Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Значение раннего обучения ребёнка со слуховой депривацией

СКАЧАТЬ (20.8 Kb) 11.10.2024, 14:22
Чепёлкина Оксана Валентиновна
воспитатель, МКОУ "Ш-И№18" Анжеро-Судженского городского округа
Консультация для родителей
План консультации


1. Значение раннего обучения. Чем могут помочь родители.
2. Что такое дактильная речь и ее роль в обучении.
3. Игровые приемы к пользованию дактильной речью.

1. Значение раннего обучения. Чем могут помочь родители.
Значение раннего обучения глухих очень велико. Дошкольный период – важный, можно сказать, решающий в жизни человека. В это время формируются основные привычки, навыки, определяется характер человека, т.е. закладываются основы всей последующей жизни, а ведь вы знаете, что значит фундамент в любом возводимом здании. Об огромном значении раннего воспитания говорили многие философы и ученые. Значимость раннего воспитания подтверждается исследованиями ученых-психологов, доказавших, что направленное, т. е. специально организованное, воспитание с первых дней жизни имеет огромное значение для развития человека. Вот почему дошкольное воспитание является первым звеном в общей системе народного образования для всех детей, в том числе и для детей с недостатками слуха.

Для глухого или слабослышащего ребенка дошкольное воспитание имеет особенное значение, потому что в раннем возрасте, приблизительно до года, когда дети еще не говорят, различие между слышащими и глухими очень незначительно. Постепенно, по мере того как слышащий ребенок овладевает речью, это различие увеличивается. Глухой ребенок не начинает говорить, и развитие его, если оно протекает без слов, ограничено. Ребенку нельзя ничего ни сказать, ни объяснить. Его необходимо специально научить говорить и понимать речь.

Учить говорить глухого ребенка – это значит не только учить произносить звуки, хотя это и является специфическим в обучении неслышащего и требует особого умения, но главное – научить понимать смысл речи и пользоваться разговорной речью в общении, понимать по губам говорящего и самому внятно говорить. Знайте, глухой ребенок от двух до семи лет, не имеющий дополнительных дефектов, кроме глухоты, при успешном обучении может усвоить речь в пределах до двух тысяч слов, и вам предстоит содействовать этому.
Чем же могут помочь родители?

2. Что такое дактильная речь и ее роль в обучении.
Одним из таких эффективных и доступных (для родителей) средств обучения глухих является дактильная (пальцевая) речь, которую широко используют в принятой в нашей стране системе обучения маленьких глухих детей. Что же такое дактильная речь, и какова ее роль в обучении? Дактильная речь – могучее средство обучения глухих, средство, которое позволило во много раз повысить объем словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего развития глухих.

Перед вами две задачи: правильно показывать каждый знак и знать, какую букву алфавита он обозначает. Помните, что умение правильно показать знаки (дактилировать) – первое, исходное условие. Для этого нужно знать некоторые правила, а именно: “говорить” полагается правой рукой. Держать руку на уровне грудной клетки. Локоть правой руки прижат к правому боку. Двигаться при ручном “разговоре” должны главным образом пальцы. Как в письме буквы пишутся ровно по линейке, так и здесь рука должна находиться на одном уровне, знаки нужно показывать четко и ясно, но в отличие от письма рука должна оставаться неподвижной. Эту четкость при пользовании дактилологией необходимо с самого начала воспитывать и у себя и у ребенка. Следите за тем, чтобы ваша рука была правильно установлена.

3. Игровые приемы к пользованию дактильной речью.
Для глухого ребенка, как и для любого дошкольника, основной деятельностью является игра. Поэтому занятия проводиться в игровой форме. Это будут так называемые дидактические игры.

Вам предстоит воспитать у ребенка привычку заниматься: спокойно сидеть на занятиях, сосредоточивать внимание, выполнять предлагаемые ему задания. Постепенно переходите к упражнениям, которые развивают движения пальцев. Эти упражнения необходимы для дальнейшего обучения дактилированию.

Затем положите руку на стол вверх раскрытой ладонью и начинайте последовательно сгибать пальцы. Помогите ребенку точно выполнить эти движения, сначала собирая пальцы в кулак, затем так же последовательно их разгибая; поочередно прикладывайте кончики пальцев к большому пальцу; пальцы одной руки к пальцам другой. Часть этих движений является элементами дактильных знаков. Через несколько занятий вы сможете уже использовать для подражания дактильные знаки. Это облегчит обучение малыша и пригодится для последующего общения с ним. Сначала, чтобы легче было уловить разницу в знаках, вы берете такие пары, которые резко отличаются между собой по изображению: а — в, о — у, л — с, р — м.

Следующий этап: положите одну руку на стол ладонью вниз, потом другую – так же пальцами вперед. Требуйте от ребенка точного подражания. Ставьте руку на локоть и показывайте тот же знак. Это уже буква в. Ребенок повторяет движение. Напоминаю: сначала вы не связываете знаки с буквой. Вы только подготавливаете ребенка к различению знаков. Пока это только упражнения на развитие внимания, подражания. Усвоение азбуки, сочетание буквы со знаком – следующий этап. Не берите для подражания сразу много знаков. Это пока неинтересное упражнение, с помощью игровых приемов его нужно сделать привлекательным для ребенка. Занятия должны быть не утомительны для ребенка: 8–10 движений, включенных в другие, более занимательные движения на подражание.

Сначала воспроизводите знаки, держа руку на столе а затем, опираясь локтем о стол, показывайте их в воздухе. Складывайте пальцы в кулак, следя, чтобы большой палец не был при этом зажат внутрь, а был в положении, указанном в азбуке. Тогда это и будет буква а. Каждый день, повторяя ранее усвоенные знаки, включайте в упражнения 3–4 новых и повторяйте их по 2–3 раза. Неправильно воспроизведенный ребенком знак вы исправляете. Придайте своими руками нужное положение пальцам ребенка. Постепенно он научится сам исправлять ошибку по показанному вами знаку. Иногда ему для этого необходимо помогать себе левой рукой. Учите его этому. После упражнений со знаками, резко отличающимися по изображению, вы переходите к сходным знакам – о, р, н; п, л, д; м, т, ш, привлекая внимание ребенка к трудноуловимым различиям в этих знаках. Дайте ему ощупать знак, который вы сами складываете, чтобы он не только увидел, но и почувствовал разницу в движениях. Все это облегчит ребенку различение знаков и воспроизведение их. Помогите ему зрительно уловить разницу между двумя сходными знаками. Вот вы прикладываете средний палец к большому (р), а вот к безымянному (н), теперь к указательному (о). Проделайте это на пальцах ребенка. Тогда он не только увидит, но и почувствует разницу в движениях. Повторяю: на данном этапе не связывайте эти различные движения с буквами. Для ребенка это пока только игра для развития пальцев, воспитания навыка различать и точно повторять показанные движения. Но именно это необходимо, чтобы ускорить усвоение знаков и перейти к дактильному чтению.

Чтобы ребенку не наскучило повторять эти движения, постарайтесь сделать их для него забавными. Например, вытянутую руку со знаком, а неожиданно и быстро уберите за спину. Ребенок не разглядел. Снова покажите и вновь уберите. Теперь он разглядел и показал правильно. Так же проделайте с другими знаками.

В другой раз, занимаясь с ребенком, вместо того чтобы убрать руку, прикройте ее нарядным платочком. Начав игру, заглядывайте сами под платочек, интригуйте ребенка. Дайте ему ощупать знак, который вы показываете. Сначала пусть ощупывает, глядя на него, а затем – под платком или закрыв глаза. Проделайте это прежде сами со знаком, который вам показывает ребенок, постарайтесь “ошибиться”. Это забавляет детей и служит поводом повторить знак. Повышает интерес к повторению ваших действий следующий прием: сначала вы показываете два-три движения, ребенок копирует их. Вы похвалили его за правильное выполнение, погладили по голове, улыбнулись, сказали (устно): “Молодец”. По ситуации и выражению вашего лица ребенок догадывается, что вы сказали нечто одобрительное. Потом вы предлагаете ребенку поменяться местами (он будет показывать, а вы или кто - нибудь другой – подражать), упражнение оборачивается к ребенку новой, более привлекательной стороной. Учите его быть внимательным, замечать ваши ошибки, исправлять их. Если в качестве “ученика” выступаете вы сами или кто-либо из взрослых, объясните им, что нужно почаще “ошибаться”, предоставляя тем самым ребенку возможность исправлять нарушения. Тогда это будет упражнением не только в подражании, но и в развитии внимания. Долго задерживаться на подражании отдельным знакам не рекомендуется. Как только ребенок с вашей помощью или сам сможет воспроизводить 5–6 знаков, переходите к обучению его подражанию слову, сказанному дактильно. Значение слова, сказанного пальцами, сделает усвоение знаков более осмысленным для ребенка и будет стимулировать у него интерес к узнаванию знаков, облегчит их запоминание, ускорит процесс овладения речью.

Например, ребенок научился подражать движениям пальцев и легко показывает знаки а, н, д, и. Используйте это умение, чтобы не просто дать ему эти знаки для упражнения в подражании, а научить его слову, которое можно составить из дактильных знаков и которое может уже иметь для ребенка смысл. Так, передавая ребенку игрушку, одежду, предварительно покажите уже знакомые ему знаки н, а – на, а желая получить от него что-либо, покажите дай. Теперь показывайте знаки уже не раздельно, а слитно. Вы ведь знаете, как нужно дактилировать слово? Благодаря этому сочетание знаков приобретет для ребенка значение.


Категория: Блоги | Добавил: oksana220174
Просмотров: 83 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог