Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Задания к олимпиаде по русскому языку

СКАЧАТЬ (37.1 Kb) 17.08.2023, 08:15
Яценко Зоя Дмитриевна
учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ № 4 с.Киека
Спецификация олимпиадной работы (её особенности)
Назначение олимпиадной  работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 9 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Структура заданий школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 9 классе состоит из шести разделов:
I. Фонетика. Орфоэпия
II. Лексика.  
III. Морфемика и словообразование
IV. Морфология
V. Синтаксис 
VI. История языка.

Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе

 
1 вопрос Знание орфоэпических норм русского языка
2 вопрос Умение правильно употреблять русские слова
3 вопрос Умение определять звуковые особенности в слабой позиции
4 вопрос Умение давать характеристику звукам, соотносить количество букв и звуков
5 вопрос Умение составлять слова, учитывая значение
6 вопрос Умение преобразовывать слова, видоизменяя их
7 вопрос Умение квалифицировать слово как часть речи
8 вопрос Умение видеть морфемы в словах
9 вопрос Знание этимологии слова, умение применять языковое чутьё
10 вопрос Умение определять синтаксическую функцию слов. Умение творчески интерпретировать заданную тему

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квотыпобедителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

Возрастная группа участников
Олимпиадные задания по русскому языку школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся   9 класса.
Количество олимпиадных заданий, их характеристика
Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и начислению максимального балла.
Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе
Фонетика. Орфоэпия 3;  1,3,4 1- 3, 3-2,4-10
     
Лексика 2; 2,5 2-6, 5-10
     
     
Морфология 2;  6,7 6-8,7-5
Морфемика 1; 8 8-4
Синтаксис и пунктуация 1; 10 10-26
История русского языка 1; 9-11 9-6

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий, - 80

 
1 вопрос За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла
2 вопрос За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов
3вопрос За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего-2 балла.
4 вопрос За звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные)-4балла. За глухие согласные звуки (не повторяя уже названные)-4балла. За слова, где букв больше, чем звуков-2балла.Всего -10 баллов
5 вопрос За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла. Всего- 10 баллов
6 вопрос За каждое правильное имя по 1 баллу.Всего- 8 баллов
7 вопрос За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1- 4 балла.Всего- 5 баллов
8 вопрос За каждый правильный ответ – 1  балл.Всего – 4 балла
9 вопрос За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.Максимально-6 баллов
10 вопрос За определение членов предложения -6 баллов.За структуру, смысл, образность монолога-20 баллов.Максимально – 26 баллов

Продолжительность олимпиады в академических часах
На выполнение заданий по русскому языку для 9 класса отводится  3 часа.
Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады  в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности

Для проведения школьного этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
  1. Класс
 
  1. Какие согласные произносил А.А. Фет на конце слов «вокруг» и «юг» в стихотворении «Тополь»? (2 балла)

    Сады молчат. Унылыми глазами
    С унынием в душе гляжу вокруг;
    Последний лист разметан под ногами.
    Последний лучезарный луч потух.

    Лишь один над мёртвыми степями
    Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
    И, трепеща по-прежнему листами,
    О вешних днях лепечешь мне как друг.

    Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
    И осени тлетворный веет дух;
    С подъятыми ты к небесам ветвями
    Стоишь один и помнишь теплый юг. 
2. Расставьте ударение в словах (10 баллов):
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

 
  1. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения (8 баллов)

 поодаль, бездарь, живость, зараза. 

4. В современном русском языке слово тучный встречается в значении "жирный, упитанный, богатый".
Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает (6 баллов)?


5. Определите, какими частями речи являются выделенные слова (7 баллов):
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

6. Угадайте слово по толкованию его лексического значения (4 балла):
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

7. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе».
Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык?
Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки (10 баллов):

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:
- (Имя), организуй доставку воды с реки!
- Не в кайф!
Тогда герлфренды и говорят:
- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.
- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

8. Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение (8 баллов):                                                                                  
Счастливые часов не наблюдают.  Во всех ты, душенька, нарядах хороша! Со щитом или на щите. Перекуём мечи на орала.

9. Об одной из букв русского алфавита М.В. Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности (6 баллов)?

10Чем грамматически моль отличается от мухи (4 балла)?

11.  Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается (6 баллов)?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?

12.  Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов? 
Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок. 

Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность (8 баллов)?

 13.  В каком предложении неправильно названа грамматическая основа (2 балла)?
1.Всё в городе было ново и непривычно.
2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.
3.На минуту солнце закрыло большое облако.
4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.
     
Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.
Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.




                                         Ответы на задания.
(всего 80 баллов)
 Фонетика
1. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 2 балла
 В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А. Фет произносил в конце слова на месте «г» звук [х].

 Орфоэпия
2.  За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 10 баллов
 Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть,  Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

 Морфемика. История языка
3. За каждый правильный ответ – 2 балла (современное 
членение – 1балл, историческое членение – 1 балл) 
. Всего – 8 баллов
Современное 
членение 
Историческое членение 
по-одаль 
по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок 
без-дарь 
без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь, писарь 
жив-ость 
жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый 
зараз-а 
за-раз-а; ср. заразить, поразить

4. Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.

 Морфология
5. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 7 баллов
а) наречие;  б) наречие;   в) предлог;   г) союз;  д) наречие; е) предлоги; ж) наречие.  

Лексикология
6. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 4 балла
а) авантюризм, б) антракт, в) гротеск, г) эпитет.
 7. Сказка «По щучьему велению». Перевод с английского языка. Возможный вариант: 
Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его:
- Сходи, Емеля , за водой.
А он им с печки:
- Неохота!
- Сходи, Емеля , а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну ладно.
Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Фразеология
8. За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 8 баллов
1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С. Грибоедов «Горе от ума»
2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф. Богдановича «Душенька»
3.Оказаться  победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .
4.Сменить войну на мир. «Орало»  - соха

Графика и орфография
 9. За правильный ответ – 6 баллов
 Разделительный твёрдый знак.
10.За полный ответ – 4 балла
Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 - различаются падежной парадигмой. Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности - множественности - неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы.

Функциональная стилистика
11.  За каждый правильный ответ – 3 балла. Всего – 6 баллов
Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.

Лексикография
12. За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 8 баллов
Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка.
Каков принцип их расположения?
1. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.
2. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря 
3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд.
Для чего предназначены такие словари? В чем их ценность?
4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом.
5. Большой сводный академический называется: "Словарь русских народных говоров".


2. Современный русский язык

Лексика
5.За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла
Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод,  ярмарка.
Всего- 10 баллов

Морфология
6. За каждое правильное имя по 1 баллу:  Ростислав, Полина, Анастасия, Маргарита, Дмитрий, Леонид, Семён, Георгий.                                                                 
Всего- 8 баллов
7. Слова можно отнести к разным частям речи: рой (сущ., глагол), мой (глагол, мест.), спой (глагол), вой (сущ., глагол), открой (глагол), раскрой (сущ., глагол), простой (сущ, прил., глагол).
За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1- 4 балла.
Всего- 5 баллов
          
Синтаксис.
10. Определите члены предложения:
«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».  (Обстоятельство, подлежащее, дополнение, сказуемое, сказуемое, обстоятельство образа действия). -6 баллов
За структуру, смысл, образность монолога-20 б
Максимально – 26 баллов

3. История языка
9.      За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.
Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят).
Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек.
Максимально -6 баллов

Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.


Список литературы, Интернет-источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий.

Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М.: Айрис пресс, 2011.
Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.
портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

 


Категория: Блоги | Добавил: yacenco40
Просмотров: 344 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог