Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Здоровьесберегающие технологии на уроках математики для детей с нарушением слуха

СКАЧАТЬ (14.4 Kb) 08.12.2023, 07:15
Кинякина Наиля Рашитовна
учитель математики, МКОУ "Школа-интернат №18" Анжеро-Судженский городской округ
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными, экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся является важнейшей обязанностью не только родителей, но и школы, отдельного учителя и самого ребенка. На здоровье детей в школе влияет огромное количество факторов. Прежде всего, это внутришкольные факторы (шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы; мебель, ее размеры и размещение в помещении; видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры; пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей к школе территории; состояние сантехнического оборудования и пр.). Существуют также учебно-организационные факторы: объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям; организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); особенности устава школы и норм жизни школы; медицинское и психологическое обеспечение школы; участие родителей учащихся в жизни школы; психологический климат педагогического коллектива; позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся и пр. Велика роль психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя: психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; стиль педагогического общения учителя с учащимися; характер проведения опросов, тестов, проблема оценок; степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам; соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий [3]. Сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу в кодексе РБ «Об образовании». Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Современное образование должно стать здоровьесберегающим. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий в специальной школе заключается в такой организации образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся с нарушением слуха не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Здоровьесберегающий урок – это урок, на протяжении которого учитель в состоянии обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу, высокую работоспособность школьников, профилактику раннего и выраженного утомления, поддержание внимания и интереса к учебной деятельности. В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках математики можно выделить следующие направления. Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между учителем-сурдопедагогом и воспитанниками. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности являются необходимым условием психического здоровья, а отсутствие интереса к уроку выступает сильным фактором утомляемости. Словесные педагогические действия, в которых доминируют приказания, предупреждения, упреки, порицания и другие элементы репрессивного свойства, следует отнести к авторитарному стилю профессионального поведения, ведущему к снижению психического здоровья воспитанников. Повышению умственной и физической работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе урока. Учителю-сурдопедагогу необходимо обращать внимание на то, как ученик на уроке держит голову, руки, как опирается на спинку стула, где находятся его ноги, насколько близко придвинут стул к столу. Стул должен находиться на таком расстоянии от стола, чтобы при опоре на спинку стула между грудью ребенка и столом помещалась ладонь. Известно, что большую часть урока младшие школьники с нарушением слуха, как правило, проводят сидя за столом, в условиях статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности воспитанников. Учитель планирует построения урока с таким расчетом, чтобы ребенок несколько раз переходил из положения «сидя» в положение «стоя» [2]. Периодическая смена поз воспитанников занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости. Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим постоянный контроль над дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения младших школьников с нарушением слуха. Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться и посредством проведения физкультминуток, продолжительность которых, согласно гигиеническим нормам, у детей младшего школьного возраста должна составлять не менее 5 минут [1]. На физкультминутках можно использовать упражнения на дыхание, упражнения, стимулирующие кровообращение головы: различные наклоны, повороты, вращения головы. Содержание упражнений для физкультминуток должно меняться, не быть однообразным. Важным моментом сохранения работоспособности воспитанников во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени. Подбор учителем к урокам математики арифметических задач на тему здоровья, здорового образа жизни, питания, спорта, о вреде курения и пр. играет важную роль в просвещении здорового образа жизни у младших школьников с нарушением слуха. В ходе решения таких задач ученики узнают много новой информации о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни. Использование здоровьесберегающих технологий обучения на уроках математики в специальной общеобразовательной школе позволит сохранить уровень здоровья детей с нарушением слуха и повысить интерес к изучению данного предмета.

Список литературных источников
1. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
2. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе / Е. А. Менчинская. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.


Категория: Блоги | Добавил: kinyakina
Просмотров: 108 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог