Сегодня: 22.04.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Эстетическое воспитание


Статья "Формирование изобразительных умений детей младшего дошкольного возраста c помощью техники рисования песком на световом столе"

СКАЧАТЬ (22.3 Kb) 15.03.2021, 21:01
Березкина Ольга Николаевна
воспитатель, МБДОУ д/с №51
Формирование изобразительных умений
детей младшего дошкольного возраста
c помощью техники рисования песком на световом столе.
Авторы: Березкина О.Н., Курашова Е.Ю.

Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Дети в этом возрасте проявляют любознательность, познавательную активность.

Необходимо поддерживать и развивать эти качества у детей через создание специальных условий. Одним из таких условий может быть световой стол для рисования песком.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Техника рисования песком на светом столе это интересная и эффективная форма взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.

Рисование песком на световом столе поможет активизировать интерес детей к художественно-эстетической деятельности, в процессе которой у детей младшего дошкольного возраста будут формироваться изобразительные умения.

МБДОУ «Детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г. Арзамаса Нижегородской области широко применяют в своей практике световой песочный стол. Так во второй младшей группе №9 воспитатель высшей квалификационной категории Березкина О.Н. и воспитатель первой квалификационной Курашова Е.Ю. создали условия для освоения детьми свойств и возможностей песка как изобразительного материала. Педагоги используют световой песочный стол для развития интереса детей к участию в образовательных ситуациях, развития желания рисовать песком на световом столе, формирования умения создавать простые изображения песком на световом столе.

Опираясь на содержание основной образовательной программ по разделу развитие продуктивной деятельности и детского творчества, были выделены основные изобразительные умения, которые необходимо сформировать у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования песком на световом столе, а именно развитие умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна; знакомство со способами изображения простых предметов, проведение разных прямых линий в разных направлениях; знакомство со способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий; знакомство со способами создания изображения дуги, изображения игрушек на основе округлых и вытянутых форм; развитие умения передавать общие признаки и некоторые детали предметов, относительное сходство по форме; формирование умения строить простейшею композиции. Исходя из этого был разработан перспективный план, и в соответствии с перспективным планом раз в неделю были организованы игровые ситуации. Игровые задания были подобраны с учетом принципа от простого к сложному.

Для реализации деятельности по формированию изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста через рисование песком на световом столе была пополнена развивающую предметно-пространственную среду изобразительными материалами и инструментами. Это цветной песок для светового стола, кисти, шприцы кондитерские, трафареты, массажные мячи, ситечки. Картотека картинок-заданий. Медведь Мишутка с рюкзаком.



Освоение детьми техники рисования песком проходит поэтапно.
Первый этап. Это экспериментирование с песком. Дети знакомились со свойствами песка, рассматривали, проверяли, какой он сыпучий, пересыпали песок с одной ладошки на другую, скользили ладошками по песку зигзагообразно, круговыми движениями, вперед-назад. Выполняли движения ребрами ладоней. Набирали песок в ладошки и высыпали его тонкой струйкой на стол.

Помогал знакомить детей со световым песочным столом игровой персонаж медведь Мишутка, появление которого нацелено на создание эмоциональной обстановки и для поддержания интереса на протяжения всей деятельности.
Игровой персонаж также познакомил детей с правилами поведения с песком: нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других и брать его в рот, после игры нужно помочь Мишутке убрать игрушки на свои места, после игры в песке нужно помыть руки.

Второй этап. Рисование песком на световом столе. Традиционно для активизации внимания к детям приходит медведь Мишутка. За плечами у него рюкзак, в котором рисунок-задание. Ребята отгадывают загадку и Мишутка достает из рюкзака рисунок. Дети рассматривают рисунок, отмечают цвет, форму, размер. Далее игровой персонаж приглашает их к световому столу, где предлагается решить проблемную ситуацию. Например, на яблоне у Мишутки есть яблоки, а на нашей яблоне - нет, поэтому принимается решение их дорисовать.
Следует отметить, что работа ведется индивидуально или маленькими подгруппами по 2-4 человека. В это время остальные дети могут выполнить рисунок на бумаге карандашами. Мишутка предлагает им изобразительные материалы и заготовки для дорисовывания из своего волшебного рюкзака.
Выполнив задание на световом столе, ребята уступают место другим заинтересованным детям. Таким образом, в рисование песком на световом столе может поучаствовать максимальное количество детей.

Медведь Мишутка оценивает работу ребят, хвалит их и уходит готовить новое интересное задание.

Как уже было сказано ранее, задания были подобраны по принципу от простого к сложному. Изначально дети рисовали прямые вертикальные линии одним пальцем, потом одновременно двумя пальцами, далее прямые горизонтальные линии, наклонные линии, линии в разных направлениях, спиралеобразные линии, круги. Детям предлагалось дорисовать шнурки к шарикам

Освоив простые приемы, дети переходили к более сложным, таким как втирание ладонью, ребром ладони, кулачком, насыпание из кулачка и пальцев.

К концу учебного года младшие дошкольники освоили основные приемы техники рисования песком. Они уже не дорисовывают, а сами выполняют изображение, использует одновременно несколько приемов. Могут составить элементарную композицию, например, нарисовать несколько цветов рядом.



На третьем этапе дети знакомились с изобразительными инструментами, экспериментировали, какое изображение получается при использовании того или иного инструмента.



Таким образом, пересыпая песчинки из одной руки в другую, рассыпая их, чертя пальчиком полосы на стекле, ребенок задействует все нужные для развития точки на руках и пальчиках, и к тому же, «сеанс песочного искусства» обеспечивает заряд положительных эмоций. Развивается мелкая моторика, снимается психоэмоциональное напряжение.

Важное условие эффективности работы - сотрудничество с родителями. Родители были ознакомлены со спецификой деятельности по использованию светового песочного стола для развития изобразительных умений на родительском собрании. В течении года для приобщения родителей к реализации деятельности были использованы папки-передвижки «Рисуем песком», «Роль пескографии в развитии ребенка», «Дидактические игры по изобразительному искусству», «Игры с песком – лучшее развлечение для детей», буклет «Чудеса на песке», информационные листы «Что такое пескография», «Игры с песком». Мастер-класс для родителей «Раз песчинка, два песчинка – получается картинка».

С целью определения результативности деятельности по формированию изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе наблюдения определялось, как дети выполняют штрихи, линии, пятна, проводят линии в разных направлениях, рисуют дуги, геометрические фигуры.

Результаты на начало года и на конец года представлены в сводной таблице.

 

Таким образом, рисование песком на световом столе способствует развитию не только изобразительных умений, но и развитию мелкой моторики, пространственного мышления и коммуникативных навыков. Данный вид рисования - один из самых необычных способов выполнения изображений, поэтому дети с интересом выполняют задания и с увлечением рисует элементарные изображения песком на световом столе.

Литература
1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М.: ИНТ, 2010 – 94 с.: ил.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
4. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.


Категория: Эстетическое воспитание | Добавил: gustine3112
Просмотров: 53 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
VII Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
V Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.04.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог