Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

СКАЧАТЬ (290.0 Kb) 12.01.2024, 08:16
Сопрунова Наталья Александровна
учитель, МКОУ "Ш-И №18"
Слайд1         
Слайд 2

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те педагогические технологии, которыеy направлены на воспитание у учащихся с ОВЗ   культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология – это:
- условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми особенностями, гигиеническими требованиями)
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка
- необходимый двигательный режим.

Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Особенно  актуально применять данные технологии при работе с детьми с ОВЗ.
Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Мы с моими   учениками  завели такой «Словарь…» и делалаем в нем записи:

Слайд 3
  • “Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
  • “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
  • “Ешь просто - доживёшь лет до ста”,
  • «Здоров на еду, да хил на работу».
  • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
Слайд 4
Цели здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.

 
  • Обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
Установки здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.
 
  • Эти уроки повышают интерес к предмету, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности учащихся для повышения результативности их обучения.

Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Схематично это выглядит так:  «Восемь основных заповедей».

Слайд 5


Большое значение имеет организация урока. Я стараюсь строить свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ.
Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.
Например, в 7 классе при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:

Слайд 6 
  • В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники.
Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания,
раскрыть скобки.

Слайд 7  Следующее задание.
  • Прошло ровно полторы тысячи лет, и в канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединенных в олимпийском движении континентов. На возрожденных Олимпийских играх зажигают огонь, принесенный с земли Древней Греции, а флаг впервые был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр XX века.
  • Задания: записать числительные словами, определить стиль и тип текста.
Слайд 8
Работа с текстом
  • В некоторых странах, например, в Индии, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. 
  •        Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.
Задания: сформулировать главную мысль текста и прокомментировать ее
Также с помощью подбора  текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи.
Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. На уроке я отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики продолжают вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

Слайд 9
  • “Пешком ходить - долго жить”,
  • “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
  • “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
  • “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.
Также школьникам предлагается выполнить задания:
 
  • 1. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
Интересные факты из жизни
  • Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

Довольно часто на уроках русского языка  я использую станичку « Это интересно» на спортивную тематику. Например

Слайд 10
Фут – по-английски «нога», бол – «мяч». Итак, футбол – ножной мяч.
В некоторых странах эту игру называют по-иному, но смысл тот же. У венгров – это лабдаругаш, у поляков – пилка ножна, у итальянцев – кальчио, у югославов – ногомет.
Футбол – спорт № 1 на земном шаре. В Международной футбольной федерации состоит больше стран, чем в самой Организации Объединенных Наций.
Многие страны считают себя родиной футбола. В 2650 г. до н.э. при дворе японского императора Кемари игроки загоняли мяч в ворота.

 
Примерные тренировочные упражнения
Слайд 11
  • 1) Графически обозначьте корни слов. Над каждым корнем поставьте одну из цифр: 1 – безударная гласная; 2 – непроверяемая гласная; 3 – чередующаяся.
    2) Перепишите по памяти эти слова в блокнот.
  • 2. Продолжите каждый ряд, дополнив его 2–3 словами.
Занимат_ся (чем?) спортом, греблей, гимнастикой, ...
Уча_твовать (в чем?) в с_ревнованиях, первенстве гор_да, ...
С_ревнования (какие?) по в_лейболу, б_скетболу, х_ккею, ...
Трен_роваться (где?) на стадионе «Динамо», в спортзале, на ледовом поле, ...
Добиваться победы (как?) настойч_во, упорно, ...
Устанавливать (что?) р_корд, ...
Проигр_вать (кому?) команде противника,
.


Слайд 12
Творческий словарный диктант.
  • 1. Вид спортивной гимнастики   (аэробика)
  • 2. Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)
  • 3. Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).
  • 4. Правила времяпровождения  (распорядок дня)
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Я использую  на уроках; разноуровневых задания они способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику.

Слайд 13
Так в 7 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 8 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро», в 11 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Подбираю словарную работу на спортивные темы, стараюсь заинтересовать ребят интересными фактами из истории спорта.

Слайд 14
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов сочинений, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
Во время выполнения сложных заданий ,для снятия напряжения я использую  «Психологическую страницу».

Слайд 15
На каждом уроке в любом классе в течение урока я проводжу физкультминутки, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку ,посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное.
Физминутки
На уроках использую «Поэтические странички», Например

Слайд 16
Рассмотреть картину.
Творческое задание
 предлагаю детям сочинить несколько строк к этой картине.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки.
И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. На уроках использую «Предупредительные странички».

Слайд 17
Говорим с ребятами, о том , что нельзя долго находиться за компьютером
Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Слайд 18          
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
И хотелось бы закончить своё выступление народной мудростью
Хочешь быть счастлив один день
  • сходи в гости,
Хочешь быть счастлив неделю
-женись,
Хочешь быть счастлив месяц
  • купи себе машину,
Хочешь быть счастлив всю жизнь
- Береги здоровье!

Слайд 19
Спасибо за внимание.
Будьте здоровы!


Категория: Блоги | Добавил: 89505980508
Просмотров: 231 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог