Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы–интерната

СКАЧАТЬ (19.6 Kb) 30.10.2024, 15:19
Музалевская Ульяна Геннадьевна
воспитатель, МКОУ "Ш-И №18" г. Анжеро-Судженск
«Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества».
В.А. Сухомлинский

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни»

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и актуальная. Что мы, педагоги, можем и должны сделать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся? В данной статье кратко обобщен опыт работы школы-интерната в направлении здоровьесбережения.

План работы школы-интерната ежегодно включает следующие направления деятельности с позиции здоровьесберегающих технологий:
1. Здоровьесберегающее обучение (построение уроков, воспитательных мероприятий на здоровьесберегающей основе).
2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
3. Пропаганда здорового образа жизни.

Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1.Использование разнообразных форм проведения любых занятий.
 Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности качества всего учебно-воспитательного процесса.
 Обязательное ритмичное чередование на уроках физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка в течение всего времени.
 Рационализация питания детей.

2.Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.

3.Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
Целью проведения ежегодных декад здоровья является содействие формированию у обучающихся потребности к здоровому образу жизни. В рамках декад здоровья проводятся следующие мероприятия:
• классные часы, викторины, конкурсы, игры различной тематики
рейды «Чистая спальня», «Чистый класс», «Опрятный ученик», «Чистое полотенце» и т.д.;
• спортивные соревнования;
• выпуск агитационных плакатов: «О пользе зарядки», «О пользе правильного питания», «О пользе закаливания» и т.д.;
• выставки рисунков: «В гостях у Витаминки», «Вредным привычкам – НЕТ!» и другие;
• сдача спортивных нормативов и другие мероприятия.

Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в школе - интернате, поскольку направлены не только на сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций. Поэтому, особое внимание уделяется правильной организации и проведению уроков и воспитательных мероприятий, а именно:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
Число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
2. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.
3. Способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
4. Чередование видов преподавания.
5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Рассаживание обучающихся, позы, чередование поз;
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.
8. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
9. Психологический климат на уроке, наличие на уроке (занятии) эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и т.д.

С учётом возрастных особенностей и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место педагоги школы-интерната на уроках уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.

Учитывая, что большинство детей школы-интерната не только обучаются, но и проживают круглосуточно, особое внимание уделяется соблюдению режима дня: ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, время организации самоподготовки и воспитательных мероприятий и т.д.

Сохранению и укреплению здоровья обучающихся способствует рациональное сбалансированное питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, которое соответствует требованиям СанПиН.

Таким образом, правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.

Литература и источники:
1.Безруких М.И., Сонькин В.Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2008г., 414 с.
2.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. - С.-Петербург, изд. «Акцидент», 2008г.
3.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. - С.-Петербург, изд. «Акцидент», 2008г.
4.Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя Просвещение, 2008г. 176 с.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2005.
7.Никифоров Г.С. Психология здоровья. – С.-Петербург, «Питер», 2008г.
8.Формирование здоровьесберегающихтехнологий обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната // Актуальные исследования. 2022. №4 (83). С. 74-77.
9. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008


Категория: Блоги | Добавил: Mordakova25042010
Просмотров: 20 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог