«Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества».
В.А. Сухомлинский
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни»
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и актуальная. Что мы, педагоги, можем и должны сделать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся? В данной статье кратко обобщен опыт работы школы-интерната в направлении здоровьесбережения.
План работы школы-интерната ежегодно включает следующие направления деятельности с позиции здоровьесберегающих технологий:
1. Здоровьесберегающее обучение (построение уроков, воспитательных мероприятий на здоровьесберегающей основе).
2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1.Использование разнообразных форм проведения любых занятий.
Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности качества всего учебно-воспитательного процесса.
Обязательное ритмичное чередование на уроках физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка в течение всего времени.
Рационализация питания детей.
2.Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.
3.Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
Целью проведения ежегодных декад здоровья является содействие формированию у обучающихся потребности к здоровому образу жизни. В рамках декад здоровья проводятся следующие мероприятия:
• классные часы, викторины, конкурсы, игры различной тематики
рейды «Чистая спальня», «Чистый класс», «Опрятный ученик», «Чистое полотенце» и т.д.;
• спортивные соревнования;
• выпуск агитационных плакатов: «О пользе зарядки», «О пользе правильного питания», «О пользе закаливания» и т.д.;
• выставки рисунков: «В гостях у Витаминки», «Вредным привычкам – НЕТ!» и другие;
• сдача спортивных нормативов и другие мероприятия.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в школе - интернате, поскольку направлены не только на сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций. Поэтому, особое внимание уделяется правильной организации и проведению уроков и воспитательных мероприятий, а именно:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
Число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
2. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.
3. Способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
4. Чередование видов преподавания.
5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Рассаживание обучающихся, позы, чередование поз;
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.
8. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
9. Психологический климат на уроке, наличие на уроке (занятии) эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и т.д.
С учётом возрастных особенностей и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место педагоги школы-интерната на уроках уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
Учитывая, что большинство детей школы-интерната не только обучаются, но и проживают круглосуточно, особое внимание уделяется соблюдению режима дня: ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, время организации самоподготовки и воспитательных мероприятий и т.д.
Сохранению и укреплению здоровья обучающихся способствует рациональное сбалансированное питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, которое соответствует требованиям СанПиН.
Таким образом, правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.
Литература и источники:
1.Безруких М.И., Сонькин В.Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2008г., 414 с.
2.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. - С.-Петербург, изд. «Акцидент», 2008г.
3.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. - С.-Петербург, изд. «Акцидент», 2008г.
4.Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя Просвещение, 2008г. 176 с.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2005.
7.Никифоров Г.С. Психология здоровья. – С.-Петербург, «Питер», 2008г.
8.Формирование здоровьесберегающихтехнологий обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната // Актуальные исследования. 2022. №4 (83). С. 74-77.
9. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008
|