Морозова Людмила Петровна
методист отдела эстетического воспитания МУДО «Дворец детского творчества»
Мордовия, г. Саранск
Педагогические условия воспитания эстетического интереса у детей в дополнительном образовании
В наше современное время в век интернет – технологий человечество озабочено множеством проблем. Но мы не должны забывать о том, что приобщая ребёнка к искусству можно воспитать в нём разностороннюю развитую личность. Дополнительное образование создаёт все условия для воспитания эстетического интереса, у детей начиная с дошкольного возраста.
Искусство как главное средство эстетического воспитания связано с образным познанием жизни. Ребёнок приобретает опыт только в активной деятельности – это и даёт ему разностороннее развитие.
Всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Учреждения дополнительного образования призваны выполнять эту задачу. Если у дошкольника проявляется талант в одном виде художественной деятельности, то приобщение его к другим искусствам обогатит и его личность в целом, и его способности.
Педагог должен поставить перед собой задачи обучения детей изобразительной деятельности. Именно воспитание эстетического интереса является одной из главных задач обучения. Педагогу дополнительного образования важно поддерживать стремление ребёнка видеть образ, поддерживать радость ребёнка от достижений, стимулировать образное видение.
Следующая важная задача научить ребёнка умению рассматривать предмет явления, то есть формировать восприятие, чувственное познание предметов окружающего мира.
Только комплексный подход воспитания эстетического интереса, учитывая возрастные и индивидуальные возможности, приведут к разностороннему развитию ребёнка.
Все компоненты эстетического воспитания тесно взаимодействуют.
Первый основной компонент - способность эмоционального переживания. Ребёнок, увлекаясь художественной деятельностью, чувствует, входит в художественный образ, воображает ситуацию.
Второй компонент эстетического отношения к искусству - способность ребёнка самому усваивать художественный опыт, самостоятельно находить пути решения в конкретных ситуациях.
Третий компонент - специально художественные и творческие способности, развивающиеся в процессе усвоения способов деятельности, восприятия, исполнительства и творчества.
Именно на систематических занятиях по художественной деятельности осуществляются все задачи эстетического воспитания. У детей развивается эстетический интерес, восприимчивость к произведениям искусства, способность к эмоциональному переживанию. Педагог может использовать на занятии музыку, чтение стихов, показ иллюстраций.
Но самое главное, что на художественных занятиях искусство вызывает у детей яркие, запоминающиеся переживания, всесторонне обогащающее их личность.
Задачи по воспитанию эстетического интереса у детей решаются в программе дополнительного образования детей изостудия «Радуга». В программе «Радуга» работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по трём самостоятельным направлениям: рисованию, лепке, аппликации.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:
• развитие интереса к различным видам искусства;
• развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;
• формирование художественно - образных представлений и мышления, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
• приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Полноценная воспитательная работа в программе изостудии «Радуга» построена только на основе накопленного у детей опыта. Чтобы добиться успеха в эстетическом развитии детей программа изостудии «Радуга» должна быть направлена:
- на формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам, произведениям изобразительного искусства;
- на понимание того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определённое настроение;
- на внимание детей, именно на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор.
В программе изостудии «Радуга» художественно - эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно - эстетической деятельности. Оно направленно на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащения его духовного мира, развития воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Искусство сопровождает жизнь ребёнка в разных условиях и усиливает воспитание эстетического интереса к окружающему. Вот почему так важно определять пути и методы воспитания интереса в процессе приобщения детей к искусству.
Таким образом, воспитание эстетического интереса является одной из задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития, целостность эстетического воспитания и развития, совокупность всех средств воспитания и форм организации художественной деятельности ребёнка при руководящей роли взрослого.
|