Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными, экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся является важнейшей обязанностью не только родителей, но и школы, отдельного учителя и самого ребенка. На здоровье детей в школе влияет огромное количество факторов. Прежде всего, это внутришкольные факторы (шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы; мебель, ее размеры и размещение в помещении; видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры; пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей к школе территории; состояние сантехнического оборудования и пр.). Существуют также учебно-организационные факторы: объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям; организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); особенности устава школы и норм жизни школы; медицинское и психологическое обеспечение школы; участие родителей учащихся в жизни школы; психологический климат педагогического коллектива; позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся и пр. Велика роль психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя: психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; стиль педагогического общения учителя с учащимися; характер проведения опросов, тестов, проблема оценок; степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам; соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий [3]. Сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу в кодексе РБ «Об образовании». Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Современное образование должно стать здоровьесберегающим. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий в специальной школе заключается в такой организации образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся с нарушением слуха не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Здоровьесберегающий урок – это урок, на протяжении которого учитель в состоянии обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу, высокую работоспособность школьников, профилактику раннего и выраженного утомления, поддержание внимания и интереса к учебной деятельности. В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках математики можно выделить следующие направления. Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между учителем-сурдопедагогом и воспитанниками. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности являются необходимым условием психического здоровья, а отсутствие интереса к уроку выступает сильным фактором утомляемости. Словесные педагогические действия, в которых доминируют приказания, предупреждения, упреки, порицания и другие элементы репрессивного свойства, следует отнести к авторитарному стилю профессионального поведения, ведущему к снижению психического здоровья воспитанников. Повышению умственной и физической работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе урока. Учителю-сурдопедагогу необходимо обращать внимание на то, как ученик на уроке держит голову, руки, как опирается на спинку стула, где находятся его ноги, насколько близко придвинут стул к столу. Стул должен находиться на таком расстоянии от стола, чтобы при опоре на спинку стула между грудью ребенка и столом помещалась ладонь. Известно, что большую часть урока младшие школьники с нарушением слуха, как правило, проводят сидя за столом, в условиях статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности воспитанников. Учитель планирует построения урока с таким расчетом, чтобы ребенок несколько раз переходил из положения «сидя» в положение «стоя» [2]. Периодическая смена поз воспитанников занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости. Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим постоянный контроль над дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения младших школьников с нарушением слуха. Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться и посредством проведения физкультминуток, продолжительность которых, согласно гигиеническим нормам, у детей младшего школьного возраста должна составлять не менее 5 минут [1]. На физкультминутках можно использовать упражнения на дыхание, упражнения, стимулирующие кровообращение головы: различные наклоны, повороты, вращения головы. Содержание упражнений для физкультминуток должно меняться, не быть однообразным. Важным моментом сохранения работоспособности воспитанников во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени. Подбор учителем к урокам математики арифметических задач на тему здоровья, здорового образа жизни, питания, спорта, о вреде курения и пр. играет важную роль в просвещении здорового образа жизни у младших школьников с нарушением слуха. В ходе решения таких задач ученики узнают много новой информации о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни. Использование здоровьесберегающих технологий обучения на уроках математики в специальной общеобразовательной школе позволит сохранить уровень здоровья детей с нарушением слуха и повысить интерес к изучению данного предмета.
Список литературных источников
1. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
2. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе / Е. А. Менчинская. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
|