Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Эстетическое воспитание


Из опыта работы «Овладение детьми дошкольного возраста графическими техниками рисования»

СКАЧАТЬ (2.27 Mb) 13.10.2012, 16:17
Игошкина Роза Михайловна
преподаватель изобразительной деятельности, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 146 "Калинка"
Игошкина Роза Михайловна
преподаватель изобразительной деятельности
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с № 146 «Калинка» г. Тольятти

Наш детский сад работает по программе «Развитие» Венгера. Эта программа дает нам возможность работать над рисунком максимально долго, как в художественной студии. И мы учим детей доводить свою работу до конца.
На занятиях изодеятельности наши воспитанники осваивают техники рисования простыми и цветными карандашами, пастелью, фломастерами, тушью-пером, гелевыми ручками, объемными красками и др. Эти техники довольно трудоемки для детей дошкольного возраста, но наши ребята хорошо справляются с ними.
Многие графические материалы (масляные пастели, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ручки) мы предлагаем ребятишкам уже со средней группы.

Цель: Расширять представление детей о многообразии художественных материалов, закреплять приемы рисования данными материалами.
Развивать ручную умелость, творческое воображение. Воспитывать старательность, аккуратность, усидчивость.

Сначала на небольших по размеру листах бумаги дети учатся закрашивать какие-либо фигурки или плоскости в определенную сторону, стараясь не выходить за пределы контура. Затем дети рисуют фигурки животных, людей, здания и закрашивают их тем или иным графическим материалом. За одно занятие (10-15 минут) ребенок обычно успевает заполнить ручками или карандашами площадь рисунка примерно 5 на 5 см. А чтобы разукрасить весь рисунок, да еще с фоном, потребуется не менее 15 занятий. И наши ребятки с большим желанием продолжают свои работы.

Методика работы с детьми на таких занятиях строится по такому признаку:
1. Сначала мы проводим небольшую беседу о предмете рисования, рассматриваем его на различных наглядных материалах (открытках, иллюстрациях, альбомах, детских рисунках прошлых лет и т.д.)
2. Напоминаем о правилах компоновки изображений на листе (главные фигурки, основные предметы в центре листа, а дополнительные - в остальных частях листа)
3. Предлагаем начинать работу над композицией простым карандашом. Если же ребенок предпочитает технику масляной пастели, то карандашный набросок не желателен, т.к. эти мелки толстоваты, и ими трудно прокрашивать небольшие поверхности. В этом случае дети сразу приступают к работе пастелью.
На компоновку изображений обычно требуется от одного до трех занятий (иногда дольше, если ребенок прорисовывает много деталей или декоративных элементов, и если работа выполняется на формате А2)

4. Затем дети приступают к цветовому решению рисунка. У каждого ребенка свой темп работы графическим материалом: кто-то работает быстрее, кто-то медленнее. Мы уделяем особое внимание культуре и технике рисования, иначе выразительных и аккуратных работ у детей не будет.
С этой целью и для развития и укрепления мелкой моторики пальцев, ориентировки на плоскости листа мы предлагаем детям дидактические игры: «Дорога для машин»
«Трудные виражи»
«Линии с характером»
«Поиграем в лабиринт»
«Вниз по волшебной реке»

Развивающие и дидактические игры:

1. На штриховку (горизонтальную, вертикальную, наклонную, полукруглую, короткую и длинную, частую и на некотором расстоянии друг от друга…): «Ежик и елочка»
«Травка для зайца»
«Сказка про дождик»
«Почини забор»
«Нарисуем зубную щетку для Кати»
«Как у нашего кота шубка очень хороша»
«Шубка для барашка» и др.

2. Точечный рисунок (заполнение формы точками: частыми или редкими, толстыми или тонкими, одним цветом или несколькими, теплыми или холодными…): «Зернышки для птичек»
«У кого больше веснушек?»
«Зернышки для цыплят и орешки для
белочки»
«Снег идет»
«Чей песок красивей?»

3. Рисование увиденных ранее или придуманных самими детьми элементов графического изображения (завитки, кружочки, черточки, волнистые линии, галочки, цветочки, сердечки, снежинки, звездочки, …и заполнение ими определенных плоскостей): «Укрась платочек»
«Похоже-непохоже»
«Нарисуй похожий элемент»
«Магазин кружев»

Рисование с детьми масляной пастелью.

Со средней группы (4-5 лет) мы предлагаем детям масляную пастель. По сравнению с восковыми мелками пастель более яркая, мягкая, лучше ложится на бумагу. В начале учебного года дети еще только учатся закрашивать поверхности (например платье), стараясь не выходить за пределы контура, а со второй половины года они уже могут украсить такое платье узорами (цветочками, полосками, клеточками). В старших и подготовительных к школе группах ребята очень хорошо владеют техникой масляной пастели: смешивают их для создания нужного оттенка, контраста, сочетают с восковыми мелками. Изумительно нежные рисунки получаются при работе сухими пастелями на специальной бумаге. Но ими могут работать не все, а очень аккуратные, усидчивые дети.

Цель: Создание ярких, выразительных рисунков. Совершенствование технических приемов и способов работы данным материалом. Развитие чувства цвета, меры. Воспитание художественного вкуса, любви к рисованию.

Материалы: листы бумаги формата А3, А2, масляная пастель, восковые мелки.

Порядок выполнения работы:
Дети начинают рисовать сразу пастелью, без предварительного прорисовывания изображений простым карандашом. Данная техника максимально приближена к технике работы гуашью, имеет те же возможности для смешивания, растяжки, перекрашивания и осветления цвета, но удобнее тем, что не течет. Дополнительную выразительность рисунку может придать выбирание пастели палочкой или стекой в нужных местах, например, веточки деревьев в прорисованной кроне, локоны волос и т. д. Хорошо сочетается пастель с восковыми мелками



Рисование гелевыми ручками.

Эту технику мы тоже начинаем использовать с детьми со средней группы.
Но она особенно любима детьми подготовительных к школе групп, потому что дает максимальную возможность четкого изображения фигур и предметов. Пастельные карандаши толстоваты для прорисовки мелких деталей, при работе с тушью и пером нельзя просто закрашивать поверхности, а гелевые ручки позволяют избегать этих трудностей, поэтому чаще всего дети выбирают для своей работы именно эту технику. И рисунки, даже больших размеров (А2), получаются великолепными.

Рисунки, выполненные гелевыми ручками.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, точность движений, умение правильно держать ручку. Совершенствовать технику штриховки. Развивать художественный вкус, мышление. Воспитывать старательность, усидчивость, терпение.

Материалы: листы белой и цветной бумаги, простой карандаш, гелевые ручки.

Порядок выполнения работы:
После того, как завершается композиционная проработка рисунка, дети приступают к цветовому решению. Используются цветные гелевые ручки, дополнениями к ним могут быть цветные карандаши, цветная и черная тушь, акварельные и объемные краски. Дети могут рисовать на белой, тонированной или цветной бумаге. В данном виде работ существует возможность постоянно корректировать, изменять, добавлять какие-либо детали, украшения, так как рисунок выполняется долго, а за это время ребенок может изменить свой первоначальный замысел.

В старшей группе (5-6 лет) пальцы рук у детей тверже, гибче, более управляемы, и, соответственно, более умелы. Дети в этом возрасте начинают осваивать тушь и перо.

Рисунки, выполненные тушью и пером.

Цель: раскрыть художественную выразительность техники туши и пера, показать многообразие декоративных элементов, позволяющих украсить то или иное изображение. Прививать художественный вкус, чувство ритма, развивать воображение. Закреплять навыки работы пером. Воспитывать аккуратность, осмотрительность, старательность.

Материалы: листы бумаги формата А3, тушь черная, цветная, перья (№1, 2, 3), влажные салфетки для вытирания пера, простой карандаш.

Порядок выполнения работы:
Сначала обводят по карандашному контуру небольшие силуэты, уделяя особое внимание нажиму (не сильно), на положение пера и тому, как скользит перышко (плавно, легко, не скрипя, не царапая бумагу). Потом пробуют заполнять полученные силуэты различными элементами (точками, черточками, кружочками т.д.) Чтобы у детей не появилось стереотипов изображений (например, волосы рисуются только черточками или линиями), необходимо показывать различные варианты заполнения таких поверхностей
( волосы могут быть нарисованы и кружочками-кудряшками, и волнистыми линиями, и точками, и завитушками…). Для развития фантазии хорошо использовать в качестве демонстрационного материала образцы кружев, тюлей. При рассматривании различных переплетений и узоров дети учатся искать новые элементы для украшения своих изображений. Также они сочетают в своей работе перья разной толщины, используют акварельные краски, цветные карандаши, гелевые ручки.

Следующим этапом освоения техники туши и пера является передача выразительности образа через контраст. Как бы идеально не были заполнены поверхности предметов или фигур графическими элементами, но если все это будет смотреться серо и однотонно, то выразительным такой рисунок не будет. Необходимо научить детей вводить контраст путем более интенсивного заштриховывания, заполнения элементами какой-либо поверхности (кучнее, гуще, чем соседнюю и т.д.)

4. Игры на освоение понятия «контраст»: «Подбери пару»
«Разведчики»
« Дом мод»
«Прятки»

Дети подготовительных к школе групп (6-7 лет) очень уверенно, художественно грамотно владеют графическими техниками и с удовольствием приступают к новой работе. Тушь и перо, гелевые ручки, цветные карандаши, фломастеры, пастель - это наиболее излюбленные техники наших ребят, несмотря на их длительное и трудоемкое выполнение. На завершение таких работ в формате А2 уходит порой 1-2 месяца, а то и больше. Но полученные результаты превосходят все ожидания.

Очень понравилась нашим выпускникам техника рисования объемными и витражными красками. Мы использовали для этого и пентапринт (прозрачную пленку), и бумагу, и ткань.
Эта техника требует скрупулезности, осмотрительности, аккуратности (чуть сильнее надавишь на пузырек - вытечет вся краска!), но и дает много новых выразительных возможностей для творчества. Такие рисунки похожи и на вышивку, и на кружево, и на плетение, и на поделку из бисера, …

Рисунки, выполненные витражными и объемными клей – красками

Цель: Поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности. Расширять представление о многообразии художественных материалов. Совершенствовать приемы декоративного оформления изображений данными видами красок. Развивать воображение, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, умение планировать свои действия.

Материалы: простой карандаш, клей – краска, витражная краска, лист бумаги формата А2, ткань.

Порядок выполнения работы:
Сначала наносится на лист бумаги или ткань рисунок карандашом. Затем плоскости изображений заполняются красками: в виде прямых и волнистых линий, точек, кружочков, цветочков и т.д. в зависимости от воображения ребенка. Чем больше он просмотрел варианты изображений декоративных элементов, тем выразительнее получится его собственный рисунок. При необходимости дети всегда могут обращаться к демонстрационному материалу: образцам декоративных элементов, фрагментам узоров и др.
Обогатить рисунок можно гелевыми ручками, цветными карандашами, фломастерами, цветной и черной тушью.

Рисунки, выполненные простым карандашом.

Цель: Развивать художественные способности детей. Совершенствовать навыки штриховки, способы растяжки тона. Добиваться выразительности рисунка за счет контраста белого, серого и темного. Учить детей пользоваться карандашами разной твердости. Воспитывать культуру рисования простым карандашом, целеустремленность, терпение и выдержку.

Материалы: простые карандаши:
листы бумаги А4-А2, ластик

Порядок выполнения работы:

Знакомство детей с простыми карандашами: они бывают твердые и мягкие (ребята пробуют рисовать ими). Какими легче рисовать?
Какие больше пачкают лист при растирании пальцем? Какие легче стираются ластиком? Такие исследовательские задания помогают детям узнавать свойства карандашей, их изобразительные возможности и последовательность использования в работе.
Далее необходимо научить детей основным правилам работы простым карандашом: сначала прорисовывать контуры желательно твердым карандашом, не нажимая на него сильно, затем штриховку продолжать карандашом средней твердости, а мягким карандашом завершать рисунок, придавая контраст, яркость и выразительность.
В качестве наглядного и демонстрационного материала целесообразно использовать репродукции, альбомы, открытки с изображением рисунков, набросков, зарисовок, выполненных в этой технике. Особое внимание детей обратить на красоту, культуру, тщательность выполнения штриховки, показать, что очень важную роль в этом играет хорошо заточенный карандаш. Необходимо приучать ребят вовремя отдавать свои карандаши на заточку.

Рисунки, выполненные цветными карандашами.

Цель: Научить детей приемам работы цветными карандашами. Развивать моторику пальцев, амплитуду движений кисти руки. Совершенствовать цветовое восприятие и художественный вкус.
Воспитывать любовь к рисованию, старательность.

Материалы: листы бумаги формата А3-А4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

Порядок выполнения работ:
После композиционного наброска простым карандашом дети приступают к цветовому решению своего рисунка. Цветные карандаши дают превосходный эффект детской работе, особенно, когда используются несколько цветов или оттенков для украшения изображения. Также ребята учатся растяжке цвета (от темного к светлому и от светлого к темному). Эта техника, как и предыдущие, требует от детей равномерности штриховки, точности, аккуратности, хорошо сочетается с гелевыми ручками, тушью и пером, фломастерами.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые работы наших воспитанников, выполненных в разных графических техниках:









Категория: Эстетическое воспитание | Добавил: RosaIgoshkina
Просмотров: 4477 | Загрузок: 215 | Рейтинг: 4.4/5

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог