Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Значение конструирования для детей с ОВЗ

СКАЧАТЬ (100.9 Kb) 15.04.2024, 11:23
Волкова О.О.
педагог-психолог, МКОУ "Общеобразовательная школа Психолого-педагогической поддержки" Березовского г.о.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.

Конструктор — это большое удовольствие и обучение для детей всех возрастов. Ребята учатся многим новым навыкам, и это дает им возможность развиваться в своем собственном темпе.
Конструирование (от лат. Construere – строить, сооружать, создавать), обозначает построение, приведение в определенное взаимоположение предметов, частей и их элементов.
О.П.Гаврилушкина изучала особенности конструирования детей с нарушениями интеллекта. У детей данной категории наблюдаются низкий уровень или отсутствие интереса к конструированию, непонимание функционального значения конструктивных материалов. Конструирование – прежде всего эффективное средство умственного развития детей. Это является основанием для того, чтобы с самого начала обучения было обращено внимание на формирование интереса к конструированию.

Трудностей, которые возникают у детей с ОВЗ при конструировании:
1. Несформированность зрительного восприятия (зрительного внимания).
2. Несформированность пространственной ориентировки.
3. Неразвитость тонкой моторики.
4. Недостаточность развития мыслительной деятельности.

В соответствии с возникающими проблемами, в процессе конструирования выделяют следующие коррекционные задачи.
Первостепенной задачей предстоящего обучения детей с нарушением интеллекта конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям. Одно заключается в формировании у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется направленность на получение продуктивного результата своего труда. Другое направление заключается в создании условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.
1. Развивать зрительно–моторную координацию (глаза – рука).
2. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.
3. Учить соотносить формы объемных предметов с заданными эталонами.
4. Учить делить сложную форму на составные части.
5. Развивать глазомер, учить соотносить размеры объектов, расстояние между ними, определять местоположение деталей объектов.
6. Развитие представления о трехмерности пространства.
7. Развивать анализирующее восприятие: обучать способам анализа, сравнения, группировки, классификации.
8. Развивать словесную ориентацию.
9. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Л.И. Плаксина разработала методические рекомендации по проведению коррекционной работы в разных видах детской деятельности, в том числе и в конструировании:
1. Специфическая особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации).
2. Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятия пространственных отношений, так как конструирование – это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по-разному расположены элементы, и они по-разному соединяются вместе.
3. Процесс конструирования происходит на основе восприятия (система перцептивных действий), главную роль здесь играют движение руки и глаз. В процессе такой предметно – практической деятельности формируется единая система «глаза – рука». Развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью.

В работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца указывается, развитие сенсорных эталонов происходит в присущей детям деятельности такой, как конструирование.
Анализируя разработанную в специальной педагогике проблему обучения конструированию детей с нарушением интеллекта можно сделать вывод, что все авторы указывают на позитивное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития аномального ребенка.
В системе умственного воспитания самая большая роль принадлежит формированию сенсорных эталонов. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предметов, развиваются познавательные способности и практические действия. В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и развивается зрительное восприятие предметов, оно становится более целенаправленным. Сооружая постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей.
Благодаря систематическим занятиям детей со строительным материалом хорошо развивается пространственное мышление ребенка.

Выделяют следующие виды конструирования:
1. Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок). Детям предлагают образцы и показывают способы их воспроизведения (Ф.Фребель).
2. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения (А.Н.Миренова).
3. Конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (Н.Н.Поддъяков).
4. Конструирование по замыслу. Такое конструирование обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать

Во время сборки различных моделей из конструкторов включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Работая с детьми с ОВЗ, мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. При использовании конструирования в работе с детьми с ОВЗ, позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь даже трудные задачи решаются легче, если ребенок увлечен занимательным делом.

Польза для детей при игре с конструктором:
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие памяти, внимания, умения сравнивать, делать по аналогии;
• Развитие творческого воображения и фантазии;
• Получение знаний о создании различных конструкций по схеме, условиям, словесной инструкции;
• Получение знаний о счете, форме, пропорции, прочности и устойчивости конструкций;
• Способствует усидчивости;
• Формирование умений общаться, устраивать совместные игры, прийти на помощь;
• Укрепление принципов дисциплины и порядка;
• Формирование умения уважать чужой и собственный труд;
• Положительно влиять на социальный климат группы. Радоваться успехам своим и друзей.
• Способствует развитию речи.

Конструктор можно использовать для решения задач образования и воспитания. Вот рассмотрим один из примеров, как можно обучать математике.
Математический диктант. Примерные задания: “Строим дом”
Помогите строителю построить дом: 1э – 6 кирпичиков; 2э на 2 кирпичик; меньше.3э на 1 меньше, чем второй; 4э на 1 меньше, чем 3.
Работая с конструктором, ребята могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей с ОВЗ в режиме игры.
Использование конструирования помогает активизировать скрытые возможности детей, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации ребёнка с ОВЗ, которая обеспечивает их полноценное участие в жизни общества.

Список литературы
1. Авдеева Н. И., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ. Психологические основы формирования личности. - М., 1986.
2. Адилоаа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. - 1988. - № 4.
3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе.
4. Урадовских Г.В. Художественное конструирование из деталей конструктора.
5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
6. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.
8. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.— М.,1972.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
10. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития //Дефектология. - 1986. - №4.


Категория: Блоги | Добавил: djkrjdfjkmuf
Просмотров: 120 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог