет отвечать за какой – то информационный процесс.
Первая группа – получение, вторая – обработка, третья – передача, четвертая – хранение. Я называю различные ситуации, нужно определить какой информационный процесс присутствует и, если это информационный процесс вашей группы, поднять красный флажок. За каждый правильный ответ начисляется один балл, который я отмечаю на доске. Итак, начинает…
Работа учащихся в группах.
Рефлексия учебной деятельности на уроке Метапредметные УУД:
личностные:
-рефлексия способов и условий
действия,
-контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.