Морозова Людмила Петровна
педагог дополнительного образования МУДО «Дворец детского творчества»,
Мордовия, г. Саранск
Предметный мир как условие развития
художественной деятельности
Социальная среда, в том числе предметный мир, несомненно, влияют на художественное развитие детей. Формирование психических действий (особенно связанных с художественными переживаниями) проходит эффективнее, если сложные свойства воспринимаемых и воспроизводимых явлений моделируются. Действия с предметами как бы материализуют эстетическое отношение ребёнка к искусству.
Во время занятий по изобразительной деятельности детей должны окружать предметы, содействующие художественной практике ребёнка. Они должны не только отвечать эстетическим требованиям, но и стимулировать детей к посильному художественному преображению ближайшего окружения, к активной практической деятельности.
Когда применяется термин «предметная среда», то имеется в виду пространство, на котором происходит художественная деятельность, и материалы, пособия, предметы, позволяющие детям осуществлять свои художественные замыслы.
Организация пространственной среды для художественной деятельности - сложный вопрос, требующий практического решения. Во-первых, это оснащение кабинета мебелью. В кабинете изостудии «Радуга» имеются столы, индивидуально для каждого ребёнка, наклон которых можно регулировать, сбоку подставка для художественных предметов. Детям очень нравятся эти столы, они любят за ними заниматься. В кабинете также имеются шкафы и полки. На полках стоят демонстрационные материалы, лучшие детские работы по лепке. Конструкция полок позволяет ставить работы разных размеров, менять демонстрационные образцы - выглядит экономно и эстетично.
Дети с интересом рассматривают изделия, у них возникает желание заняться художественной деятельностью. Стены изостудии разбиты на три зоны: зона живописи, зона композиции, зона росписи по дереву. У детей и родителей есть возможность одновременно ознакомиться со всеми направлениями, по которым работает изостудия «Радуга». Экспозиция в этих зонах постоянно меняется. Внесение новых образцов в предметную среду оживляет детей и вызывает интерес к различным видам художественной деятельности.
Преобразуя предметно-пространственную среду интерьера изостудии «Радуга», мы учитывали возрастные особенности детей.
Изобразительная деятельность детей успешно развивается и протекает в педагогически обдуманной предметной среде при условии ознакомления детей с назначением этой среды. В этих условиях дети имеют возможность разносторонне и качественно проявлять свои художественные способности, чему немало помогает художественно-образное оформление предметной среды.
Предметная среда должна содержать в себе одновременно как наглядно-информационный материал обогащения художественного восприятия детей, так и комплект оборудования, материалов и принадлежностей, составляющий оснащение продуктивной деятельности. Синтетические формы изобразительной деятельности, например, совмещение рисования, аппликации, лепки требуют соответствующей организации пространства материального оснащения – комбинированных (трансформирующихся) типов планировок с помощью специальных приспособлений, а также типов оборудования, способствующих развёртыванию разносторонней художественной деятельности.
Кабинет должен быть удобен для любой художественной деятельности, иметь привлекательный вид, художественно-образное решение, по возможности игровой, занимательный характер. Предметное оснащение деятельности должно быть максимально доступно детям по способу овладения.
Художественная деятельность развивается у детей успешнее, чем лучше организованна предметно-пространственная среда. Если педагог использует более широкий ассортимент материалов на занятиях, то, соответственно, обогащает изобразительную деятельность детей. На занятиях нужно использовать не только гуашь, акварель, но и темперу, рельефную пасту, тушь, цветную пастель. Кроме освоения новых, незнакомых предметов дети открывают для себя новые возможности образного воплощения замысла.
Своё воздействие оказывают на детей выставки, которые организуются в течение года в кабинете и в фойе Дворца детского творчества. Это тематические выставки: «Золотая осень», «Морозные узоры», «Весенняя капель».
Задача педагога дополнительного образования - создать каждому ребёнку благоприятные условия для развития, находя для этого дифференцированный подход.
|