Сегодня: 01.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Женщины в мире науки

СКАЧАТЬ (524.9 Kb) 14.09.2025, 11:13
Ермолина Наталья Сергеевна
воспитатель, КГБОУ "Железногорский кадетский корпус"
КГБОУ «Железногорский кадетский корпус
структурное подразделение
«Мариинская женская гимназия»

Разработка воспитательного мероприятия
1. Название мероприятия: «Женщины в мире науки»
2. Направление работы (проект и пр.): образовательно-гуманитарное, просветительское и профориентационное
3. Возраст воспитанников, класс:10 класс
4. Количество воспитанников (план):19
5. Цель педагога*:
Через погружение в информационное поле мероприятия, повысить осведомлённость учащихся о вкладе женщин в научные достижения, способствовать развитию интереса к STEM-профессиям, развивать интерес к науке и технологиям. Также мероприятие направлено на формирование уважения к женским достижениям и разрушение стереотипов о гендерных ролях в обществе и научной деятельности, в частности.
Цель воспитанниц*:
Узнать новое о науке и роли женщин в ней, корреляция собственной модели развития, найти ролевые модели и получить уверенность в своих силах для будущей научной карьеры и самоопределения.
6. Планируемый результат, эффект (-ы) *: повышение устойчивого интереса гимназисток к науке, расширение представлений о роли женщин в науке, вдохновение на выбор научной карьеры, развитие гендерного равенства в образовании и науке, обеспечение психологически условий для успешного старта в научной деятельности и подготовки к дальнейшему обучению в вузах и магистратуре.
7. Форма проведения мероприятия*: классный час с элементами дискуссии и исторического интервью.
8. Способ достижения результата (основной приём/технология) *: Основным приемом, направленным на достижение цели данного мероприятия, считаю проектно-проблемный подход с элементами игрового моделирования.
В процессе мероприятия девушки самостоятельно формулировали проблемы, которые могут возникать у женщин-ученых, исследовали возможные причины и определяли пути их решения. В игровой форме гимназистки в группах разбирали и формулировали черты личности, которыми должны обладать современные девушки, занимающиеся наукой. Старшеклассницы самостоятельно собирали материал, изучали биографию выдающихся женщин-учёных, искали публикации и ресурсы в Интернете, знакомились с результатами современных исследований.
9. Организация пространства для проведения мероприятия*: классный кабинет, проектор, листы бумаги А3, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, печатные изображения женщин-ученых, цитаты.
10. Использованные источники *:
• Сайт ООН, посвященный Международному дню женщин и девочек в науке и другим инициативам
• «Наука женского рода»
• Ева Кюри «Мария Кюри: Жизнь"
• Выдающиеся женщины науки
• «Women in Science"
• Портал «Научная Россия» Эффект Матильды. Уходящие времена научно-гендерного неравенства: 
• Видео «Женщины-ученые, изменившие мир»
11. Способ организации коммуникации, формы коммуникации*: Дискуссия в форме интерактивной коммуникации, что позволило сделать мероприятие "Женщины в мире науки" максимально эффективным и полезным для гимназисток.
12. Описание итогов проведения мероприятия в свободной форме (что удалось, на что обратить внимание) *: Наш классный час "Женщины в мире науки" прошел на одном дыхании, оставив после себя яркие впечатления и пищу для размышлений. Удалось главное – мы смогли показать, насколько разнообразен и увлекателен мир науки, и как много в нем сделали и продолжают делать женщины. Дискуссии, вопросы, обмен мнениями – все это показало, что тема интересна гимназисткам. Девушки с удовольствием делились своими мыслями, задавали уточняющие вопросы, что говорит о вовлеченности и заинтересованности. Особенно ценно, что мы смогли показать женщин из разных областей науки, развеяв стереотипы о "мужских" и "женских" профессиях. У нас прошла серия классных часов по этой теме: разговаривали о женщинах-ученых живущих и работающих в нашем Сибирском регионе; проводили викторины и интеллектуальные игры, которые закрепляли полученные знания. Беседовали о том, как различные открытия влияют на нашу жизнь сегодня и какие перспективы открываются для будущих поколений, в том числе и для наших девочек.
В целом, классный час "Женщины в мире науки" стал важным шагом в формировании у гимназисток представления о науке как о динамичной и многогранной сфере, где талант и упорство не имеют гендерных границ. Уверена, что такие мероприятия помогают нашим девчонкам мечтать смелее и стремиться к своим собственным открытиям!
13. Отзывы участников (при наличии) **:

* информация излагается развернуто, с высокой степенью детализации.
** процитировать или вложить копию.

Ход мероприятия:
1 Мотивационный этап.

Организационный момент. Упражнение «отсроченная отгадка».
Предварительно девушки самостоятельно ознакомились с биографией и научными открытиями известных женщин-ученых и подготовили презентацию-сообщение.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ученицы!
Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном удивительной теме – "Женщины в мире науки". Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие по миру открытий, инноваций и вдохновляющих историй, которые были сотворены талантливыми и целеустремленными женщинами. Мы поговорим о том, как женщины преодолевают стереотипы, вдохновляют новые поколения ученых и двигают науку вперед. Мы услышим истории успеха, узнаем о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в науке, и обсудим, как мы можем вместе построить более равноправное и справедливое научное сообщество. Я надеюсь, что это мероприятие станет для вас источником вдохновения, мотивации и новых знаний. Пусть истории этих выдающихся женщин помогут вам поверить в свои силы, разбудят интерес к науке и вдохновят на собственные достижения.
Давайте же начнем наше путешествие в мир науки, созданный женщинами! Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового и интересного. Желаю вам плодотворной работы и увлекательного времяпровождения!
Предлагаю вам предположить, что означает дата 11 февраля 2016 года, инициатором обозначения этой даты выступил выступила Генеральная ассамблея ООН и Международный союз электросвязи. В ходе нашего мероприятия мы точно узнаем, что же это значит!

2 Основной этап.
Вступительное слово.
Ведущий 1: Мир науки – это огромный, захватывающий космос, полный загадок и открытий. И знаете, в этом космосе женщины всегда были и есть – яркие звезды, освещающие путь к новым знаниям!
Ведущий 2: Мы часто слышим имена великих ученых – Менделеев, Павлов, Ньютон, Эйнштейн, Дарвин. Но сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы открыть для себя тех, чьими глазами мы видим мир, чьими открытиями мы пользуемся каждый день, но чьи имена, возможно, не всегда на слуху.
Воспитатель: На протяжении истории наука часто казалась областью, где доминируют мужчины. Однако, если мы заглянем вглубь, мы увидим, что вклад женщин в научный прогресс огромен и неоценим.
Включение видеоролика о женщинах-ученых и их открытиях «Женщины-ученые, изменившие мир» (https://rutube.ru/video/92f7873d4737e0432f828df34525a9e8/)
• Ведущий 1: История науки знала немало великих женщин-ученых, чьи открытия изменили наш мир. От Мари Кюри, открывшей радиоактивность, до Розалинд Франклин, внесшей ключевой вклад в понимание структуры ДНК, женщины совершали прорывные открытия, менявшие мир к лучшему. Сейчас мы познакомимся с биографиями выдающихся женщин-ученых, которым удалось сломать стереотипы и донести свои открытия и изобретения до всего мира. (гимназистки представляю выдающихся женщин-ученых из разных областей науки, представление в виде короткой презентации: Мария Склодовская-Кюри (физика, химия), Юлия Лермонтова (химик), Ада Лавлейс (математика, информатика), Софья Ковалевская (математик, механик), Зинаида Ермольева (микробиология, эпидемиология).
Обсуждение с учащимися. Воспитатель: после рассказа о каждой женщине-учёном – вопрос к аудитории: «Как вы думаете, с какими трудностями она столкнулась?» (возможные ответы учащихся: дискриминация в обществе, запрет на получение высшего образования, финансовые сложности, традиционные обязанности (деторождения), стереотипы).
Ведущий 2: Сегодня женщина с высшим образованием — обыденное явление. До середины 19 века в России женщинам доступ к науке и образованию был полностью закрыт. Мир науки всегда был мужским, попасть в него женщине было крайне сложно. Существует даже такой термин «Эффект Матильды»
Ведущий 1: Эффект Матильды — термин введен историком Маргарет Росситер в 1993 году. Это явление, когда достижения женщин-учёных приписываются мужчинам. Например, вклад Марии Кюри часто недооценивается, несмотря на её многочисленные открытия и награды. Причинами эффекта являются культурные установки, предвзятое отношение и недостаток внимания к женским достижениям.
Ведущий 2: По данным ЮНЕСКО за 2022 год, в среднем по миру около 33% учёных составляют женщины. Наибольшее представительство женщин наблюдается в гуманитарных науках (около 70%), наименьшее — в инженерных дисциплинах (примерно 15%). В России ситуация примерно аналогичная мировому уровню: большинство женщин работают в медицине, биологии и химии, тогда как доля женщин-инженеров и физиков значительно ниже.
Обсуждение с учащимися. Воспитатель: Девочки, существует ли гендерное неравенство сегодня, давайте поразмышляем, что нужно сделать, какие меры предпринять, чтобы девушкам и женщинам было комфортно заниматься научными изысканиями? (возможные ответы учащихся: избегание стереотипов относительно способностей мальчиков и девочек; предоставление равных прав и обязанностей вне зависимости от пола; признание и вознаграждение за научные достижения независимо от пола; формирование атмосферы, где женщинам комфортно высказывать свои идеи и задавать вопросы; гибкий график, возможность работать удаленно, активное освещение достижений женщин в науке; предоставление доступа к детским садам, оплачиваемым отпускам по уходу за ребенком и другим формам поддержки. )
Практическая часть. Постановка проблемы и пути ее решения.
Воспитатель: Какими же чертами характера должна обладать современная девушка- ученый чтобы быть успешной в своей области? Прошу вас разделиться на группы, каждая группа выберет женщину-ученого, которую будет представлять. Необходимо на листах А3 изобразить современный образ, дополнить чертами личности, которые, на ваш взгляд, необходимы для современного ученого и составить вопросы для исторического интервью. (возможные ответы учащихся при выборе женщин-ученых: Софья Ковалевская (математик, механик), Елизавета Лидер (химик, работает над созданием препаратов для химиотерапии на основе эссенциальных (жизненно необходимых) металлов), Надежда Суслова (хирург и гинеколог), Мария Воронцова (генетик), Юлия Лермонтова (химик), Ада Лавлейс (математика, информатика).
Историческое интервью (возможные ответы учащихся:
• Какие обстоятельства и мотивы подтолкнули вас к выбору научной карьеры?
• Какие препятствия вы сталкивались на пути к достижению успеха в научной сфере?
• Какие научные открытия или исследования вы считаете своими самыми значимыми?
• Какую роль играли женщины в научном сообществе в ваше время и какие изменения произошли с течением времени?
• Какие советы вы бы дали молодым женщинам, стремящимся к научной карьере?
• Какие вызовы вы видите в научной сфере для женщин сегодня?
• Какие достижения вы надеетесь оставить после себя в истории науки?)

Обсуждение с учащимися. Каждая группа коротко представляет свой коллаж, объясняя свой выбор и идеи. И отвечает на вопросы интервью.
Ведущий 1: В России активно внедряются меры поддержки женщин-учёных, направленные на расширение возможностей карьерного роста и повышение конкурентоспособности женского научного сообщества. К таким мерам относятся предоставление грантов и стипендий молодым исследователям-женщинам, специальные премии и конференции, поддержка талантливых учениц через систему наставничества и академического лидерства.
Ведущий 2: Важнейшей составляющей является содействие совмещению научной карьеры и материнства — продление сроков финансирования исследований женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, развитие гибких форм занятости и обеспечение равноправия между мужчинами и женщинами учёными в области науки, технологий, инженерии и математики. Эти инициативы направлены на устранение барьеров и дискриминационных практик, способствуя формированию справедливого научного пространства, где женщины смогут свободно реализовывать свои таланты и способности.
Воспитатель: Девушки, вернемся к дате на доске. Теперь вы готовы ответить, что она означает? (выслушиваются ответы).
Инициатором этого Дня выступила Генеральная ассамблея ООН и Международный союз электросвязи, для содействия полному и равному доступу и участию женщин и девочек в области Технологий, Инженерии и Математики (STEM). Упоминание девочек в названии праздника обусловлено тем, что участие мальчиков в научных кружках и сообществах традиционно значительно выше. Организаторами проведения Дня выступают ЮНЕСКО и структура "ООН-Женщины" в сотрудничестве с учреждениями и партнерами из гражданского общества.

3. Рефлексивный этап. «Письмо в будущее».
Воспитатель: Девушки, сегодня мы поговорили о невероятных женщинах, которые посвятили свою жизнь науке. Мы увидели, что наука – это не только про формулы и эксперименты, это про любопытство, упорство и желание изменить мир к лучшему.
Я надеюсь, что истории этих женщин вдохновили вас. Не важно, кем вы станете в будущем – ученым, врачом, инженером, художником или писателем – важно помнить, что каждый из вас обладает уникальным потенциалом, способным изменить мир.
Не бойтесь мечтать, не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь идти против течения, если вы верите в свою идею.
Я предлагаю вам написать себе письмо в будущее, ответив на вопросы: какое бы открытие я хотела совершить и что мне для этого нужно?
(Листочки складываются в «капсулу времени», чтобы открыть через несколько лет на встрече выпускниц).
Наука – это не только мужская территория. Каждая из вас может стать следующей Марией Кюри или Софьей Ковалевской. Главное – верить в себя и не бояться мечтать! Спасибо за работу!


Категория: Блоги | Добавил: НатальяЕ
Просмотров: 63 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 01.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог