КГБОУ «Железногорский кадетский корпус
структурное подразделение
«Мариинская женская гимназия»
Разработка воспитательного мероприятия
1. Название мероприятия: «Женщины в мире науки»
2. Направление работы (проект и пр.): образовательно-гуманитарное, просветительское и профориентационное
3. Возраст воспитанников, класс:10 класс
4. Количество воспитанников (план):19
5. Цель педагога*:
Через погружение в информационное поле мероприятия, повысить осведомлённость учащихся о вкладе женщин в научные достижения, способствовать развитию интереса к STEM-профессиям, развивать интерес к науке и технологиям. Также мероприятие направлено на формирование уважения к женским достижениям и разрушение стереотипов о гендерных ролях в обществе и научной деятельности, в частности.
Цель воспитанниц*:
Узнать новое о науке и роли женщин в ней, корреляция собственной модели развития, найти ролевые модели и получить уверенность в своих силах для будущей научной карьеры и самоопределения.
6. Планируемый результат, эффект (-ы) *: повышение устойчивого интереса гимназисток к науке, расширение представлений о роли женщин в науке, вдохновение на выбор научной карьеры, развитие гендерного равенства в образовании и науке, обеспечение психологически условий для успешного старта в научной деятельности и подготовки к дальнейшему обучению в вузах и магистратуре.
7. Форма проведения мероприятия*: классный час с элементами дискуссии и исторического интервью.
8. Способ достижения результата (основной приём/технология) *: Основным приемом, направленным на достижение цели данного мероприятия, считаю проектно-проблемный подход с элементами игрового моделирования.
В процессе мероприятия девушки самостоятельно формулировали проблемы, которые могут возникать у женщин-ученых, исследовали возможные причины и определяли пути их решения. В игровой форме гимназистки в группах разбирали и формулировали черты личности, которыми должны обладать современные девушки, занимающиеся наукой. Старшеклассницы самостоятельно собирали материал, изучали биографию выдающихся женщин-учёных, искали публикации и ресурсы в Интернете, знакомились с результатами современных исследований.
9. Организация пространства для проведения мероприятия*: классный кабинет, проектор, листы бумаги А3, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, печатные изображения женщин-ученых, цитаты.
10. Использованные источники *:
• Сайт ООН, посвященный Международному дню женщин и девочек в науке и другим инициативам
• «Наука женского рода»
• Ева Кюри «Мария Кюри: Жизнь"
• Выдающиеся женщины науки
• «Women in Science"
• Портал «Научная Россия» Эффект Матильды. Уходящие времена научно-гендерного неравенства:
• Видео «Женщины-ученые, изменившие мир»
11. Способ организации коммуникации, формы коммуникации*: Дискуссия в форме интерактивной коммуникации, что позволило сделать мероприятие "Женщины в мире науки" максимально эффективным и полезным для гимназисток.
12. Описание итогов проведения мероприятия в свободной форме (что удалось, на что обратить внимание) *: Наш классный час "Женщины в мире науки" прошел на одном дыхании, оставив после себя яркие впечатления и пищу для размышлений. Удалось главное – мы смогли показать, насколько разнообразен и увлекателен мир науки, и как много в нем сделали и продолжают делать женщины. Дискуссии, вопросы, обмен мнениями – все это показало, что тема интересна гимназисткам. Девушки с удовольствием делились своими мыслями, задавали уточняющие вопросы, что говорит о вовлеченности и заинтересованности. Особенно ценно, что мы смогли показать женщин из разных областей науки, развеяв стереотипы о "мужских" и "женских" профессиях. У нас прошла серия классных часов по этой теме: разговаривали о женщинах-ученых живущих и работающих в нашем Сибирском регионе; проводили викторины и интеллектуальные игры, которые закрепляли полученные знания. Беседовали о том, как различные открытия влияют на нашу жизнь сегодня и какие перспективы открываются для будущих поколений, в том числе и для наших девочек.
В целом, классный час "Женщины в мире науки" стал важным шагом в формировании у гимназисток представления о науке как о динамичной и многогранной сфере, где талант и упорство не имеют гендерных границ. Уверена, что такие мероприятия помогают нашим девчонкам мечтать смелее и стремиться к своим собственным открытиям!
13. Отзывы участников (при наличии) **:
* информация излагается развернуто, с высокой степенью детализации.
** процитировать или вложить копию.
Ход мероприятия:
1 Мотивационный этап.
Организационный момент. Упражнение «отсроченная отгадка».
Предварительно девушки самостоятельно ознакомились с биографией и научными открытиями известных женщин-ученых и подготовили презентацию-сообщение.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ученицы!
Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном удивительной теме – "Женщины в мире науки". Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие по миру открытий, инноваций и вдохновляющих историй, которые были сотворены талантливыми и целеустремленными женщинами. Мы поговорим о том, как женщины преодолевают стереотипы, вдохновляют новые поколения ученых и двигают науку вперед. Мы услышим истории успеха, узнаем о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в науке, и обсудим, как мы можем вместе построить более равноправное и справедливое научное сообщество. Я надеюсь, что это мероприятие станет для вас источником вдохновения, мотивации и новых знаний. Пусть истории этих выдающихся женщин помогут вам поверить в свои силы, разбудят интерес к науке и вдохновят на собственные достижения.
Давайте же начнем наше путешествие в мир науки, созданный женщинами! Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового и интересного. Желаю вам плодотворной работы и увлекательного времяпровождения!
Предлагаю вам предположить, что означает дата 11 февраля 2016 года, инициатором обозначения этой даты выступил выступила Генеральная ассамблея ООН и Международный союз электросвязи. В ходе нашего мероприятия мы точно узнаем, что же это значит!
2 Основной этап.
Вступительное слово.
Ведущий 1: Мир науки – это огромный, захватывающий космос, полный загадок и открытий. И знаете, в этом космосе женщины всегда были и есть – яркие звезды, освещающие путь к новым знаниям!
Ведущий 2: Мы часто слышим имена великих ученых – Менделеев, Павлов, Ньютон, Эйнштейн, Дарвин. Но сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы открыть для себя тех, чьими глазами мы видим мир, чьими открытиями мы пользуемся каждый день, но чьи имена, возможно, не всегда на слуху.
Воспитатель: На протяжении истории наука часто казалась областью, где доминируют мужчины. Однако, если мы заглянем вглубь, мы увидим, что вклад женщин в научный прогресс огромен и неоценим.
Включение видеоролика о женщинах-ученых и их открытиях «Женщины-ученые, изменившие мир» (https://rutube.ru/video/92f7873d4737e0432f828df34525a9e8/)
• Ведущий 1: История науки знала немало великих женщин-ученых, чьи открытия изменили наш мир. От Мари Кюри, открывшей радиоактивность, до Розалинд Франклин, внесшей ключевой вклад в понимание структуры ДНК, женщины совершали прорывные открытия, менявшие мир к лучшему. Сейчас мы познакомимся с биографиями выдающихся женщин-ученых, которым удалось сломать стереотипы и донести свои открытия и изобретения до всего мира. (гимназистки представляю выдающихся женщин-ученых из разных областей науки, представление в виде короткой презентации: Мария Склодовская-Кюри (физика, химия), Юлия Лермонтова (химик), Ада Лавлейс (математика, информатика), Софья Ковалевская (математик, механик), Зинаида Ермольева (микробиология, эпидемиология).
Обсуждение с учащимися. Воспитатель: после рассказа о каждой женщине-учёном – вопрос к аудитории: «Как вы думаете, с какими трудностями она столкнулась?» (возможные ответы учащихся: дискриминация в обществе, запрет на получение высшего образования, финансовые сложности, традиционные обязанности (деторождения), стереотипы).
Ведущий 2: Сегодня женщина с высшим образованием — обыденное явление. До середины 19 века в России женщинам доступ к науке и образованию был полностью закрыт. Мир науки всегда был мужским, попасть в него женщине было крайне сложно. Существует даже такой термин «Эффект Матильды»
Ведущий 1: Эффект Матильды — термин введен историком Маргарет Росситер в 1993 году. Это явление, когда достижения женщин-учёных приписываются мужчинам. Например, вклад Марии Кюри часто недооценивается, несмотря на её многочисленные открытия и награды. Причинами эффекта являются культурные установки, предвзятое отношение и недостаток внимания к женским достижениям.
Ведущий 2: По данным ЮНЕСКО за 2022 год, в среднем по миру около 33% учёных составляют женщины. Наибольшее представительство женщин наблюдается в гуманитарных науках (около 70%), наименьшее — в инженерных дисциплинах (примерно 15%). В России ситуация примерно аналогичная мировому уровню: большинство женщин работают в медицине, биологии и химии, тогда как доля женщин-инженеров и физиков значительно ниже.
Обсуждение с учащимися. Воспитатель: Девочки, существует ли гендерное неравенство сегодня, давайте поразмышляем, что нужно сделать, какие меры предпринять, чтобы девушкам и женщинам было комфортно заниматься научными изысканиями? (возможные ответы учащихся: избегание стереотипов относительно способностей мальчиков и девочек; предоставление равных прав и обязанностей вне зависимости от пола; признание и вознаграждение за научные достижения независимо от пола; формирование атмосферы, где женщинам комфортно высказывать свои идеи и задавать вопросы; гибкий график, возможность работать удаленно, активное освещение достижений женщин в науке; предоставление доступа к детским садам, оплачиваемым отпускам по уходу за ребенком и другим формам поддержки. )
Практическая часть. Постановка проблемы и пути ее решения.
Воспитатель: Какими же чертами характера должна обладать современная девушка- ученый чтобы быть успешной в своей области? Прошу вас разделиться на группы, каждая группа выберет женщину-ученого, которую будет представлять. Необходимо на листах А3 изобразить современный образ, дополнить чертами личности, которые, на ваш взгляд, необходимы для современного ученого и составить вопросы для исторического интервью. (возможные ответы учащихся при выборе женщин-ученых: Софья Ковалевская (математик, механик), Елизавета Лидер (химик, работает над созданием препаратов для химиотерапии на основе эссенциальных (жизненно необходимых) металлов), Надежда Суслова (хирург и гинеколог), Мария Воронцова (генетик), Юлия Лермонтова (химик), Ада Лавлейс (математика, информатика).
Историческое интервью (возможные ответы учащихся:
• Какие обстоятельства и мотивы подтолкнули вас к выбору научной карьеры?
• Какие препятствия вы сталкивались на пути к достижению успеха в научной сфере?
• Какие научные открытия или исследования вы считаете своими самыми значимыми?
• Какую роль играли женщины в научном сообществе в ваше время и какие изменения произошли с течением времени?
• Какие советы вы бы дали молодым женщинам, стремящимся к научной карьере?
• Какие вызовы вы видите в научной сфере для женщин сегодня?
• Какие достижения вы надеетесь оставить после себя в истории науки?)
Обсуждение с учащимися. Каждая группа коротко представляет свой коллаж, объясняя свой выбор и идеи. И отвечает на вопросы интервью.
Ведущий 1: В России активно внедряются меры поддержки женщин-учёных, направленные на расширение возможностей карьерного роста и повышение конкурентоспособности женского научного сообщества. К таким мерам относятся предоставление грантов и стипендий молодым исследователям-женщинам, специальные премии и конференции, поддержка талантливых учениц через систему наставничества и академического лидерства.
Ведущий 2: Важнейшей составляющей является содействие совмещению научной карьеры и материнства — продление сроков финансирования исследований женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, развитие гибких форм занятости и обеспечение равноправия между мужчинами и женщинами учёными в области науки, технологий, инженерии и математики. Эти инициативы направлены на устранение барьеров и дискриминационных практик, способствуя формированию справедливого научного пространства, где женщины смогут свободно реализовывать свои таланты и способности.
Воспитатель: Девушки, вернемся к дате на доске. Теперь вы готовы ответить, что она означает? (выслушиваются ответы).
Инициатором этого Дня выступила Генеральная ассамблея ООН и Международный союз электросвязи, для содействия полному и равному доступу и участию женщин и девочек в области Технологий, Инженерии и Математики (STEM). Упоминание девочек в названии праздника обусловлено тем, что участие мальчиков в научных кружках и сообществах традиционно значительно выше. Организаторами проведения Дня выступают ЮНЕСКО и структура "ООН-Женщины" в сотрудничестве с учреждениями и партнерами из гражданского общества.
3. Рефлексивный этап. «Письмо в будущее».
Воспитатель: Девушки, сегодня мы поговорили о невероятных женщинах, которые посвятили свою жизнь науке. Мы увидели, что наука – это не только про формулы и эксперименты, это про любопытство, упорство и желание изменить мир к лучшему.
Я надеюсь, что истории этих женщин вдохновили вас. Не важно, кем вы станете в будущем – ученым, врачом, инженером, художником или писателем – важно помнить, что каждый из вас обладает уникальным потенциалом, способным изменить мир.
Не бойтесь мечтать, не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь идти против течения, если вы верите в свою идею.
Я предлагаю вам написать себе письмо в будущее, ответив на вопросы: какое бы открытие я хотела совершить и что мне для этого нужно?
(Листочки складываются в «капсулу времени», чтобы открыть через несколько лет на встрече выпускниц).
Наука – это не только мужская территория. Каждая из вас может стать следующей Марией Кюри или Софьей Ковалевской. Главное – верить в себя и не бояться мечтать! Спасибо за работу!
|