Процесс обучения является закономерно развивающимся процессом. В нем находят свое специфическое проявление различные закономерности. На обучение оказывают влияние общие закономерности развития общества, формирования личности, наук и самого педагогического процесса. Закономерности обучения различны. Одна из основных закономерностей - соответствие педагогических воздействий и устремлений обучаемых к приобретению знаний. Через эту закономерность обеспечивается реализация тяги детей к познанию окружающей действительности. При этом предполагается активное стремление педагога дать ученикам знания, которые им наиболее интересны и которые необходимы в практической жизни. Соответствие воздействий педагога индивидуальной и коллективной деятельности учеников.
Данная закономерность требует от учителя понимания, что любая деятельность, в которую вовлечены дети в процессе обучения развивает определенные личностные качества. Без активной индивидуальной и коллективной деятельности, решения практических проблем невозможно правильно воспитать человека, дать ему требуемые знания, навыки и умения. Еще одна важная закономерность обучения заключается в соответствии требований педагога и возможностей обучаемых. Она требует от преподавателя учитывать индивидуальные и социально-психологические особенности ребенка, его познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и свободное время. Деятельности педагога и учеников должна соответствовать средствам обучения. Современное обучение дает возможности для широкого использования технических средств обучения.
Для повышения эффективности они должны применяться в соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Обучение должно соответствовать требованиям современных условий жизнедеятельности. Процесс обучения и реальная жизнь детей должны соответствовать друг другу и учитывать особенности развития современного общества.
Принципы обучения представляют собой исходные дидактические положения, отражающие протекание законов и закономерностей процесса обучения и формируют его направление на развитие личности. Через принципы обучения раскрывается теория построения учебного процесса и управление им. Данные принципы являются основой позиций и установок, с которыми педагоги организуют процесс обучения и оптимизируют его.
Знание и понимание принципов обучения позволяет организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, четко определить цели и наполнить содержание учебного материала, выбрать правильные формы и методы обучения. Они позволяют соблюдать поэтапность в обучении, осуществлять взаимодействие и сотрудничество между участниками процесса. Часто принципы являются общими для организации учебного процесса в любых образовательных учреждениях. Закономерности обучения формируют его принципы.
Принципы обучения включают наиболее важные положения, которые определяют требования к содержанию, организации и методике обучения. Основными принципами являются:
1. самостоятельность и активность в обучении;
2. наглядность;
3. систематичность, последовательность и комплексность;
4. высокий уровень трудности;
5. прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
6. сочетание группового и индивидуального подхода в обучении.
Сознательность, активность и самостоятельность заставляют учеников нести ответственность за цели и задачи обучения. Эти личностные качества стимулируют познавательную активность, способствуют проявлению инициативы и творчества в процессе изучения наук и применения знаний практике.
Наглядность в обучении должна иметь содержание, быть понятной и доступной для определенной возрастной категории учеников, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески, учитывать правила обучающих методик.
Систематичность, последовательность и комплексность в обучении предполагает наличие устойчивой системы знаний той или иной дисциплины. Такой подход позволяет связывать новые знания с уже усвоенными, обеспечивает систематический контроль за организацией и результатами обучения.
Обучение, ориентированное на высокий уровень трудностей, должно учитывать умственные и физические возможности обучаемых, соответствие изучаемого материала и темпа изложения возможностям учеников. Этому принципу отвечает поэтапное изучение учебного материала, по принципу от простого к сложному, опираясь на начальный уровень подготовленности обучаемого.
Прочность овладения знаниями и навыками возможна только при разъяснении обучаемым значения учебного материала для их реальной жизни, установок на запоминание материала. Закрепить знания можно посредством систематического повторения ранее изученного материала и применения его в практической деятельности обучаемых. Важно стимулировать самостоятельную работу учащихся и обучать их эффективным способам такой работы.
Сочетание группового и индивидуального подхода в обучении очень важно. Это обучает детей согласованным и слаженным совместным действиям, а также формирует в детском коллективе положительный психологический климат.
Групповое обучение, отражает общность интересов учеников и создает прекрасные условия для диалога, параллельно создает условия для взаимопомощи и повышает чувство ответственности, а также формирует социальную и личностную. Групповая форма обучения является приоритетной для образовательных учреждений. В процессе развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые.
Можно говорить, что принципы обучения являются исторически преходящими. Все принципы обучения взаимосвязаны и проникают друг в друга. Они представляют собой систему, состоящую из содержательных и организационно-методических принципов. Такое деление достаточно условно. Значение каждого принципа не ограничивается рамками своей группы. Выделение принципов помогает ответить на вопросы дидактики: чему и как учить?
На основе дидактических принципов формулируются правила обучения, подчиняющиеся принципу, конкретизирующие его, определяющие характер методических приемов и приводящих к реализации определенного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила лишь его отдельные стороны. Принципы обучения, отражая определенную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективный базис. Наметившиеся в современное время гуманистические тенденции в образовании придают гуманистическую направленность и принципам обучения.
Дополнительное образование характеризуется как добровольный процесс освоения научных категорий и понятий различных сфер, выпадающих из программы общего образования. Таким образом, дополнительное образование - это непрерывная, многоуровневая система образования, совмещенная с системой базового образования - это единое образовательное пространство.
В целом дополнительное образование представляет собой лишь некую часть всей системы образования, сформированных в рамках единых образовательных программ конкретного учреждения дополнительного образования. Программа дополнительного образования должна обязательно отвечать государственным стандартам в рамках отдельных образовательных программ. В сферу дополнительного образования также входят образовательные программы общественных организаций, которые занимаются проведением образовательной деятельности в рамках своей работы, программы ассоциаций и объединений образовательных учреждений дополнительного образования, профессиональных объединений и обществ.
Дополнительные образовательные услуги в современном мире оказываются на всех уровнях развития личности и в любом возрасте человека. Это связано с тенденцией завышения требований к кадрам и трудовым ресурсам и росту конкуренции на рынке труда. Основная доля дополнительных образовательных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений. Дополнительное образование обеспечивает необходимую "связанность" с единым образовательным пространством, помогает реализовать главную цель образования - развитие личности.
|