Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным. Функциональная грамотность представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативные качества личности. На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата на уроках географии с использованием краеведческого материала.
Предлагаю вашему вниманию подборку заданий, направленных на формирование функциональной грамотности на основе краеведческого материала.
1.Для использования в 9 классе, на уроках географии, тема «Население»
Текст задачи:
В 1866 году город Новороссийск получает статус портового города и становится центром Черноморского округа. На тот период в городе проживало 434 человек. С 1896 года Новороссийск уже центр целой губернии и количество жителей достигло 16 897 человек.
Решите задачу и найдите:
а) На сколько человек увеличилось количество жителей Новороссийска?
б) За какой период времени произошло увеличение количества жителей?
2. Для использования в 8 классе, на уроках географии, тема «Климат»
Текст задачи:
Город расположен в крымском субсредиземноморском экорегионе, и климат в районе Новороссийска субтропический сухой, близкий к средиземноморскому. В зимнее время здесь господствуют воздушные массы умеренных широт, летом — тропических. Ежегодно, чаще всего с ноября по март (реже с сентября по апрель), в районе Новороссийска может возникать шквальный северо-восточный ветер, который называют норд-ост или бора. Он возникает при вторжении на Черноморское побережье холодного воздуха с Северо-Кавказского плато. При этом массы холодного воздуха, перетекающие через горы, со стороны города выглядят гигантской опускающейся «бородой». При возникновении норд-оста происходит резкое понижение температуры воздуха (за считанные часы температура может понизиться на 10-15 градусов). В период от двух-трёх суток и до нескольких недель Новороссийская бухта становится несудоходной. Скорость ветра достигает 30-70 м/с, поэтому на время шторма суда вынуждены выходить в открытое море. В XIX веке продолжительность норд-оста была около трёх месяцев, но сейчас обычно гораздо меньше (в основном, 1-3 дня).
а) На территории какого субъекта Российской Федерации возникает ветер, о котором идет речь в тексте?
б)Укажите название ветра, который регулярно возникает над Черноморским побережьем на границе моря и суши и меняет свое направление два раза в сутки? 52
в) Объясните почему ветер движется в сторону морского побережья, а не наоборот
3. Для использования в 9 классе, на уроках географии, тема «Отрасли хозяйства»
Текст задачи:
ОАО “Новоросцемент” - старейшее цементное предприятие и крупнейший экспортер цемента в России, сердце строительного комплекса Кубани. Первый цементный завод под названием “Общество Черноморского цементного производства” в районе г. Новороссийска (ныне завод "Пролетарий") был построен в 1882 году. В 1883 году на этом заводе было произведено 7 тыс. тонн цемента. Это было шестое цементное предприятие в России. Уникальное по составу сырье в отрогах Кавказского хребта, которое при отлаженной технологии производства дает отличный высококачественный строительный материал – цемент, с первых же лет обратил на себя внимание не только российских потребителей, но и зарубежных покупателей. В 1992 году комбинат "Новоросцемент" был преобразован в открытое акционерное общество. ОАО "Новоросцемент" входит в тройку крупнейших российских предприятий по выпуску цемента. Производственные активы предприятия образуют территориально обособленный компактный комплекс. Основным сырьем для производства цемента является: мергель, природный газ, электроэнергия.
а) В каком экономическом районе находится ОАО «Новоросцемент»?
б) К какой отрасли относится производство цемента?
в) Какие особенности экономико-географического положения ОАО «Новоросцемент» обеспечивают его бесперебойное снабжение сырьем для производства продукции?
4. Для использования в 9 классе, на уроках географии, тема «Европейский Юг»
Текст задачи:
Дана формула К=П/Н
П - доля продукции района, в общем производстве страны.
Н - доля населения района, в общем производстве страны.
К – коэффициент специализации.
При этом, если, произведённые расчёты показывают, что К больше единицы, то это отрасль специализации производства.
Согласно переписи, население России составляет 146 миллионов человек.
Население Европейского Юга составляет 32 16 624 08 человек. Определите показатель Н - долю населения района: __________
Доля машиностроения Европейского Юга в общей доле страны составляет 4 %.
а)Определите, является ли машиностроение отраслью специализации Европейского Юга.
б)Почему вы так решили?
5. Для использования в 8 классе, на уроках географии, тема «Особо охраняемые территории России»
Текст задачи:
Кавка́зский государственный природный биосферный запове́дник имени Христофора Шапошникова — самая большая по территории и старейшая особо охраняемая природная территория на Северном Кавказе. Является самым крупным горно-лесным заповедником Европы, его общая площадь превышает 280 тыс. га. Расположен на Западном Кавказе в пределах трёх субъектов Российской Федерации.. Отличительной особенностью заповедника является высокая концентрация на его территории реликтовых и эндемичных видов флоры и фауны. Например, здесь встречаются деревья тиса ягодного возрастом старше 2000 лет.
Современный заповедник является наследником Великокняжеской Кубанской охоты, созданной в 1888 году по инициативе Великих князей Петра Николаевича и Георгия Михайловича. 12 мая 1924 года на землях бывшей охоты был создан Кавказский зубровый заповедник. 19 февраля 1979 года по решению ЮНЕСКО Кавказский заповедник получил статус биосферного. В 1999 году территория заповедника была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием объекта «Западный Кавказ». В январе 2008 года заповеднику было присвоено имя его создателя Христофора Шапошникова.
а)В состав каких трех субъектов входит данная территория?
б)В пределах какого климатического пояса и области располагается территория заповедника
в)Процесс реинтеграции какого животного был успешно проведен с 1927 года?
6. Для использования в 8 классе, на уроках географии, тема «Реки России»
Текст задачи:
Пользуясь физической картой Российской Федерации (рис.1) сделайте описание реки Кубани по плану.
План описания реки:
- Материк, на котором находится река
|
|
- Исток реки
|
|
- Устье реки
|
|
- Направление реки (север, юг, восток, запад)
|
|
- Характер течения (равнинная, горная)
|
|
- Притоки реки (правый, левый, если есть)
|
|
7.Для использования в 9 классе на уроке географии, тема «Транспортный комплекс»
Текст задачи:
В 1890-х годах Новороссийский морской порт по грузообороту занимал 7-е место в Российской Империи и 4-е место среди всех портов на Азовско-Черноморском побережье. На экспорт шли зерно, цемент и нефть, импортировались продукция лёгкой и тяжёлой промышленности, овощи и фрукты. В 1900—1910 годах в Новороссийский морской порт заходило до 600 российских и 400 иностранных судов в год. К началу Первой мировой войны грузооборот Новороссийского морского порта достиг 93 млн пудов в год, из которых 65— 69 млн пудов составлял экспорт зерна.
а) Сколько тонн к началу Первой мировой войны составлял грузооборот Новороссийского морского порта?
б) Определите удельный вес экспорта зерна в общем объеме грузооборота Новороссийского морского порта.
|