Сегодня: 05.06.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Женщина цвета луны

СКАЧАТЬ (4.73 Mb) 02.04.2020, 15:49
Богданова Ирина Викторовна
учитель литературы, ГБОУ СОШ № 456 Санкт-Петербурга
Тема: «Женщина цвета луны…»
Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«… тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит »

Цели:
1) на примере анализа эпизодов проанализировать образ главной героини романа, рассмотреть
булгаковскую концепцию любви
2) формировать навыки работы с текстом художественного произведения;
3) развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;
4) научить вести дискуссию, высказывать свое мнение и задавать вопросы по услышанному
выступлению
5) уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

Оборудование:
- ноутбук
- проектор
- экран

Ход урока:

Слайд 1
“За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” М. Булгаков

Сегодня на уроке речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита.
Сообщение целей урока учителем.
Слайд 2
Любовь Маргариты - явление исключительное, неповторимое
Наша задача в этом убедиться (выдвигаем гипотезу)

- А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Внимание на экран.
(просмотр видеофрагмента)
Вы посмотрели фрагмент фильма. Много чувств и эмоций переполняют душу.
- Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение «синквейн».
Слайд 3
Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:
1 – существительное, задающее тему;
2 – 2 прилагательных к данному существительному;
3 – 3 глагола к данному существительному;
4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);
5- одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Слайд 4
Цветы
Желтые, тревожные
Появляются, выделяются, тревожат
Нехорошие цветы
Именно они соединили Мастера и Маргариту
Желтые, отвратительные, тревожные цветы… Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.
У: Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
И/З
(Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под ножа выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог стоя у окна подолгу смотреть на нее. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.
Черное пальто – отражение бездны, символ глубины, необъятности ).
- Цвет луны у Булгакова все-таки не голубой или серебристый, а золотисто-желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.
Слайд 5
У: Но есть в романе еще один цвет. Он скрыт в имени героини.
- Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?(цветок, жемчужина, корона)
И/З Значение имени Маргарита(семантика имени, фоносемантический уровень, цветовая классификация звуков)
Следовательно, в имени героини заключается что-то
Слайд 6
Мягкое Имя Громкое
Милое Маргарита Горячее
Близкое Красное
Родное Страстное

Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из её предыстории?(Слайд 7)

И/З
( М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми ).
У:- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос. (предел мечтаний для любой женщины)
М. испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»)
- Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?
(По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он ее окружил ).

Слайд 8
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Путь к любви”:
Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги”. Обсуждение
У: По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны.
Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.
Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.
Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.
Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.
Слайд 9
Маргарита – Верная подруга
Ведьма
Королева
Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.
У:Докажите, что Маргарита стала верной подругой
1группа Верная подруга (вопросы)иллюстрации
1. Верная подруга
- Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?
- Чем она занималась?
- Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?

(Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Она винит себя во всём, что случилось с Мастером, так как она внушила ему веру в успех его романа. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей)
У: То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали. А теперь рассмотрим Маргариту в других ипостасях(Слайд 10), тем более что ведьмой её нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, если задеть её за живое, да и королевой чувствует себя почти каждая особа женского пола.

Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.
И возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят.
При кажущейся парадоксальности подобные реминисценции находим у В.Я. Брюсова:
Слайд 11
Ты – женщина, ты книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его мечтах безумен каждый стих.

Ты – женщина, ты ведьмовский напиток
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права
От века убрана короной звездной
Ты – в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!

По ходу романа эти образы: подруга, ведьма, королева – углубляются и конкретизируются.
У:Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?
(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).
А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.
Прослушаем аудиокнигу-эпизод «Погром в доме Латунского» (слайд-иллюстрация 12)
2 группа(вопросы)

- Каково место эпизода в идейном замысле писателя?
- Каковы действия Маргариты?
- Какими звуками сопровождаются действия героини?
- Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?

( Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини. . С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Мысль Достоевского, высказанная в романе «Братья Карамазовы» о слезинке ребенка как высшей мере добра и зла, (отказ Ивана Карамазова возвести на слезинке ребенка здание судьбы человеческой с целью "в финале осчастливить людей" - это не только бунт против миропорядка, против бога, допускающего зло, против теории, объясняющей наличие зла в мире первородным грехом, против христианских пророчеств тысячелетнего царства Христа ) проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму.
Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь)

Слайд 13(обыгрываем понятие «милосердия» )
У: Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Но для возлюбленного она была королевой, (СЛАЙД 14) и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу. Как вы считаете, достойна ли Маргарита короны?
3 группа(вопросы)

Маргарита на балу у Воланда»
- Каково место эпизода в развитии сюжета?
- Какова пространственно-временная организация текста?
- Какие изобразительные средства использует автор, передавая атмосферу бала?
- Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?
- Как она ведет себя и какова ее задача?
- Каково ее самочувствие , какие страдания ей пришлось перенести?
- Почему она не напомнила Воланду о его обещании?
- Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?

Эпизод «На балу у Воланда» связывают с мотивом падения. Докажите, что это так (опережающее задание в начале урока).
Слайд15 Падение –
1) резко опускаться вниз;
2) уменьшаться;
3) нравственное разложение
Бал упал на Маргариту сразу в виде света; Маргариту бросили на хрустальное ложе; «мне выпала высокая честь»,- монашески шептала Тофана; «королева, сейчас волна начнет спадать»,- сказал Коровьев; Маргарита повалилась на пол; злые языки уже уронили слово.
В прямом или переносном значении употребляются эти слова?
( Слова употребляются в прямом и переносном значении. Здесь слово «падение» можно рассматривать в двух значениях – физическое и нравственное падение )
Слайд 16
Любовь Маргариты – это падение? (Проверка Д/З)
(Любовь М. – это падение? Ведь она изменяет мужу, обманывает его. Но в то же время это падение знаменуется восхождением к вершине любви. С Мастером Маргарита искренна,их любовь по-настоящему вечна, ее ничто не может уничтожить)
У: Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?
(Должна носить имя Маргарита, земная женщина с живой душой, в ней текла королевская кровь)
У: Какие действия Маргариты до бала подчеркивают ее королевскую стать?
( отдает все вещи Наташе)
У: Как она ведет себя во время бала?
( по-королевски приказывает коту)
У: Какова ее задача на балу?
( Всех одарить вниманием и любовью. Даже если кто-то не нравится, нужно полюбить его )

Слайд17: Главная задача Маргариты- всех одарить вниманием и любовью. «Если кто-нибудь не понравится….нужно полюбить его, полюбить, королева», говорил Коровьев - Иешуа: «Все люди добры» -милосердие, всепрощение…

Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.
“Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”.
Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает:
«Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц».

Слайд 18
Да, Воланду заступничество Маргариты за Фриду поначалу кажется милосердием. Но Маргарита успокаивает духа зла: «Воланд, обратившись к Маргарите, спросил: - Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? - Нет, - с силой ответила Маргарита, - я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. - А, - сказал Воланд, - это понятно».

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.
Слайд 19
Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.
В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.(слайд 20)
И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:
Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!

Бал у сатаны отчасти нужен был Булгакову именно как испытание Маргариты: человек проверяется в испытаниях, только так можно выявить сердцевину человека.
Маргарита для Булгакова – то же, что Татьяна для Пушкина, это его женский идеал.
- А вы как думаете? Можно ли считать Маргариту идеалом женщины?(слайд 21)
(Маргарита – это идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадет без нее. Она вступает в сговор с сатаной, но и это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь!)
Согласитесь, таких героев не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»(слайд 22)
- Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь – это…»
Концепция любви по Булгакову (слайд 23)
-дружба
-сотрудничество
-сопереживание
-верность
-самоотверженность
-борьба
-самопожертвование
-счастье

Возвращение к эпиграфу урока, его обсуждение.(слайд 24)
Почему Маргарита получает право на свет, а Мастер только право на покой?
Обсуждение данного вопроса. Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Итак, сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви.
Рефлексия учащихся как итог урока
Дом.зад.: Поразмышляйте над вопросом: «Возможна ли такая «настоящая, верная, вечная любовь» в наше время?»

Категория: Блоги | Добавил: Ирина2906
Просмотров: 124 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.06.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог