Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.
Конструктор — это большое удовольствие и обучение для детей всех возрастов. Ребята учатся многим новым навыкам, и это дает им возможность развиваться в своем собственном темпе.
Конструирование (от лат. Construere – строить, сооружать, создавать), обозначает построение, приведение в определенное взаимоположение предметов, частей и их элементов.
О.П.Гаврилушкина изучала особенности конструирования детей с нарушениями интеллекта. У детей данной категории наблюдаются низкий уровень или отсутствие интереса к конструированию, непонимание функционального значения конструктивных материалов. Конструирование – прежде всего эффективное средство умственного развития детей. Это является основанием для того, чтобы с самого начала обучения было обращено внимание на формирование интереса к конструированию.
Трудностей, которые возникают у детей с ОВЗ при конструировании:
1. Несформированность зрительного восприятия (зрительного внимания).
2. Несформированность пространственной ориентировки.
3. Неразвитость тонкой моторики.
4. Недостаточность развития мыслительной деятельности.
В соответствии с возникающими проблемами, в процессе конструирования выделяют следующие коррекционные задачи.
Первостепенной задачей предстоящего обучения детей с нарушением интеллекта конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям. Одно заключается в формировании у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется направленность на получение продуктивного результата своего труда. Другое направление заключается в создании условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.
1. Развивать зрительно–моторную координацию (глаза – рука).
2. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.
3. Учить соотносить формы объемных предметов с заданными эталонами.
4. Учить делить сложную форму на составные части.
5. Развивать глазомер, учить соотносить размеры объектов, расстояние между ними, определять местоположение деталей объектов.
6. Развитие представления о трехмерности пространства.
7. Развивать анализирующее восприятие: обучать способам анализа, сравнения, группировки, классификации.
8. Развивать словесную ориентацию.
9. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Л.И. Плаксина разработала методические рекомендации по проведению коррекционной работы в разных видах детской деятельности, в том числе и в конструировании:
1. Специфическая особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации).
2. Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятия пространственных отношений, так как конструирование – это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по-разному расположены элементы, и они по-разному соединяются вместе.
3. Процесс конструирования происходит на основе восприятия (система перцептивных действий), главную роль здесь играют движение руки и глаз. В процессе такой предметно – практической деятельности формируется единая система «глаза – рука». Развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью.
В работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца указывается, развитие сенсорных эталонов происходит в присущей детям деятельности такой, как конструирование.
Анализируя разработанную в специальной педагогике проблему обучения конструированию детей с нарушением интеллекта можно сделать вывод, что все авторы указывают на позитивное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития аномального ребенка.
В системе умственного воспитания самая большая роль принадлежит формированию сенсорных эталонов. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предметов, развиваются познавательные способности и практические действия. В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и развивается зрительное восприятие предметов, оно становится более целенаправленным. Сооружая постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей.
Благодаря систематическим занятиям детей со строительным материалом хорошо развивается пространственное мышление ребенка.
Выделяют следующие виды конструирования:
1. Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок). Детям предлагают образцы и показывают способы их воспроизведения (Ф.Фребель).
2. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения (А.Н.Миренова).
3. Конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (Н.Н.Поддъяков).
4. Конструирование по замыслу. Такое конструирование обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать
Во время сборки различных моделей из конструкторов включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Работая с детьми с ОВЗ, мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. При использовании конструирования в работе с детьми с ОВЗ, позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь даже трудные задачи решаются легче, если ребенок увлечен занимательным делом.
Польза для детей при игре с конструктором:
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие памяти, внимания, умения сравнивать, делать по аналогии;
• Развитие творческого воображения и фантазии;
• Получение знаний о создании различных конструкций по схеме, условиям, словесной инструкции;
• Получение знаний о счете, форме, пропорции, прочности и устойчивости конструкций;
• Способствует усидчивости;
• Формирование умений общаться, устраивать совместные игры, прийти на помощь;
• Укрепление принципов дисциплины и порядка;
• Формирование умения уважать чужой и собственный труд;
• Положительно влиять на социальный климат группы. Радоваться успехам своим и друзей.
• Способствует развитию речи.
Конструктор можно использовать для решения задач образования и воспитания. Вот рассмотрим один из примеров, как можно обучать математике.
Математический диктант. Примерные задания: “Строим дом”
Помогите строителю построить дом: 1э – 6 кирпичиков; 2э на 2 кирпичик; меньше.3э на 1 меньше, чем второй; 4э на 1 меньше, чем 3.
Работая с конструктором, ребята могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей с ОВЗ в режиме игры.
Использование конструирования помогает активизировать скрытые возможности детей, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации ребёнка с ОВЗ, которая обеспечивает их полноценное участие в жизни общества.
Список литературы
1. Авдеева Н. И., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ. Психологические основы формирования личности. - М., 1986.
2. Адилоаа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. - 1988. - № 4.
3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе.
4. Урадовских Г.В. Художественное конструирование из деталей конструктора.
5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
6. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.
8. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.— М.,1972.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
10. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития //Дефектология. - 1986. - №4.
|