Спецификация олимпиадной работы (её особенности)
Назначение олимпиадной работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 9 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.
Структура заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 9 классе состоит из шести разделов:
I. Фонетика. Орфоэпия
II. Лексика.
III. Морфемика и словообразование
IV. Морфология
V. Синтаксис
VI. История языка.
Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе
1 вопрос |
Знание орфоэпических норм русского языка |
2 вопрос |
Умение правильно употреблять русские слова |
3 вопрос |
Умение определять звуковые особенности в слабой позиции |
4 вопрос |
Умение давать характеристику звукам, соотносить количество букв и звуков |
5 вопрос |
Умение составлять слова, учитывая значение |
6 вопрос |
Умение преобразовывать слова, видоизменяя их |
7 вопрос |
Умение квалифицировать слово как часть речи |
8 вопрос |
Умение видеть морфемы в словах |
9 вопрос |
Знание этимологии слова, умение применять языковое чутьё |
10 вопрос |
Умение определять синтаксическую функцию слов. Умение творчески интерпретировать заданную тему |
Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квотыпобедителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.
Возрастная группа участников
Олимпиадные задания по русскому языку школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся 9 класса.
Количество олимпиадных заданий, их характеристика
Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и начислению максимального балла.
Содержательные разделы |
Число заданий, соответствующие номера вопросов |
Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе |
Фонетика. Орфоэпия |
3; 1,3,4 |
1- 3, 3-2,4-10 |
|
|
|
Лексика |
2; 2,5 |
2-6, 5-10 |
|
|
|
|
|
|
Морфология |
2; 6,7 |
6-8,7-5 |
Морфемика |
1; 8 |
8-4 |
Синтаксис и пунктуация |
1; 10 |
10-26 |
История русского языка |
1; 9-11 |
9-6 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий, - 80
1 вопрос |
За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла |
2 вопрос |
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов |
3вопрос |
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего-2 балла. |
4 вопрос |
За звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные)-4балла. За глухие согласные звуки (не повторяя уже названные)-4балла. За слова, где букв больше, чем звуков-2балла.Всего -10 баллов |
5 вопрос |
За каждое правильно составленное слово – 0, 5 балла. Всего- 10 баллов |
6 вопрос |
За каждое правильное имя по 1 баллу.Всего- 8 баллов |
7 вопрос |
За полный и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ, но неполный или без примера – 1- 4 балла.Всего- 5 баллов |
8 вопрос |
За каждый правильный ответ – 1 балл.Всего – 4 балла |
9 вопрос |
За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.Максимально-6 баллов |
10 вопрос |
За определение членов предложения -6 баллов.За структуру, смысл, образность монолога-20 баллов.Максимально – 26 баллов |
Продолжительность олимпиады в академических часах
На выполнение заданий по русскому языку для 9 класса отводится 3 часа.
Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности
Для проведения школьного этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
- Класс
- Какие согласные произносил А.А. Фет на конце слов «вокруг» и «юг» в стихотворении «Тополь»? (2 балла)
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный луч потух.
Лишь один над мёртвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
2. Расставьте ударение в словах (10 баллов):
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.
- Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения (8 баллов)
поодаль, бездарь, живость, зараза.
4. В современном русском языке слово тучный встречается в значении "жирный, упитанный, богатый".
Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает (6 баллов)?
5. Определите, какими частями речи являются выделенные слова (7 баллов):
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
6. Угадайте слово по толкованию его лексического значения (4 балла):
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
7. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.
Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе».
Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык?
Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки (10 баллов):
Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:
- (Имя), организуй доставку воды с реки!
- Не в кайф!
Тогда герлфренды и говорят:
- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.
- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.
8. Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение (8 баллов):
Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша! Со щитом или на щите. Перекуём мечи на орала.
9. Об одной из букв русского алфавита М.В. Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности (6 баллов)?
10. Чем грамматически моль отличается от мухи (4 балла)?
11. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается (6 баллов)?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
12. Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов?
Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок.
Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность (8 баллов)?
13. В каком предложении неправильно названа грамматическая основа (2 балла)?
1.Всё в городе было ново и непривычно.
2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.
3.На минуту солнце закрыло большое облако.
4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.
Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.
Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.
Ответы на задания.
(всего 80 баллов)
Фонетика
1. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 2 балла
В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А. Фет произносил в конце слова на месте «г» звук [х].
Орфоэпия
2. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 10 баллов
Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.
Морфемика. История языка
3. За каждый правильный ответ – 2 балла (современное
членение – 1балл, историческое членение – 1 балл) . Всего – 8 баллов
Современное
членение
Историческое членение
по-одаль
по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок
без-дарь
без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь, писарь
жив-ость
жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый
зараз-а
за-раз-а; ср. заразить, поразить
4. Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.
Морфология
5. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 7 баллов
а) наречие; б) наречие; в) предлог; г) союз; д) наречие; е) предлоги; ж) наречие.
Лексикология
6. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 4 балла
а) авантюризм, б) антракт, в) гротеск, г) эпитет.
7. Сказка «По щучьему велению». Перевод с английского языка. Возможный вариант:
Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его:
- Сходи, Емеля , за водой.
А он им с печки:
- Неохота!
- Сходи, Емеля , а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну ладно.
Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Фразеология
8. За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 8 баллов
1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С. Грибоедов «Горе от ума»
2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф. Богдановича «Душенька»
3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .
4.Сменить войну на мир. «Орало» - соха
Графика и орфография
9. За правильный ответ – 6 баллов
Разделительный твёрдый знак.
10.За полный ответ – 4 балла
Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 - различаются падежной парадигмой. Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности - множественности - неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы.
Функциональная стилистика
11. За каждый правильный ответ – 3 балла. Всего – 6 баллов
Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Лексикография
12. За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 8 баллов
Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка.
Каков принцип их расположения?
1. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.
2. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря
3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд.
Для чего предназначены такие словари? В чем их ценность?
4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом.
5. Большой сводный академический называется: "Словарь русских народных говоров".
2. Современный русский язык
Лексика
5.За каждое правильно составленное слово – 0, 5 балла
Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод, ярмарка.
Всего- 10 баллов
Морфология
6. За каждое правильное имя по 1 баллу: Ростислав, Полина, Анастасия, Маргарита, Дмитрий, Леонид, Семён, Георгий.
Всего- 8 баллов
7. Слова можно отнести к разным частям речи: рой (сущ., глагол), мой (глагол, мест.), спой (глагол), вой (сущ., глагол), открой (глагол), раскрой (сущ., глагол), простой (сущ, прил., глагол).
За полный и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ, но неполный или без примера – 1- 4 балла.
Всего- 5 баллов
Синтаксис.
10. Определите члены предложения:
«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». (Обстоятельство, подлежащее, дополнение, сказуемое, сказуемое, обстоятельство образа действия). -6 баллов
За структуру, смысл, образность монолога-20 б
Максимально – 26 баллов
3. История языка
9. За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.
Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят).
Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек.
Максимально -6 баллов
Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.
Список литературы, Интернет-источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий.
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М.: Айрис пресс, 2011.
Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.
портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
|