Сегодня: 26.02.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа

СКАЧАТЬ (57.5 Kb) 21.02.2021, 18:46
Бондарева Валентина Викторовна
Педагог-психолог,, Лицей 533 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга
Как часто школьный психолог сталкивается с позицией учителей, которые склонны обвинять ученика в создании им самим негативной ситуации. На первый взгляд эти обвинения выглядят справедливыми.
Например: «Ученик плохо учится, не посещает школу, поэтому он сам виноват в том, что он неуспешен»; «В. ссорится со сверстниками, игнорирует мнение класса и учителей. Он сам виноват в том, что его не любят»; «А. очень неорганизован и ленив. Он не выполняет домашние задания. Он сам виноват в том, что в его адрес постоянно идут замечания»; «Он сам виноват, что принимает наркотики»; «Он сам виноват, что всем детям интересно, а ему нет» и т. д.

Стоит особо подчеркнуть, что:
- перечисление негативных фактов встречается в педагогической практике гораздо чаще, чем диагностика порождающих их причин;
- иногда причины известны, и вполне очевидно, что ребенок, по сути, является жертвой обстоятельств. Но взрослые, сами не зная, как ему помочь, продолжают требовать от ребенка «должного»;
- нередко педагоги отказываются помогать ребенку на том основании, что это «бесполезно», «это ничего не изменит», а потому не стоит тратить время и силы;
- отсутствие прямых функций, связанных с помощью и поддер¬жкой ребенка в образовании, делает невозможной профессио¬нальную работу педагогов с проблемами ребенка;
- зачастую сами являясь причиной появления или усугубления проблем ребенка, педагоги направляют его к специалистам (психологам, психоневрологам, юристам и т. д.), чтобы те помогли ребенку избавиться от проблем.

Психолого-педагогическая поддержка рассматривает ситуацию неуспешности ребенка с позиции его права на достойное образование.
Выбранный нами метод, образовательного транзактного анализа (образовательного ТА), использует разработку языковой системы, эффективно коммуницирующей с людьми и не прячется за неясными теоретическими консультациями. В этом направлении практической психологии подчеркивается важность инструктирования клиентов – всех участников образовательного процесса, ориентируя их теоретически и помогая определить личную стратегию, необходимую для действий.

Психообразовательная модель, выдвинутая английским психологом Герни, формулируется так: психолог-практик, работающий по образовательной модели, - это такой психолог, чья деятельность прямо или косвенно вытекает не из желания вылечить неврозы и устранить симптомы и не из заботы об увеличении количества интеллекта на душу населения, а из стремления обучить человека правилам межличностного общения, которые он сможет применять для решения настоящих и будущих психологических задач, тем самым повысив свой уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом, психообразовательная модель транзактного анализа рассматривает деятельность практического психолога не по схеме: аномалия – диагноз – стратегия лечения – терапия – излечение, а, скорее, по схеме: неудовлетворенность (трудность) клиента (участника образовательного процесса) - постановка цели – обучение навыкам – удовлетворенность (достижение цели). И клиент в психообразовательной модели рассматривается не как пациент, а как ученик.

Основной подход образовательного ТА иллюстрируется хорошо известными состояниями Я - родителя, взрослого, ребенка. Я – состояния познаются в транзакциях (взаимодействиях) с окружением. Стили транзакций следующие:
1. Я хороший (ОК) – ты хороший (ОК). Ребенок считает, что он самоценен в этом мире, может формировать концепцию, признается другими как личность и имеет положительную самоидентификацию и положительный образ окружающих.
2. Я хороший (ОК) – ты плохой (не ОК). Ребенок считает, что он самоценная личность, имеет положительный образ себя, но полагает, что мир и окружающие его люди враждебны ему и угрожают его существованию. Ребенок мог быть разлучен с родителями или жестоко наказываем ими. Он мог когда-то воспринимать родителей, как любящих и добрых, но теперь считает их враждебными и жестокими. Наконец, он мог пережить множество других влияний среды.
3. Я не ОК – ты ОК. Ребенок принимает на себя вину за неверный ход событий, является реципиентом негативных сообщений родителей, отягощен чувством вины и т.д. Ребенок полагает, что он плох и не достоин положительной обратной связи со стороны значимых взрослых, членов семьи и прочих. Ребенок такого типа часто совершает правонарушения, проявляет саморазрушающие паттерны поведения и испытывает депрессию.
4. Я не ОК – ты не ОК. Ребенок имеет негативный образ себя и испытывает враждебные чувства по отношению к другим и к окружающему миру. Ребенок получил сообщения, что он не заслуживает похвалы, и не любит тех, кто лишает его внимания и положительного подкрепления. Ребенок такого типа часто мрачен, ироничен, труден в общении как в школе, так и дома, не добр к окружающим.

В статье журнала «Сценарий» в начале 80 гг. Уильям Крейгер писал, что «психотерапевты похожи на спасателей, вытаскивающих людей из воды; почему не существует какого-нибудь направления, которое учило бы детей плавать?» Мы считаем это сильной метафорой для использования ТА в образовании. Если ученики научатся «плавать» в образовательной среде и в своих личных и социальных отношениях в классе, им потом не понадобится «спасатель».

Труди Ньютон в своей статье «Учим детей плавать» приводит еще одну метафору в пользу психообразовательной модели: Берн (1971) предполагал, что задача ТА терапевта заключается в том, чтобы удалить занозу из пальца клиента и быть поблизости, пока тот учиться ходить. Если так, то возможно, задачей преподавателя ТА является обучение тому, что есть занозы и как их избежать, как вытащить ту, которую вы неизбежно засадите и куда идти за помощью, чтобы не началась инфекция, если заноза вошла слишком глубоко. Другими словами, образовательный ТА может обладать мощной ролью в поддерживании здоровья и предотвращения личностных патологий.

Полный объем статьи "Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа" опубликован в научно-практическом журнале "Психотерапия". М., №6 (42) 2006 – С. 17-19.



Категория: Блоги | Добавил: bond60
Просмотров: 32 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
III Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
V Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
VI Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"
V Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
IV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VII Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Мой папа"
III Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.02.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог