Сегодня: 16.05.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа

СКАЧАТЬ (57.5 Kb) 21.02.2021, 18:46
Бондарева Валентина Викторовна
Педагог-психолог,, Лицей 533 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга
Как часто школьный психолог сталкивается с позицией учителей, которые склонны обвинять ученика в создании им самим негативной ситуации. На первый взгляд эти обвинения выглядят справедливыми.
Например: «Ученик плохо учится, не посещает школу, поэтому он сам виноват в том, что он неуспешен»; «В. ссорится со сверстниками, игнорирует мнение класса и учителей. Он сам виноват в том, что его не любят»; «А. очень неорганизован и ленив. Он не выполняет домашние задания. Он сам виноват в том, что в его адрес постоянно идут замечания»; «Он сам виноват, что принимает наркотики»; «Он сам виноват, что всем детям интересно, а ему нет» и т. д.

Стоит особо подчеркнуть, что:
- перечисление негативных фактов встречается в педагогической практике гораздо чаще, чем диагностика порождающих их причин;
- иногда причины известны, и вполне очевидно, что ребенок, по сути, является жертвой обстоятельств. Но взрослые, сами не зная, как ему помочь, продолжают требовать от ребенка «должного»;
- нередко педагоги отказываются помогать ребенку на том основании, что это «бесполезно», «это ничего не изменит», а потому не стоит тратить время и силы;
- отсутствие прямых функций, связанных с помощью и поддер¬жкой ребенка в образовании, делает невозможной профессио¬нальную работу педагогов с проблемами ребенка;
- зачастую сами являясь причиной появления или усугубления проблем ребенка, педагоги направляют его к специалистам (психологам, психоневрологам, юристам и т. д.), чтобы те помогли ребенку избавиться от проблем.

Психолого-педагогическая поддержка рассматривает ситуацию неуспешности ребенка с позиции его права на достойное образование.
Выбранный нами метод, образовательного транзактного анализа (образовательного ТА), использует разработку языковой системы, эффективно коммуницирующей с людьми и не прячется за неясными теоретическими консультациями. В этом направлении практической психологии подчеркивается важность инструктирования клиентов – всех участников образовательного процесса, ориентируя их теоретически и помогая определить личную стратегию, необходимую для действий.

Психообразовательная модель, выдвинутая английским психологом Герни, формулируется так: психолог-практик, работающий по образовательной модели, - это такой психолог, чья деятельность прямо или косвенно вытекает не из желания вылечить неврозы и устранить симптомы и не из заботы об увеличении количества интеллекта на душу населения, а из стремления обучить человека правилам межличностного общения, которые он сможет применять для решения настоящих и будущих психологических задач, тем самым повысив свой уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом, психообразовательная модель транзактного анализа рассматривает деятельность практического психолога не по схеме: аномалия – диагноз – стратегия лечения – терапия – излечение, а, скорее, по схеме: неудовлетворенность (трудность) клиента (участника образовательного процесса) - постановка цели – обучение навыкам – удовлетворенность (достижение цели). И клиент в психообразовательной модели рассматривается не как пациент, а как ученик.

Основной подход образовательного ТА иллюстрируется хорошо известными состояниями Я - родителя, взрослого, ребенка. Я – состояния познаются в транзакциях (взаимодействиях) с окружением. Стили транзакций следующие:
1. Я хороший (ОК) – ты хороший (ОК). Ребенок считает, что он самоценен в этом мире, может формировать концепцию, признается другими как личность и имеет положительную самоидентификацию и положительный образ окружающих.
2. Я хороший (ОК) – ты плохой (не ОК). Ребенок считает, что он самоценная личность, имеет положительный образ себя, но полагает, что мир и окружающие его люди враждебны ему и угрожают его существованию. Ребенок мог быть разлучен с родителями или жестоко наказываем ими. Он мог когда-то воспринимать родителей, как любящих и добрых, но теперь считает их враждебными и жестокими. Наконец, он мог пережить множество других влияний среды.
3. Я не ОК – ты ОК. Ребенок принимает на себя вину за неверный ход событий, является реципиентом негативных сообщений родителей, отягощен чувством вины и т.д. Ребенок полагает, что он плох и не достоин положительной обратной связи со стороны значимых взрослых, членов семьи и прочих. Ребенок такого типа часто совершает правонарушения, проявляет саморазрушающие паттерны поведения и испытывает депрессию.
4. Я не ОК – ты не ОК. Ребенок имеет негативный образ себя и испытывает враждебные чувства по отношению к другим и к окружающему миру. Ребенок получил сообщения, что он не заслуживает похвалы, и не любит тех, кто лишает его внимания и положительного подкрепления. Ребенок такого типа часто мрачен, ироничен, труден в общении как в школе, так и дома, не добр к окружающим.

В статье журнала «Сценарий» в начале 80 гг. Уильям Крейгер писал, что «психотерапевты похожи на спасателей, вытаскивающих людей из воды; почему не существует какого-нибудь направления, которое учило бы детей плавать?» Мы считаем это сильной метафорой для использования ТА в образовании. Если ученики научатся «плавать» в образовательной среде и в своих личных и социальных отношениях в классе, им потом не понадобится «спасатель».

Труди Ньютон в своей статье «Учим детей плавать» приводит еще одну метафору в пользу психообразовательной модели: Берн (1971) предполагал, что задача ТА терапевта заключается в том, чтобы удалить занозу из пальца клиента и быть поблизости, пока тот учиться ходить. Если так, то возможно, задачей преподавателя ТА является обучение тому, что есть занозы и как их избежать, как вытащить ту, которую вы неизбежно засадите и куда идти за помощью, чтобы не началась инфекция, если заноза вошла слишком глубоко. Другими словами, образовательный ТА может обладать мощной ролью в поддерживании здоровья и предотвращения личностных патологий.

Полный объем статьи "Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа" опубликован в научно-практическом журнале "Психотерапия". М., №6 (42) 2006 – С. 17-19.

 


Категория: Блоги | Добавил: bond60
Просмотров: 88 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
III Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
III Всероссийский творческий конкурс "Весенние мотивы"
IV Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.05.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог