Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

СКАЧАТЬ (290.0 Kb) 12.01.2024, 08:16
Сопрунова Наталья Александровна
учитель, МКОУ "Ш-И №18"
Слайд1         
Слайд 2

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те педагогические технологии, которыеy направлены на воспитание у учащихся с ОВЗ   культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология – это:
- условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми особенностями, гигиеническими требованиями)
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка
- необходимый двигательный режим.

Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Особенно  актуально применять данные технологии при работе с детьми с ОВЗ.
Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Мы с моими   учениками  завели такой «Словарь…» и делалаем в нем записи:

Слайд 3
  • “Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
  • “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
  • “Ешь просто - доживёшь лет до ста”,
  • «Здоров на еду, да хил на работу».
  • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
Слайд 4
Цели здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.

 
  • Обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
Установки здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.
 
  • Эти уроки повышают интерес к предмету, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности учащихся для повышения результативности их обучения.

Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Схематично это выглядит так:  «Восемь основных заповедей».

Слайд 5


Большое значение имеет организация урока. Я стараюсь строить свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ.
Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.
Например, в 7 классе при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:

Слайд 6 
  • В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники.
Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания,
раскрыть скобки.

Слайд 7  Следующее задание.
  • Прошло ровно полторы тысячи лет, и в канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединенных в олимпийском движении континентов. На возрожденных Олимпийских играх зажигают огонь, принесенный с земли Древней Греции, а флаг впервые был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр XX века.
  • Задания: записать числительные словами, определить стиль и тип текста.
Слайд 8
Работа с текстом
  • В некоторых странах, например, в Индии, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. 
  •        Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.
Задания: сформулировать главную мысль текста и прокомментировать ее
Также с помощью подбора  текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи.
Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. На уроке я отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики продолжают вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

Слайд 9
  • “Пешком ходить - долго жить”,
  • “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
  • “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
  • “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.
Также школьникам предлагается выполнить задания:
 
  • 1. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
Интересные факты из жизни
  • Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

Довольно часто на уроках русского языка  я использую станичку « Это интересно» на спортивную тематику. Например

Слайд 10
Фут – по-английски «нога», бол – «мяч». Итак, футбол – ножной мяч.
В некоторых странах эту игру называют по-иному, но смысл тот же. У венгров – это лабдаругаш, у поляков – пилка ножна, у итальянцев – кальчио, у югославов – ногомет.
Футбол – спорт № 1 на земном шаре. В Международной футбольной федерации состоит больше стран, чем в самой Организации Объединенных Наций.
Многие страны считают себя родиной футбола. В 2650 г. до н.э. при дворе японского императора Кемари игроки загоняли мяч в ворота.

 
Примерные тренировочные упражнения
Слайд 11
  • 1) Графически обозначьте корни слов. Над каждым корнем поставьте одну из цифр: 1 – безударная гласная; 2 – непроверяемая гласная; 3 – чередующаяся.
    2) Перепишите по памяти эти слова в блокнот.
  • 2. Продолжите каждый ряд, дополнив его 2–3 словами.
Занимат_ся (чем?) спортом, греблей, гимнастикой, ...
Уча_твовать (в чем?) в с_ревнованиях, первенстве гор_да, ...
С_ревнования (какие?) по в_лейболу, б_скетболу, х_ккею, ...
Трен_роваться (где?) на стадионе «Динамо», в спортзале, на ледовом поле, ...
Добиваться победы (как?) настойч_во, упорно, ...
Устанавливать (что?) р_корд, ...
Проигр_вать (кому?) команде противника,
.


Слайд 12
Творческий словарный диктант.
  • 1. Вид спортивной гимнастики   (аэробика)
  • 2. Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)
  • 3. Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).
  • 4. Правила времяпровождения  (распорядок дня)
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Я использую  на уроках; разноуровневых задания они способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику.

Слайд 13
Так в 7 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 8 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро», в 11 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Подбираю словарную работу на спортивные темы, стараюсь заинтересовать ребят интересными фактами из истории спорта.

Слайд 14
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов сочинений, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
Во время выполнения сложных заданий ,для снятия напряжения я использую  «Психологическую страницу».

Слайд 15
На каждом уроке в любом классе в течение урока я проводжу физкультминутки, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку ,посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное.
Физминутки
На уроках использую «Поэтические странички», Например

Слайд 16
Рассмотреть картину.
Творческое задание
 предлагаю детям сочинить несколько строк к этой картине.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки.
И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. На уроках использую «Предупредительные странички».

Слайд 17
Говорим с ребятами, о том , что нельзя долго находиться за компьютером
Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Слайд 18          
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
И хотелось бы закончить своё выступление народной мудростью
Хочешь быть счастлив один день
  • сходи в гости,
Хочешь быть счастлив неделю
-женись,
Хочешь быть счастлив месяц
  • купи себе машину,
Хочешь быть счастлив всю жизнь
- Береги здоровье!

Слайд 19
Спасибо за внимание.
Будьте здоровы!


Категория: Блоги | Добавил: 89505980508
Просмотров: 94 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог