Использование здоровьесберегающих технологий
в начальной школе
Оглавление
Введение __________________________________________3 - 4
Глава I Сохранение и укрепление здоровья детей – проблема
современной школы и общества в целом
1.1. Общее представление о здоровье ребенка __________ 5 - 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся,
в образовательной среде ____________________________ 8 - 9
1.3. Роль педагога в сохранении и укреплении здоровья
детей ____________________________________________ 10 – 11
Глава II Пути повышения эффективности обучения и воспитания
младших школьников для сохранения и укрепления
здоровья
2.1 Принципы организации здоровьесберегающей
работы в школе _______________________________________ 12
2.2 Создание санитарно – гигиенических, психологических и дидактических условий обучения и воспитания младших школьников, способствующих сохранению и укреплению
здоровья _________________________________________ 13 - 18
Заключение _______________________________________ 19 - 20
Литература ____________________________________________21
Приложения _______________________________________ 22 - 35
ВВЕДЕНИЕ
Творческое оживление в системе образования, которое характеризуется внедрением в образовательный и воспитательный процесс новых технологий с позиции гуманизации образования, личностно – ориентированного обучения, позволяет по – новому взглянуть на проблемы современной школы и с точки зрения образовательного процесса и с позиции сохранения и укрепления здоровья.
Школу, которая осуществляет свою деятельность по развивающему обучению, должна интересовать не только успеваемость, какой процент качества учащийся дает классу, всему учебному заведению, но и что чувствует ученик, о чем думает, как относится к себе и другим. А также , развития, которые не окажут негативного воздействия на здоровье детей.
Проблема здоровья детей сегодня актуальна. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым, кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.
Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащихся и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Сохранение здоровья учащихся во многом зависит от организации создания таких условий школьной среды, которые способствовали бы формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся.
Целью данной работы стало выявление санитарно – гигиенических, психологических и дидактических условий обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Раскрыть факторы, которые влияют на состояние здоровья учащихся.
2. Наблюдать и оценивать состояние здоровья учащихся.
3. Отобрать, апробировать и систематизировать активные формы в учебной и во внеурочной деятельности, направленные на сохранение здоровья.
ГЛАВА I СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие физических дефектов и болезней»
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам»
В. И. Дубровский
С учетом социальной сущности человека здоровье определяют и как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды». К этому следует добавить, что максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть значительно расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям.
Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии:
- наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья в дошкольном и школьном возрасте;
- уровень физической подготовленности;
- нервно – психическое развитие ребенка;
- уровень функционирования основных систем организма;
- степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
- адаптация к меняющимся внешним условиям;
- улучшение состояния здоровья.
Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно – духовного организма.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,
любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться
Педагоги, без участия врача, самостоятельно могут определить незначительные отклонения в состоянии здоровья ребенка. Если у него имеется хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, то такого ребенка можно отнести к группе ослабленных.
1 – заболеваемость. Часто болеет (в течение года 4 и более заболеваний).
2 – зрение. Быстро утомляется зрение. При письме или чтении ребенок низко наклоняется над книгой (тетрадью), наклоняет голову влево (вправо), старается смотреть одним глазом, часто трет глаза, прищуривается, плохо видит написанное на доске.
3 – осанка. Привычка стоять (сидеть), наклонившись влево (вправо), стоять и ходить на полусогнутых ногах. При длительном стоянии старается опереться о какую-нибудь опору, часто наклоняется вперед. Плечи опущены вперед, спина горбится.
4 – стопы. При длительной ходьбе или стоянии жалуется на боль в ногах, иногда в спине, пояснице. Во время игры часто останавливается, старается сесть, долго не может стоять. При беге и прыжках неестественно раскачивается, «косолапит».
5 – двигательная подготовленность. После выполнения даже самой легкой работы в течение 3 – 5 минут устает, резко снижает скорость движения, при беге переходит на шаг, во время подвижных игр устраняется от игры и отходит в сторону.
6 – эмоциональность (повышенная или пониженная). Часто и без видимой причины раздражается. Внезапно возникает беспричинный смех или слезы, не может «усидеть на месте» или, наоборот, впадает «в спячку» и подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку.
7 – отклонения в длине (росте) или весе тела.
Знание выявленных критериев позволяет установить не только состояние здоровья детей, но и установить зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем физического здоровья.
Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в процессе роста и развития.
Совокупность всех признаков организма формируется под влиянием наследственной природы человека и окружающей среды. Доля влияния наследственных и факторов среды, формирующих особенности физического развития, может значительно колебаться.
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте от трех до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. В то же время дошкольному и школьному возрасту свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Наряду с неблагоприятными факторами среды, существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся и учителей, о чем свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно – психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами.
Среди причинно – следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, следует выделить:
- интенсификацию учебного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным о возрастным особенностям обучающихся;
- несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы. Взрослые, тяготеющие к излишне устойчивым принципам и критериям, препятствуют свободному развитию ребенка. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т. е. здоровой. Педагогическая валеология, развиваемая учеными Г.К.Зайцевым, В.В. Колбановым, В.П.Петленко, Л.Г.Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей.
Н.К.Смирнов сформировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в которую, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровье сберегающих условий в образовательном учреждении» ОУ (школы, дошкольные учреждения, специализированные школы) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди них:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);
- санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);
- двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
- рациональное питание (меню и режим питания);
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
1.3 РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна.
И.Сеченов
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Педагогическая интуиция и прозрение должны сохранять психическое здоровье детей в норме. Учитель должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. Педагогу надлежит направлять свое внимание на внутреннее ощущение детей. Опытный учитель умеет приемами преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность учащихся.
Актуальным является вопрос о состоянии здоровья самого педагога, об отношении учителя к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения?
Пытаясь установить связь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами ЗОЖ;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- личным примером учить школьников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинского работника и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках. Прежде всего, педагог должен быть примером в вопросах здоровьесбережения.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей ЗОЖ необходимо решение трех проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения;
2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, каковы его особенности, склонности, умения и способности;
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предлагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников во всех смыслах этого слова.
ГЛАВА II ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
2.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Принципы здоровьесберегающей работы в школе:
- системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);
- комплексный подход;
- индивидуальный подход;
- личностно-ориентированный подход (опора на уже сформированные личностные структуры учеников);
- позитивный подход;
- гуманистический подход (признание роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья).
Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.
Такая система должна включать в себя:
- формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;
- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
- оздоровление в учебное и внеурочное время.
2.2 СОЗДАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: соматическом (физическом), психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:
- в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической, коррекционно-развивающей работы;
- в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация системы работы по ЗОЖ; в социально-психологическом аспекте – формирование и сохранение психологического и социального здоровья;
- в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.
Обучение и здоровье.
Моя задача – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы дети, перейдя в среднюю школу, могли сами их применять. Многие жалуются на непомерные школьные нагрузки, на сложные программы, трудные учебники. Однако почти никто не жалуется на несформированность у детей способность к обучению, на их неумение учиться, общаться, играть. А ведь от этих умений и способностей зависит самочувствие, состояние, настроение ребенка. Может быть главное все-таки не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка радостно, с интересом осваивать те способы познания, которые и формируют познавательные способности. Ребенок, владеющий способами легко без напряжения, без понукания будет задавать вопросы себе, родителям, учителю. Он освоит ровно столько, сколько активно осмыслит, осознает.
Активность – это и процесс, и переживание, и воля, и действие, и оценочное суждение, идущее от ребенка. Выражение себя, своих мыслей, чувств, отношение без боязни получить низкую отметку. Статичность, однообразность, сухость, регламентация учебного материала и метода его подачи губит мышление ученика, утомляет его психику, приводит к учебным неврозам, к длительно-эмоциональному напряжению в форме тоски, страха, тревожности, болезни, обиды, отчаяния, которые в свою очередь провоцируют различные психологические заболевания. Активности необходимо обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности является: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий, «встреч с чудом», столкновение с противоречием. Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, и, конечно играть. Без положительных эмоций, без удивления, нет активной педагогики, нет интереса, нет хорошего самочувствия.
Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.
Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах. (Приложение №1)
Работа, направленная на снятие усталости и предупреждения переутомления.
Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины (Приложение №2). Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью , если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К.Д.Ушинский.
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности:
- упражнения для снятия утомления органов зрения;
- упражнения для снятия утомления мышц кисти;
- упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины;
- упражнения для снятия общего утомления. (Приложение №2)
Внеурочная деятельность.
Комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды:
- организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ;
- привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога.
Организация двигательного режима и физкультурно - оздоровительной работы.
Во внеурочной деятельности в такую работу может быть включена гимнастика до уроков и проведение динамических перемен.
Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ЗОЖ.
- проведение классных часов («Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня» (Приложение №3), «Правильное питание – здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек – счастливый человек»).
- проведение различных конкурсов, праздников, викторин, «дней здоровья».
Психологическое здоровье детей.
В ходе реализации воспитательно – образовательного процесса в школе важно уделять внимание не только физическому, но и психологическому здоровью ребенка, то есть – воспитанию здоровой личности в целом.
Здоровый психологический климат – эмоциональная атмосфера, благоприятная для эффективной деятельности, как педагога, так и ученика.
Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность:
- адекватно относиться к себе и другим, способна строить отношения, в том числе межличностные;
- растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;
- стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под угрозой;
- воспринимает мир реально;
- внутренне ответственна перед собой и другими;
- способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;
- интегрирована, имеет устойчивый стержень.
Чтобы ребенку помогать, надо понимать ребенка. Чтобы его понимать, надо знать ребенка. С этой целью поможет использование, проведение различных исследований, диагностик, тестов.
I. Исследования по изучению личности ребенка.
1. Рисунки «Несуществующие животные».
2. Самооценочная диагностика («Кто я?», «Какой я?»)
3. Тесты на лидерство.
4. Тесты на выявление качеств, способностей личности (Приложение №4).
II. Исследования по выявлению взаимоотношений.
1. Социометрия.
2. Оценочная диагностика. (Приложение №4)
III. Тесты на выявление отношения к школе, учебному процессу.
1. «Мои оценки».
2. Трудности, успехи.
IV. Тесты на выявление эмоционального состояния.
1. «Радуга настроения».
2. «Мои чувства».
3. «Корзина чувств» (Приложение №4).
Сохранение и укрепление физического здоровья.
Физическое состояние – это комплекс признаков, характеризующих
морфофункциональное состояние организма, уровень физических качеств и способностей, необходимых для жизни и практической деятельности.
Физическое развитие как процесс – это изменение форм, функций организма в процессе естественного биологического развития или под влиянием физических упражнений.
Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе. Двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и в детских образовательных учреждениях. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.
Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывают возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Возможность управления здоровьем – одно из главных направлений сохранения и укрепления здоровья.
Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма и уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
Для укрепления, восстановления, сохранения здоровья необходимо использовать все средства, методы и формы адаптивного физического воспитания:
I. Система организации двигательной активности:
1. гимнастика до уроков;
2. элементы подвижного урока;
3. физминутки, оздоровительные паузы;
4. гимнастика для глаз, мелких мышц руки;
5. динамическая перемена.
II. Профилактика вирусных и простудных заболеваний:
1. точечный массаж лица;
2. массаж рук;
3. дыхательная гимнастика.
III. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
1. совместная работа с медицинскими работниками, психологом;
2. анкетирование, тестирование детей и их родителей, привлечение к работе последних (Приложение №5)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе работы я пришла к выводу, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей – социальная, и решать её на всех уровнях. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений.
Медико – гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний.
Психолого – валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья.
И, наконец, психолого – педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого – педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья.
Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя:
- формирование основ культуры здоровья;
- здоровьесберегающее сопровождение воспитательно – образовательного процесса;
- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.
Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья с учетом личностных, психофизиологических, возрастных и других особенностей учащихся.
Для эффектного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни важную роль имеет повышение педагогического мастерства самого учителя. Через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Если педагог своим собственным примером будет демонстрировать здоровый образ жизни и научит детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех смыслах этого слова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми [Текст] – М.:»Астрель»,
2003
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания [Текст] – М.: «ВАКО», 2004.
3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] – М.: «ВАКО»,
2004
4. Кореневская В.А. Психолого – педагогический дневник классного
руководителя [Текст] – Кемерово, 2002.
5. Научно – методическое пособие. Здоровьесберегающее сопровождение
воспитательно – образовательного процесса. Ч.1. Здоровьесберегающая
среда в образовательном учреждении [Текст] – Кемерово, 2003
6. Научно – методическое пособие. Комплексная оценка показателей
здоровья и адаптации в образовательных учреждениях [Текст] –
Новокузнецк, 2004.
7. Чупаха И.В. , Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. здоровьесберегающие
технологии в образовательно – воспитательном процессе [Текст] –
М., 2003.
8. Начальная школа [Текст] – М.: Просвещение – 2003 - № 1, 9.
9. Начальная школа [Текст] – М.: Просвещение – 2004 - № 4, 7, 8, 9, 11.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Виды работ на уроке, направленные на увеличение двигательной активности.
1. Ритмичный счет.
Ребята работают в парах, повернувшись друг к другу. Счет сопровождается хлопками по своим коленям, столу, ладошкам соседа и т.д. Считать тоже можно по-разному. Например, называя по порядку числа. Усложнение должно происходить постепенно, в том случае, когда усвоен более легкий способ. Такой счет целесообразно проводить при устном счете, в начале урока. Он поможет активизировать внимание учащихся, настроить на работу, но и, конечно улучшить навык счета, в том числе и вычислительные.
2. Работа с переходом.
При такой работе учащиеся меняют свое рабочее место. Каждому ученику выдается карточка по теме урока. Например, «Сложение и вычитание трехзначных чисел». Карточка по объему заданий должна быть небольшая. Задание по ней должно выполняться не более 1 минуты. Выполнив задание по одной карточке, ученик переходит на другое рабочее место, где лежит очередная карточка. Таких переходов можно сделать до 5- 6 раз, пока учитель не скажет «стоп». Учащиеся возвращаются на свои места и подводят итоги.
3. Взаимопроверка с переходом.
Такая работа может проводиться, когда ребята работают самостоятельно. Учитель проверяет правильность выполненного задания только у первлого ученика. Он, в свою очередь, проверяет работу у того, кто справился сним. Через некоторое время по классу может ходить целая группа ребят, которые проверяют выполненное задание остальных.
4. Письмо в воздухе.
5. Игра «Бочонок».
Ребята передают друг другу какое – либо задание, которое лежит в бочонке. По сигналу «стоп» бочонок останавливается.
6. Подвижные игры, направленные на повышение двигательной активности на уроке
а) «Ожившие игрушки».
«Каждую ночь наши игрушки оживают и начинают свою кукольную жизнь. Пусть каждый из вас попробует стать своей любимой игрушкой. Пока хозяин спит, познакомьтесь с остальными игрушками. Только делать это нужно молча, чтобы не проснулся хозяин. Остальные дети угадывают, кого изобразил товарищ».
б) «Передай настроение».
Ребенок придумывает настроение (грустное, веселое, тоскливое и т.д.) передает его другим. Каждый должен уловить и передать настроение ведущего.
в) «Бабушка Маланья»
Ведущий изображает бабушку Маланью. Этот ребенок придумывает оригинальные движения, все остальные их повторяют. В игре достигается согласованность движений, единство в создании образа, настроения.
У Маланьи, у старушки.
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей,
Вот с таким и носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так (придумывают любое движение).
Приложение №2
Виды работ на уроке для снятия усталости и предупреждения утомляемости
1. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
а) Игра «флюгер»
В ходе этой игры используются карточки с числами, выражениями и т.д. Карточка вращается по кругу слева направо или сверху вниз. Дети ловят глазами число и называют, например, подходящее к нему выражение из таблицы умножения. Например, они «поймали» число 56 и называют (записывают) выражение 8x7. Карточки способствуют непроизвольному запоминанию таблицы умножения, а также тренируют зрительные каналы восприятия.
б) Таблицы Шульте.
7 18 8 13 3
15 1 9 2 14
4 10 12 16 6
11 19 5 20 17
На листах ватмана написаны 2 таблицы. Это квадраты, разделенные черными линиями на 20 частей, в каждую из которых в произвольном порядке внесены числа от 1 до 20. Учитель медленно называет числа: сначала от 1 до 19 – дети глазами ищут названную цифру, затем от 11 до 15 – считают, прищурив глаза. При счете от 16 до 20 дети широко раскрывают глаза.
в) Слоговые ленты.
МА ЛИ КА НА ИГ РА МО КО
РЕ ШИ ЗИ СА МА ЛО ЛА
Составь слова.
г) Сумка с буквами.
Н В А Н А Н А Ш
Ч Е Р Е Ш Н С А
Т Ы К В А Я Р К
Д Л К Л У Б Н И
Ы Н Я М А Л И Н
П О М И Д О Р А
В А Б Р И К О С
И Ш Н Я А В И Л
Узнать названия овощей и фруктов и сколько их «спрятано» в сумке.
2. Упражнения на снятие общего утомления.
«Сбрось усталость».
Упражнение выполняется в течение 1 - 2 минут без особой команды, разрешения, указания учителя в том случае, когда ребенок сам почувствовал усталость.
Встаньте, ноги врозь, слегка согнув колени, немного наклонитесь вперед, руки свободно опустите вдоль туловища, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Плавно покачивайтесь из стороны в сторону и вперед – назад. Резко встряхните головой, руками, ногами, всем телом. Вы стряхнули почти всю усталость. Чуть – чуть осталось? Повторите упражнение. Вы почувствовали прилив бодрости, настроение улучшилось.
3. Снятие психоэмоционального напряжения.
«Полет в космос».
Звучит легкая, спокойная музыка, и мы отправляемся в путешествие на «Голубую звезду». Сядьте удобно, закройте глаза, представьте себе ночное небо с яркими звездами. Где-то там есть жизнь.
Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Корабль поднимается в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко – крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас? Корабль взлетает. Нам становится легко. Дышите ровно 6 вдох – выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза. Мы летим в космосе. На нас смотрят звезды, а впереди «Голубая звезда».
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Мой режим дня. Наблюдения.
№ Режим дня
ПН ВТ СР ЧТ ПТ
1 Подъем (время)
2 Зарядка (да/нет)
3 Завтрак (Время)
4 Завтрак в школе (да/ нет)
5 Большая перемена
(в классе; в коридоре)
6 Количество уроков
7 Приход из школы (время)
8 Обед (время)
9 Прогулка(да/нет),(с.., до..)
10 Помощь по дому (да/ нет)
11 Дом. задание (с.. до..)
12 Минутки отдыха (да/нет)
13 Занятия в кружках
(да/нет), (с… до…)
14 Ужин (время)
15 Свободное время (чем
занимался, сколько)
16 Принимал душ (да/нет)
17 Мыл ноги (да/нет)
18 Чистил зубы (да/нет)
19 Лег спать (время)
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Самооценочная диагностика.
1. Детям предлагается ответить 10 раз поочередно на два вопроса: «Кто
ты?», «Какой ты?»
Например:
1. человек 6. веселый
2. ученик 7. друг
3. старательный 8. компанейский
4. умный 9. сын
5. товарищ 10 добрый
Ответы можно разделить условно на три группы:
- я для себя ( котенок, красивый, лучший и т.д.)
- я для других (товарищ, добрый и т.д.)
- я для мира в целом (человек, личность и т.д.)
2. Тест «10 качеств» («10 моих Я»)
Детям предлагается выбрать те качества, которые могут относиться к ним. Их должно быть не более пяти.
Я – добрый, злой, терпеливый, нетерпеливый, упрямый, безразличный, хороший друг, умный, помощник, обидчивый.
Оценочная диагностика.
Нарисовать человека из 10 фигур.
Треугольник – I тип – взрослого человека, целеустремленный, творческий,
интеллектуальный, лидер, может быть конфликтен.
Круг - II тип – ребенка, творческий, праздничный, яркий, капризен,
непостоянен, любит общение, выдумки.
Квадрат - III тип – родителя, надежность, расчетливость, следует планам,
верность слову, проблема в авторитаризме,
переубедить можно, но сложно.
Человек должен быть нарисован ровно из 10 фигур. Если в рисунке присутствует больше треугольников, то человек попадает под I тип, если больше кругов, то под II тип, если больше квадратов – под III тип.
- Если треугольников 9,8,7,6 - человек организатор, руководитель, может
вести за собой, легко убеждает других, социально адаптирован, находит
общий язык со всеми.
- Если треугольников 5 – есть все способности и умения I типа,
ответственный исполнитель, но не любит отвечать за других. Слишком
ответственный. Проблема со здоровьем. Сделает так как обещал.
- Если треугольников 4 – тип тревожно – мнительный, повышенная
ранимость, творческий, деликатный. Тревожен по отношению к себе.
Критиковать, ругать нельзя. Перехвалить почти невозможно. Многое умеет
делать. Внимательный, чистюля. Педант.
- Если треугольников 3 – «ученый». Видит проблемы в общем, не видит
детали. Разрабатывает теории, стратегии, умеет убеждать. Спорить с ним
трудно. Спорит, потому, что любит саму процедуру. Не старается убедить
кого – то, нравится выстраивать цепочку – доказательство.
- Если треугольников 2 – тип интуитивный, творческий (поэзия, музыка,
литература), предчувствует поступки, явления. Я так чувствую, а объяснить
не могу. Живет эмоциями. Истощена нервная система. Высокая
переключаемость, перепады настроения. Живет по своим законам. За себя
просить не будет, за других – да.
- Если треугольников 1, 0 – изобретатель, конструктор, «золотые» руки. Даже
если не умеет, получается хорошо. Создатель вечного двигателя. Стремится
обнародовать свои идеи.
Оценочная диагностика (проективная методика)
«Наш класс»
1. Наш класс – это самый …
2. На уроках мы всегда …
3. На переменах мы всегда …
4. На переменах мы никогда …
5. Вместе с классом мы …
6. В классе у меня есть …
7. В классе у меня нет …
8. Я хотел(а) бы подружиться с …
9. Я хотел(а) бы помочь …
10. Я радуюсь, когда наш класс …
Тест «Мои оценки»
1. Если я получаю хорошую отметку, то …
2. Если я получаю плохую отметку, то …
3. Мои родители говорят, что я могу учиться …
4. Мои родители говорят, что я не могу учиться ..
5. Если я получаю «пять», то родители мне …
6. Если я что-то не понимаю в д/з, то родители говорят …
7. Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они …
8. Родители хотят, чтобы я был …
Анкета «Интерес к учению»
1. Я интересуюсь …
2. Я не интересуюсь …
3. На уроках мне интересно, когда …
4. На уроках мне не интересно, когда …
5. Мои родители знают, что я интересуюсь …
6. Мои родители знают, что я не интересуюсь …
7. В классе после уроков мне было бы интересно заниматься …
8. В классе после уроков мне неинтересно заниматься …
Выявление состояния детей с помощью методики
«цветопись» Лутошкина
Согласно этой методике, каждому эмоциональному состоянию соответствует
определенный цвет, а именно:
1. красный – восторженное настроение
2. оранжевый – радости
3. желтый – светлое, приподнятое
4. зеленый – ровное, спокойное
5. синий – грустное, печальное
6. фиолетовый – тревожное, неудовольствие
7. черный – унылое, упадочное
Ежедневно, в течение недели каждый ребенок выбирает цвет, соответствующий его настроению. Настроение можно отследить в течение дня, недели и обратить внимание на тех, у кого отрицательные эмоции возникают чаще и более продолжительное время.
Тест «Мои чувства»
1. Чаще всего я радуюсь, когда …
2. Чаще всего я смеюсь, когда …
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
4. Чаще всего я плачу, когда …
5. Чаще всего я злюсь, когда …
6. Чаще всего я обижаюсь, когда …
7. Мне хорошо, когда меня …
8. Мне плохо, когда меня …
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Наблюдение за состоянием здоровья учащихся через
анкетирование детей и их родителей
Анкета для родителей
1. С тех пор, как мой ребенок учится в школе, он стал:
а) болеть чаще в) без особых изменений
б) болеть реже
2. С приходом в школу эмоциональное состояние стало:
а) более устойчивым в) без особых изменений
б) менее устойчивым
3. Часто ли вы замечаете, что ваш ребенок устал:
а) достаточно часто в) редко
б) бывает
4. Усталость связываете:
а) с особенностями здоровья в) с режимом дня
б) с учебными нагрузками г) другое
5. С приходом в школу появились хронические заболевания:
а) улучшилось в) без особых изменений
б) ухудшилось
Изучение самочувствия и эмоционального состояния
1. Нравится ли вашему ребенку в школе?
а) очень б) нравится в) не нравится
2. Трудно ли вашему ребенку учиться в школе?
а) трудно в) легко
б) не очень трудно г) боимся, что не справляется
3. Сколько времени тратит ваш ребенок на приготовление д/з
а) до 1 часа в) более 2 часов
б) от 1 часа до 2 часов
4. Бывают ли у ребенка отрицательные эмоции вовремя приготовления
домашнего задания?
а) не бывают б) редко бывают в) часто бывают
5. Каковы причины отрицательных эмоций?
а) усталость физическая в) забыл задание
б) усталость психическая г) «неохота»
д) недопонимание материала
6. Как поздно ребенок ложиться спать?
а) в 21-00 б) в 22-00 в) позднее 22-00
7. Каким ложиться спать?
а) достаточно бодрым в) в меру усталым
б) утомленным
8. Каким встает по утрам?
а) свежим и бодрым в) не выспался
б) выспался, но ленится вставать
9. Жалуется ли ребенок на недомогание?
а) не жалуется; в) жалуется на головную боль;
б) жалуется; г) жалуется без видимой причины.
10 Устраивает ли вас самочувствие ребенка?
а) устраивает полностью; в) не все устраивает;
б) устраивает в целом; г) не устраивает.
Анкета для детей «Мое отношение к школе»
1. Любите ли ходить в школу?
а) очень; б) да; в) спокойно отношусь; г) нет.
2. Что трудно дается в школе?
а) учеба; б) правила поведения; в) отношения с учителем;
г) отношения с одноклассниками.
3. Есть ли в классе друзья?
4. Кого из класса позвал бы на день рождения?
5. К кому обратился бы за помощью решить пример?
6. Довольны ли родители твоими успехами?
а) очень, часто хвалят; в) нет;
б) спокойны; г) ругают.
7. Как справляешься с домашним заданием?
а) чаще делаю сам;
б) всегда сам;
в) иногда помогают;
г) часто помогают.
8. Стала ли твоя жизнь интересней с тех пор, как пришел в школу?
а) очень;
б) да;
в) такая же;
г) ухудшилась;
д) сильно ухудшилась.
|