Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности
Тема: Решение логических задач.
Цель: Обучение решению логических задач с использованием таблиц.
УУД:
Личностные:
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, формулировать проблемную ситуацию, добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке.
регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: умение правильно формулировать и выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других.
Вид деятельности: фронтальная , индивидуальная, парная формы работы.
Оборудование: презентация (ссылка)
Этапы |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I этап.
Вступительная часть.
Самоопределение к учебной деятельности |
Учитель организует начало урока, проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает на работу.
-Урок я хочу начать со слов Л.Н. Толстого.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.»
Как вы понимаете эти слова?
Давайте сегодня на уроке попробуем не просто вспоминать, то что уже знаем, но и размышлять. |
Дети рассуждают.
Чтобы получать новые знания, мало запоминать информацию, надо уметь рассуждать, вычислять, делать выводы. То есть мыслить. |
Возникновение внутренней потребности включения в деятельность. |
II этап.
Основная часть.
1.Актуализация опорных знаний
2.Постановка учебной задачи.
3. «Открытие» детьми нового знания. ( Решение проблемы)
4.Составление алгоритма.
Решение задачи самостоятельно. |
Чтобы понять, какое математическое задание вам предстоит выполнить попробуйте расшифровать слово.
ЧАДАЗА
Правильно, мы сейчас будем решать задачу.А что вы знаете о задаче?
Что такое условие?
Что такое вопрос?
Молодцы.
Итак. Читаем задачу.
В день рождения к Полине пришли 4 подружки и 5 друзей. Сколько всего детей будет сидеть за праздничным столом?
Согласны вы с решением задачи?
Прочитайте текст.
Маша, Ваня и Лиза решили полакомиться мороженым и купили эскимо, фруктовый лёд и вафельный стаканчик. Ваня выбрал фруктовый лёд, а Маша не любит эскимо, Кто из ребят какое мороженое ест?
Можно ли этот текст назвать задачей, ведь в нём даже чисел нет?
Действительно это задача.
Можно быстро её решить?
Чтобы решить эту задачу надо построить цепочку рассуждений.
Как называются такие задачи?
Такие задачи называются логическими.
А что же такое логика?
Логика-это наука, которая изучает задачи, где нужно рассуждать и анализировать.
Основателем логики и логических задач является древний учёный-математик -Аристотель. ( Портрет учёного).
Кто догадался, какая будет тема нашего урока?
Решение логических задач.
Какую цель перед собой поставим?
Приступим к решению нашей задачи.
- О скольких детях идёт речь?
А сколько видов мороженого они купили?
Для решения этой задачи можно использовать таблицу.
(Учебный лист) Часть таблицы уже заполнена. Прочитайте записи в строках таблицы.
Рассуждаем. Ваня выбрал фруктовый лёд, ставим + в клетке пересечении Вани и фруктовый лёд. Ставим – в строке фруктовый лёд под именами Маша и Лиза. Маша не любит эскимо. Что мы запишем в таблице?
Посмотрите на столбик с именем Маша. Какая клетка осталась пустой? Что поставим в эту клетку? Какой вывод о Маше можем сделать?
А какой вывод ещё напрашивается?
Куда можно поставить плюс?
Ну а теперь ответьте на вопрос задачи.
Можно нарисовать мороженое каждому ребёнку ( на листе)
Физкультминутка
Раз- подняться, потянуться,
Два-нагнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть на место сесть.
Создание алгоритма решения задачи
Сложная была задача? Давайте составим алгоритм ( действия) решения такой задачи.
Сейчас вы попробуете решить ещё одну логическую задачу. Работать будете парами. Повторяем правила работы в парах.
Задача №2
Матроскин, Шарик и Печкин собирали разные грибы.: боровики, лисички, маслята. Матроскин собирал не лисички и не маслята; Шарик собирал не боровики и не маслята. Кто какие грибы собирал?
Молодцы, ребята. Вы правильно решили задачу. А сейчас каждый попробует свои силы в решении логической задачи.
Задача №3 (По вариантам)
1 вариант.
У каждого из трёх друзей- Лёши, Вани и Артёма живут котята: серый, чёрный и рыжий. У Лёши и Артёма живёт не чёрный котёнок, серый котёнок живёт не у Артёма. Какого цвета котёнок живёт у каждого из мальчиков? Раскрасьте котят.
2 вариант
Белоснежка, Медуница и Синеглазка пришли на день рождение к Мальвине в платьях разных цветов- жёлтом, синем и розовом. Белоснежка была не в жёлтом и не в синем. Медуница- не в жёлтом и не в розовом. В платье какого цвета была каждая из девочек?
Давайте проверим решение задач.
А вы знаете, что задачи могут быть весёлыми?
Мне бы хотелось в конце урока задать вам ещё несколько задачек.
- Человек выпрыгнул из самолёта без парашюта и приземлился на землю. При этом он ничего себе не повредил. Как это получилось?(Он прыгал из самолёта, который стоял на земле).
- Каких камней нет в море? ( сухих)
- Воробей может съесть горсточку зерна, а лошадь не может. Почему? воробей слишком маленький, чтобы съесть лошадь)
Молодцы!
|
Ребята расшифровывают слово (задача)
Задача состоит из условия и вопроса.
Условие- это то, что известно в задаче.
Вопрос-это то, что нужно найти.
Работа с задачей на листах.
Один из ребят решает задачу на доске, составляет выражение, записывает решение задачи.(4+5+1=10).
Дети высказывают своё мнение.
Ответы детей.( В тексте есть условие и вопрос)
Нет. Надо подумать.
Дети высказывают своё мнение.
Будем учиться решать логические задачи, будем рассуждать, анализировать,
О трёх. Три вида.
Горизонтально(сверху) записаны имена детей, Вертикально(слева) записаны сорта мороженого.
В пересечении эскимо и Маша поставим минус.
Напротив вафельного стаканчика.
Плюс.
Она ест вафельный стаканчик.
Раз Ваня ест фруктовый лёд, Маша- вафельный стаканчик, значит эскимо выбрала Лиза.
В клетку пересечения Лиза и эскимо.
Маша ест вафельный стаканчик, Ваня- фруктовый лёд, а Лиза выбрала эскимо.
1.Читаем текст задачи.
2.Определяем условие и вопрос.
3.Рассуждаем, ищем объекты, заносим данные в таблицу.
4.На основе выводов, записанных в таблице называем ответ.
1.Работать должны оба.
2.Один говорит, другой слушает.
3.Своё несогласие высказывай вежливо.
4.Если не понял, переспроси.
Дети решают задачу парами. Заносят данные в таблицу и записывают ответ.
Матроскин собирал боровики, Шарик – лисички, а Печкин – маслята.
Ученики выполняют задание индивидуально.
Дети зачитывают ответы.
Анализируют выполненную работу. |
Воспроизведение знаний, достаточных для построения нового способа действия; активизация соответствующих мыслительных операций: внимания, памяти, мышления.
Соотношение своих действий с используемым способом, выявление и фиксация в речи причин затруднения; развитие познавательных УУД.
Приобретение новых знаний.
Применение детьми новых знаний, новых способов действий. |
III этап.
Заключительная часть.
Рефлексия учебной деятельности ( итог и результат урока)
|
Что нового вы узнали на уроке?
Что помогло вам решить эти задачи?
Какая задача для вас была самой сложной?
А самой интересной?
А закончить урок я хочу следующими строками.
Задача, конечно не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье! |
Научились решать логические задачи.
Правила работы над задачей и таблица.
Умение рассуждать и анализировать.
|
Способность к самооценке учебной деятельности. Личностные УУД |
ФИО преподавателя, который разработал конспект Азарскова Татьяна Владимировна___________________
|