Особенности музыкально-ритмических танцевальных движений у старших дошкольников
Музыкально-ритмические танцевальные движения (ритмика) - один из видов музыкальной деятельности, который помогает детям полюбить музыку, совершенствовать мышление, формировать эмоциональную сферу. На музыкальных занятиях используются несколько видов музыкально-ритмической деятельности:
• Упражнения – на различный характер и способ движения, на развитие гибкости и пластичности, точности, ловкости, координации рук и ног, с предметами и без них.
• Имитационные движения – образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, его настроение и состояние (в природе, в настроении человека или животного, в вымышленной игровой ситуации).
• Развитие умений ориентироваться в пространстве – самостоятельно перестраиваться в круг, несколько кругов, в шеренгу, в колонны, становиться в пары друг за другом, выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, «ручеёк» и др.).
• Танцевальные движения – элементы народных плясок, детского бального танца, хороводов, современных танцев.
Как пишет А.И. Буренина: «Музыкально-ритмические танцевальные композиции отличаются:
• по характеру – в зависимости от характера музыки – шуточные, лирические, весёлые, торжественные и т.д.;
• интенсивности – в зависимости от темпа музыки и динамичности двигательных движений;
• степени сложности – определяется как характеристикой музыкального произведения, так и составом двигательных упражнений». [1, 15].
Развитие ритмики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, чем старше становится ребёнок – тем сложнее музыкальное произведение и двигательные упражнения.
Рассмотрим возрастные двигательные возможности детей старшего дошкольного возраста.
Как пишет Э. П. Костина: «На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребёнка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть.
Дети этого возраста имеют достаточный запас танцевальных умений. Они свободно ориентируются в пространстве, легко выполняют основные движения.
Большинство детей с удовольствием включаются в свободные пляски; любят придумывать свои движения.
Однако возможности ребят шестого года жизни ещё несколько ограничены: в движениях нет необходимой пластичности, выразительности»
[3, 111].
Исходя из возрастных двигательных особенностей детей шестого года жизни, педагог ставит следующие задачи:
1. Развивать у детей художественное восприятие музыки и движений (упражнений, танцев, хороводов) детского народного, бального и современного репертуара.
2. Продолжать формировать объём музыкально-двигательных представлений.
3. Продолжать формировать музыкально-эстетический вкус в процессе восприятия музыки и движений:
• музыкально-эстетическую потребность в процессе освоения и исполнения упражнений, танцев, хороводов;
• эстетические эмоции в процессе восприятия и исполнения;
• творческое воображение при восприятии и исполнении танца, игры и т. д.
• основы эстетической оценки танца, игры; формировать основы эстетического вкуса.
4. Учить различать виды музыкально-ритмической деятельности - упражнения, танцы, хороводы, игры.
5. Развивать умение передавать характер и образ музыки через движения.
6. Совершенствовать умение смены движений в связи с 2-х, 3-х частной формой произведения. Чётко начинать движения под музыку и заканчивать вместе с ней.
7. Развивать музыкально-сенсорное восприятие:
• смена движений в зависимости от характера музыки;
• темпа;
• ритмического рисунка (например, чередование двух и трех хлопков);
• динамики;
• тембра различных клавишных, скрипичных, духовых, ударных и народных инструментов.
8. Обогащать опыт детей новыми движениями:
• поскоки с высоким подъёмом ног и мелкие поскоки;
• ходьба гусиным шагом;
• «метёлочка», «ковырялочка», «присядка», движения с захлёстыванием ног назад и другие виды народных движений;
• шаг польки и менуэта из детских бальных движений;
• современные эстрадные движения.
9. Продолжать воспринимать ориентировку в пространстве – различные виды перестроений (из пар в тройки и по одному), перестроения из колонны в круг и т. д. [3, 111,112].
О возрастных двигательных особенностях детей седьмого года жизни Э.П. Костина говорит так: «На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку, - они становятся лёгкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими изящно и грациозно.
В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки.
На седьмом году жизни у детей уже имеется большой объём музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.
Сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, танцами. Дети стремятся согласованно двигаться в парах, хороводе.
Ребёнок инициативен и активен в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец, а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках» [3, 143,144].
Исходя из возрастных двигательных особенностей детей седьмого года жизни, педагог ставит следующие задачи:
1. Развивать музыкально-эстетическое восприятие танцевального и игрового репертуара разного характера и содержания.
2. Формировать музыкально-двигательные представления: побуждать запоминать. Называть наиболее воспринимаемые в течение года танцы, хороводы, игры.
3. Развивать музыкально-эстетическое мышление в процессе восприятия музыкально-ритмического репертуара:
• узнавать и знать произведения и написавших их композиторов;
• уметь сравнивать характер, содержание, средства музыкальной выразительности различного танцевального и игрового репертуара;
• развивать воображение в процессе музыкально-игрового и танцевального творчества;
• формировать у ребёнка музыкально-эстетический вкус.
4. Развивать целостное восприятие музыкально-ритмического репертуара:
• уметь различать виды – упражнения, игры, танцы;
• воспринимать, различать и сравнивать эмоционально-образное содержание музыки и движений в различных частях;
• характер и различные оттенки настроения;
5. Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие, слышать изменения и передавать их посредством движений:
• характера и его оттенков (например, музыка весёлого характера – радостная, задорная, игровая, озорная, шутливая, смешная, забавная, танцевальная, солнечная, улыбающаяся);
• смену разнообразного темпа, чувствовать ускорения и замедления;
• динамики (тихо, громко, крещендо, диминуэндо);
• различные ритмические рисунки;
• тембров симфонического и народного оркестров.
6. К изученным в более ранних возрастах движениям добавить:
• хороводный шаг с движением по «цепочке»;
• шаг с притопом на месте;
• приставной шаг с приседанием;
• переменный шаг;
• положение рук в народной пляске – подбоченившись; руки скрещены на груди; руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисть открыта;
• различные эстрадные современные движения.
7. Учить детей воспринимать и понимать ориентировку в пространстве: различные формы перестроений и их моделирование.
8. Содействовать творческой самостоятельной активности ребёнка в оценке воспринятого музыкально-ритмического репертуара, в придумывании своих движений и маленьких музыкально-ритмических миниатюр [3, 144,145].
Т.И. Суворова так характеризует развитие музыкально-ритмических танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста: «Характерной особенностью детей старшей группы является стремление к большей самостоятельности в танцах, к правильности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. В старшей группе обучение танцам имеет целенаправленный характер, например, изучение определённого движения, необходимого в танце. Дети старшего возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец своё дополнение. Совершенствуется умение отражать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, у них лучше развита координация движений. Музыкальный репертуар и движения детей усложняются. Дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и трёхчастную, вариационную), музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей слышать различный темп (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Большое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления дошкольников (дети самостоятельно перестраиваются в большие и маленькие круги, в колонны и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических танцевальных движений, большое внимание нужно уделять умению детей двигаться свободно, непринужденно, легко и чётко.
Но следует подчеркнуть, что овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми. Поэтому, в случае необходимости, нужно работать с некоторыми индивидуально или маленькими группами.
Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует накоплению представлений, впечатлений и их систематизацию. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и легко двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Выполняя задание, дети учатся передавать различный характер движений в зависимости от характера музыки. В этом возрасте дети могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой, необходимо подбирать музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Возможна разная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют её характер, части, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность, выразительность и красоту исполнения.
Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его» [5, 5,6].
Формирование индивидуальной музыкальной культуры и через неё воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Как пишет О.П. Радынова: «Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы» [4, 7].
Т.Н. Девятова говорит: «Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений» [2, 6].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально-ритмические танцевальные движения формируют всесторонне развитую личность.
Занятия ритмикой способствует физическому укреплению детей – формированию правильной осанки, укреплению мышц спины и суставов, постановке дыхания; психологическому комфорту и развитию эмоциональности; развитию эстетического вкуса; психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления; помогают раскрыть характер и индивидуальность каждого ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: Учебно-методическое пособие по программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»/ А.И. Буренина. - Санкт Петербург, 1994. – 126 с.
2. Закон Р.Ф. «Об образовании» от 10.06.09. №3266 (с изменением и дополнениями).
3. Метлов Н.А. Музыка детям: Пособие для воспитателей и муз. руководителя дет. сада / Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации / О.П. Радынова. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 80 с.
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Р.Ф. от 01.07.95. № 677.
|