«Забота о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму , питанию , труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребёнка по достижению возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится основной задачей образовательного учреждения.
Здоровье человека – тема актуальная для всех времён, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому одной из приоритетных задач в системе образования становится сбережение и укрепления здоровья учащихся. Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее». «Не мешай, мне работать надо» Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Мы зачастую сталкиваемся с проблемой лесоруба. Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.
Это противоречия между:
• целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения, навыки;
• направленностью на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
• необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
• достаточно жёсткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.
Как разрешить данную проблему? Системно-деятельный подход изменил позицию учителя и ученика в образовательном пространстве. На данный момент видится только одно, какие бы методы учитель не применял и сколько бы ни принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
В практике существует множество определений понятия «здоровье». Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди основных показателей психического здоровья выделяют:
• Чувство тревоги, безотчетного страха.
• Чувство раздражения, гнева и враждебности.
• Состояние депрессии.
• Чувство вины.
Эти показатели можно взять за основу психического здоровья школьников, педагогов и родителей. Чтобы сохранить психическое здоровье человека (ребенка или взрослого), необходимо научить его самооценке и самонаблюдению, тогда справиться с ситуацией будет гораздо проще.
Задачи здоровьесберегающей деятельности в школе:
• перейти от пассивных форм обучения к деятельным вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
• формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире;
• создать каждому ученику необходимые условия личностного развития;
• предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
Работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно строить в соответствии с одной из трех стратегий.
1. Стратегия традиционная.
При данном подходе приоритет отдается медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации. В условиях возрастания в современном мире неблагоприятных воздействий на человека, с одной стороны, и слабости организационно-финансовых возможностей нашего здравоохранения – с другой, рассчитывать на заметные результаты использования такого подхода, к сожалению, не приходится.
2. Стратегия точечная.
Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа по сохранению здоровья проводится содержательная. Таковыми могут быть создание фитобара (очень популярно!), организация комнаты психологической разгрузки, оформление нескольких стендов, проведение «Дней здоровья», «Праздников здоровья», введение факультатива по валеологии и т. п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные и нестойкие.
3. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы.
Ее выбирают те, кто намерен серьезно заниматься проблемой здоровья, сделать ее приоритетной.
Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в работу учреждения руководству школы необходимо решить ряд обязательных задач:
• Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов в числе ее важнейших задач. Именно здесь особенно велика вероятность формального подхода, «забалтывания» вопроса, поэтому такая установка школы должна быть известна всем – от управления образования до каждого ученика. Для подтверждения серьезности намерений, провозглашенных администрацией и всем педагогическим коллективом школы, необходимо: – разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья (школьная программа здоровья – ШПЗ); – в каждом серьезном решении, принимаемом администрацией школы, отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников; – обеспечить проведение мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья – учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программ развития, финансирования школы и т. п.
• Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести свою долю ответственности за решение вопросов здоровьесбережения. Для этого возможно: – со школьниками заключить индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен и чего не должен делать данный учащийся, чтобы заботиться о своем здоровье и помочь школе обеспечить решение данной приоритетной задачи; – подобные же индивидуальные соглашения (договоры) заключить с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности и конкретизирует возможности подключения их к работе школы в этом направлении; – в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить соответствующие пункты.
• Гигиена: обеспечение соблюдения требований СанПиН к санитарно-гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса.
• Профилактика: включение в школьную программу здоровья (ШПЗ) и реализация на практике мероприятий по профилактике основных «школьных болезней» (близорукости, нарушений осанки, заболеваний органов пищеварения) и дезадаптационных состояний (гиподинамии, переутомления, дистресса и др.). Это требует, в частности, ограничения учебной нагрузки на каждого учащегося рамками его индивидуальных возможностей, психологически грамотной организации экзаменационных процедур, организации рационального питания школьников, предоставления им достаточных возможностей для необходимой двигательной активности, оснащения классов схемами для гимнастики зрения на уроке и тому подобного комплекса мероприятий.
• Урок: обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия.
• Обучение: обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. Для этого в учебных программах всех классов должен быть или специальный предмет (культура здоровья, психология здоровья, валеология и т. п.), или блок вопросов в рамках курсов ОБЖ, физкультуры, биологии, а также организована работа факультативов. При этом необходимо помнить, что основная цель этого направления работы – воспитание у школьников и педагогов культуры здоровья, а не просто «загрузка» их информацией, даже очень полезной.
• Валеология: при появлении у школы финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для создания условий, позволяющих целенаправленно формировать, укреплять и даже восстанавливать здоровье учащихся и педагогов. Сюда относится организация фитобара, тренажерного зала, комплекса самодиагностики, кабинетов физиотерапии, психологической разгрузки и т. п.
• Комплексность: только при взаимосвязанном решении задач разного уровня возможно достижение долговременных и очевидных сдвигов в сторону улучшения состояния здоровья школьников.
Если школа в качестве приоритетной выбрала стратегию формирования здоровьесберегающего пространства школы, то на первом этапе этой работы она должна сделать несколько последовательных шагов.
Шаг 1. Создание небольшой (5–10 человек) рабочей группы из тех, кто хочет и готов заниматься таким проектом. В ее состав могут войти учителя, специалисты школы, представители научной организации, а также кто-то из родителей учащихся. Желательно, чтобы неформально возглавил эту группу директор школы. Задача группы – принять решение о выдвижении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы (или отказаться от этого). В этом случае дальнейшие шаги не обязательны.
Шаг 2. Разработка предварительного проекта. Постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов (материально-финансовых, кадровых, организационных, информационных).
Шаг 3. Поиск и обеспечение дополнительных ресурсов, необходимых для реализации проекта (или первого его этапа). Обучение (одного или нескольких педагогов), заключение договоров о сотрудничестве с научными центрами, специалистами, активизация возможностей родительского комитета, учителей, спонсоров и т. д.
Шаг 4. Разработка рабочего варианта проекта и поэтапного плана действий с учетом местных условий. Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта.
Шаг 5. Разработка программы диагностики состояния здоровья учащихся и структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. Составление карты индивидуальных показателей учащихся (КИПУ).
Шаг 6. Анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся. Учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на втором этапе. При организации этой работы следует учитывать условия, значимо влияющие на успешность реализации школьных проектов в сфере здоровьесбережения. Привожу перечень этих условий:
1. Позиция, степень и мотивы заинтересованности, уровень общей и научно-педагогической культуры директора школы.
2. Позиция, степень и мотивы заинтересованности руководства управления образованием.
3. Кадровый состав и психологический климат в педагогическом коллективе школы.
4. Возможности получения дополнительных материалов и финансовых средств на реализацию программы.
5. Возможность заключения договорных отношений с учеными, готовыми обеспечить научную поддержку программы, организацию мониторинга и экспертизу получаемых результатов.
Необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Конечно, хотелось затронуть вопросы здоровье сбережения на уроках физической культуры.
Здоровье сберегающие технологии – это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся.
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении – это обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
В данный момент практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психо эмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья обучающихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа школьников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”. Поэтому перед каждым преподавателем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес обучающихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни обучающихся? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на детей целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - преподавателю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.
Из этого возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью студентов? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
1. Создание условий, способствующих развитию мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
2. Обеспечение обучающихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
Средства и методы
Для достижения целей здоровье сберегающих технологий применяются следующие группы средств:
•гигиенические факторы;
• оздоровительные силы природы;
• средства двигательной направленности.
Главное условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.
Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровье сберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Понимаю, что нельзя насильно заставить всех обучающихся заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
-современные средства физической культуры;
-комбинирование методов, приемов физического воспитания;
-внеклассные формы физического воспитания.
А именно:
1.Использую современные средства физического воспитания. Применяю такие средства в работе с девушками. Работа с детьми занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашёл в выборе средств физического воспитания:
• занятия ОФП;
• занятие волейболом;
2.Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности обучающихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убежден, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Объясняю обучающимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.
При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.
3.Внеклассная работа по предмету. Обучающимся необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала. С целью повышения двигательной активности обучающихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы.
Основными формами физического воспитания являются внеклассные формы работы:
1. Физкультурно-массовые
2.Спортивные мероприятия
3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
4. Гимнастика до занятий.
5. Подвижные игры на переменах.
6. Физкультминутки.
7. Дни здоровья и спорта.
8.Спортивные секции.
В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к муниципальным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Участие в соревнованиях муниципального уровня во многом способствует привлечению обучающихся к секционным занятиям.
Ежегодно веду секцию настольного тенниса. Работа в этом направлении оказывает действенное влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Мои воспитанники показывают высокий уровень физической подготовленности, выполняют все нормы сдачи тестирования и зачетов. Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании летнего оздоровительного отдыха.
Литература
1.Персональный сайт учителя ОБЖ и физической культуры Веселкина О.В. Электронный ресурс.
2.Педагогический проект «Окна роста». Электронный ресурс.
3.Педагогика безопасности: от А до Я. Электронный ресурс.
|