Формирование изобразительных умений
детей младшего дошкольного возраста
c помощью техники рисования песком на световом столе.
Авторы: Березкина О.Н., Курашова Е.Ю.
Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Дети в этом возрасте проявляют любознательность, познавательную активность.
Необходимо поддерживать и развивать эти качества у детей через создание специальных условий. Одним из таких условий может быть световой стол для рисования песком.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Техника рисования песком на светом столе это интересная и эффективная форма взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.
Рисование песком на световом столе поможет активизировать интерес детей к художественно-эстетической деятельности, в процессе которой у детей младшего дошкольного возраста будут формироваться изобразительные умения.
МБДОУ «Детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г. Арзамаса Нижегородской области широко применяют в своей практике световой песочный стол. Так во второй младшей группе №9 воспитатель высшей квалификационной категории Березкина О.Н. и воспитатель первой квалификационной Курашова Е.Ю. создали условия для освоения детьми свойств и возможностей песка как изобразительного материала. Педагоги используют световой песочный стол для развития интереса детей к участию в образовательных ситуациях, развития желания рисовать песком на световом столе, формирования умения создавать простые изображения песком на световом столе.
Опираясь на содержание основной образовательной программ по разделу развитие продуктивной деятельности и детского творчества, были выделены основные изобразительные умения, которые необходимо сформировать у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования песком на световом столе, а именно развитие умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна; знакомство со способами изображения простых предметов, проведение разных прямых линий в разных направлениях; знакомство со способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий; знакомство со способами создания изображения дуги, изображения игрушек на основе округлых и вытянутых форм; развитие умения передавать общие признаки и некоторые детали предметов, относительное сходство по форме; формирование умения строить простейшею композиции. Исходя из этого был разработан перспективный план, и в соответствии с перспективным планом раз в неделю были организованы игровые ситуации. Игровые задания были подобраны с учетом принципа от простого к сложному.
Для реализации деятельности по формированию изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста через рисование песком на световом столе была пополнена развивающую предметно-пространственную среду изобразительными материалами и инструментами. Это цветной песок для светового стола, кисти, шприцы кондитерские, трафареты, массажные мячи, ситечки. Картотека картинок-заданий. Медведь Мишутка с рюкзаком.
Освоение детьми техники рисования песком проходит поэтапно.
Первый этап. Это экспериментирование с песком. Дети знакомились со свойствами песка, рассматривали, проверяли, какой он сыпучий, пересыпали песок с одной ладошки на другую, скользили ладошками по песку зигзагообразно, круговыми движениями, вперед-назад. Выполняли движения ребрами ладоней. Набирали песок в ладошки и высыпали его тонкой струйкой на стол.
Помогал знакомить детей со световым песочным столом игровой персонаж медведь Мишутка, появление которого нацелено на создание эмоциональной обстановки и для поддержания интереса на протяжения всей деятельности.
Игровой персонаж также познакомил детей с правилами поведения с песком: нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других и брать его в рот, после игры нужно помочь Мишутке убрать игрушки на свои места, после игры в песке нужно помыть руки.
Второй этап. Рисование песком на световом столе. Традиционно для активизации внимания к детям приходит медведь Мишутка. За плечами у него рюкзак, в котором рисунок-задание. Ребята отгадывают загадку и Мишутка достает из рюкзака рисунок. Дети рассматривают рисунок, отмечают цвет, форму, размер. Далее игровой персонаж приглашает их к световому столу, где предлагается решить проблемную ситуацию. Например, на яблоне у Мишутки есть яблоки, а на нашей яблоне - нет, поэтому принимается решение их дорисовать.
Следует отметить, что работа ведется индивидуально или маленькими подгруппами по 2-4 человека. В это время остальные дети могут выполнить рисунок на бумаге карандашами. Мишутка предлагает им изобразительные материалы и заготовки для дорисовывания из своего волшебного рюкзака.
Выполнив задание на световом столе, ребята уступают место другим заинтересованным детям. Таким образом, в рисование песком на световом столе может поучаствовать максимальное количество детей.
Медведь Мишутка оценивает работу ребят, хвалит их и уходит готовить новое интересное задание.
Как уже было сказано ранее, задания были подобраны по принципу от простого к сложному. Изначально дети рисовали прямые вертикальные линии одним пальцем, потом одновременно двумя пальцами, далее прямые горизонтальные линии, наклонные линии, линии в разных направлениях, спиралеобразные линии, круги. Детям предлагалось дорисовать шнурки к шарикам
Освоив простые приемы, дети переходили к более сложным, таким как втирание ладонью, ребром ладони, кулачком, насыпание из кулачка и пальцев.
К концу учебного года младшие дошкольники освоили основные приемы техники рисования песком. Они уже не дорисовывают, а сами выполняют изображение, использует одновременно несколько приемов. Могут составить элементарную композицию, например, нарисовать несколько цветов рядом.
На третьем этапе дети знакомились с изобразительными инструментами, экспериментировали, какое изображение получается при использовании того или иного инструмента.
Таким образом, пересыпая песчинки из одной руки в другую, рассыпая их, чертя пальчиком полосы на стекле, ребенок задействует все нужные для развития точки на руках и пальчиках, и к тому же, «сеанс песочного искусства» обеспечивает заряд положительных эмоций. Развивается мелкая моторика, снимается психоэмоциональное напряжение.
Важное условие эффективности работы - сотрудничество с родителями. Родители были ознакомлены со спецификой деятельности по использованию светового песочного стола для развития изобразительных умений на родительском собрании. В течении года для приобщения родителей к реализации деятельности были использованы папки-передвижки «Рисуем песком», «Роль пескографии в развитии ребенка», «Дидактические игры по изобразительному искусству», «Игры с песком – лучшее развлечение для детей», буклет «Чудеса на песке», информационные листы «Что такое пескография», «Игры с песком». Мастер-класс для родителей «Раз песчинка, два песчинка – получается картинка».
С целью определения результативности деятельности по формированию изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе наблюдения определялось, как дети выполняют штрихи, линии, пятна, проводят линии в разных направлениях, рисуют дуги, геометрические фигуры.
Результаты на начало года и на конец года представлены в сводной таблице.
Таким образом, рисование песком на световом столе способствует развитию не только изобразительных умений, но и развитию мелкой моторики, пространственного мышления и коммуникативных навыков. Данный вид рисования - один из самых необычных способов выполнения изображений, поэтому дети с интересом выполняют задания и с увлечением рисует элементарные изображения песком на световом столе.
Литература
1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М.: ИНТ, 2010 – 94 с.: ил.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
4. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
|