Сегодня: 17.01.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Физическая культура


Круговой поточно-дифференцированный метод проведения учебных занятий по физической культуре

· СКАЧАТЬ (160.00 kB) 30.01.2013, 09:19
Малявко Любовь Владимировна
Воспитатель по физической культуре, ГБОУ детский сад № 2562 ЗАО г. Москвы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы уровень здоровья детей в нашей стране резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Заболевания самые разные – от ограничений по зрению до астмы и сахарного диабета. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на занятиях по физической культуре.
Использование кругового поточно-дифференцированного метода при правильном планировании существенно повышает качество проведения занятий и усвоения программного материала занимающимися. Подбор упражнений хорошо увязывается с материалом занятий, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию детей дошкольного возраста, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. Конкретная направленность и комплекс включаемых в занятие упражнений, дозирование нагрузки зависят от возрастных особенностей детей и уровня их физической подготовленности. В результате применения кругового поточно-дифференцированного метода в учебном процессе растет охват обучаемых разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от достигнутого им уровня физического развития.
Анализ статистических данных (мониторинг показателей ежегодного контрольного осеннего и весеннего тестирования) подтверждают эффективность кругового поточно-дифференцированного метода. Там, где он внедрялся, у детей значительно повышался уровень развития основных физических качеств, твердое формирование двигательных умений и навыков.
Основная задача использования кругового поточно-дифференцированного метода на занятиях в дошкольных учреждениях – эффективное развитие двигательных качеств без жесткого лимита времени в строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств тесно связано с освоением программного материала. Поэтому на занятиях вводятся физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это способствует совершенствованию умений, входящих в учебный материал.
Этот метод как интегральная форма физической подготовки приучает детей к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.
Литература:
Е.Ю.Аронова, К.А.Хашабова. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. – М.: Школьная пресса, 2007.
Г.В. Беззубцева, А.М. Ермошина. В дружбе со спортом. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
А.С. Галанов. Игры, которые лечат. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2005.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. – Академия, 2002.
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
Л.И. Пензулаева. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми. – М.: Просвещение, 1988.
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Средняя группа. – ГНОМ и Д, 2000.

Спортивные и физкультурные сооружения. – М.: Физкультура и спорт. 1983.
Теория и методика физического воспитания. №№2,4,9. – М.: Физкультура и спорт. 1991.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение. 1999.

Физические занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1997.

Физкультура от 3 до 17 лет. "Центр инновации в педагогике”. – М.:1996.

Е.И. Янкелевич. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

Цель физической культуры при проведении занятий с детьми дошкольного возраста
Она заключается в необходимости создания фундамента физического здоровья, основ его кинезиологического потенциала. Специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями физических нагрузок, их интенсивности и форм реализации в тренировке.
Задачами физической тренировки являются:
1. Стимулируемое развитие кинезиологического потенциала дошкольника в онтогенезе.
2. Формирование у ребенка знаний, умений и навыков в области технологий сохранения, поддержания и укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
3. Повышение функциональных возможностей основных систем организма для предстоящего обучения в школе.
Содержание тренировочных воздействий на детский организм ¬¬– общая, специальная физическая, морально-волевая и другие виды подготовки при условии соблюдения режима дня, медицинского контроля, психолого-педагогического воздействия.
Применение традиционных форм и методов физического воспитания дошкольников до сих пор не ориентировано на профилактику отклонений от нормы и не способствует активному предотвращению функциональных нарушений, хронических заболеваний и достижению полноценного физического развития и подготовленности детей.
Основной формой современного процесса физкультурного воспитания дошкольников являются физкультурные занятия по типу тренировки.
Основой содержания физкультурной тренировки детей дошкольного возраста являются:
- традиционные средства и методики физического воспитания (комплексы общеразвивающих упражнений, их комбинации и связки; основные виды движений, их усложненные варианты; игровые задания и упражнения);
- современные инновационные средства и методы физического воспитания (круговая тренировка, средства и методы ритмической гимнастики, освоение базовых элементов спортивных упражнений и др.);
- компоненты технологии спортивной тренировки (этапы общей, специальной и соревновательно-игровой физической подготовки, рекреационные средства и методы).
Способы проведения физкультурных занятий
Для проведения физкультурных занятий в дошкольных учреждениях традиционно используются следующие способы:
• фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной и заключительной частях урока. В ряде случаев его используют и в основной части при развитии двигательных способностей с использованием гимнастических стенок, скамеек. При этом способе применяются несложные по технике исполнения или ранее хорошо разученные упражнения, не требующие помощи и страховки;
• групповой способ применяется в основной части занятия. Занимающиеся делятся на группы по полу, уровню физической подготовленности. Каждая группа занимается на определенном учебном месте, а затем меняются местами. В группе выполняется упражнение поочередно;
• индивидуальный способ каждый обучаемый выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему учебном месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств;
• круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений на 3-6 учебных местах (точках) с различной целевой направленностью в составе небольшой группы. На одном рабочем месте выполняются упражнения для развития координации движений, на другом – для развития равновесия, на третьей – гибкости, на четвертом – мышечной силы, на пятом – быстроты двигательных действий, на шестом – выносливости.
В условиях дефицита площадей спортивных и совмещенных с музыкальными залов в ДОУ при наполняемости групп до 28 чел. круговой поточно-дифференцированный метод на универсальной разметке (КПДМ) является наиболее оптимальным, способствующим высокому качеству проведения занятий, эффективному усвоению заданий, всестороннему и максимальному развитию физических качеств.

При подборе упражнений, выполняемых круговым поточно-дифференцированным методом, педагогу необходимо:
1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.
2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учитывая наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в дошкольном учреждении.
3. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной зоны к другой. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки.
Тренировка круговым поточно-дифференцированным методом проводится в основной части занятия, входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, можно добиться большей степени физического воздействия на занимающихся.
Процесс проведения занятия круговым поточно-дифференцированным методом начинается с точного показа каждого из упражнений, в той последовательности, в какой эти упражнения будут выполняться; осуществления контроля за выполнением; исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Дети, в свою очередь, получив задание, осмысливают его и выполняют. Качество их выполнения педагог комментирует и уточняет.
Спортивный зал или спортивная площадка делятся на зоны по числу запланированных упражнений. По команде учителя дети начинают поточно (друг за другом) выполнять упражнения, начиная с любого, в указанном порядке, не пропуская ни одного. Дети вольны в выборе количества повторений упражнений (если количество строго не определено), и темпе выполнения, в зависимости от уровня индивидуальной физической подготовленности. Дети переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому в течение основной части занятия, либо по мере наступления утомляемости.
Организационную основу кругового поточно-дифференцированного метода составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены зон, которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т. п.).
В организационной структуре кругового поточно-дифференциро-ванного метода (поочередная смена зон и зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий каждого ребенка, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
На одну и ту же группу мышц можно воздействовать двумя-тремя различными упражнениями. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется в каждой зоне, и в то время как одна группа мышц получает нагрузку, другая – активно отдыхает.
Примерная схема подбора упражнений для проведения занятия круговым поточно-дифференцированным методом



Появляется возможность добавлять на учебных местах элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола, бадминтона, игры городки и пр.), вследствие чего занятия с использованием кругового поточно-дифференцированного метода становятся разнообразнее и интереснее, повышая эмоционально-психологическое воздействие.
Этот метод является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; он строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.
Упражнения для выполнения подбираются, как правило, из технически относительно несложных разученных движений с постепенным их усложнением и включением новых, поддерживая и повышая интерес детей к занятиям.
В методическом отношении круговой поточно-дифференцированный метод представляет процесс регламентированного упражнения с точным дозированием нагрузки и отдыха.
Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически недостаточно подготовленные дети имеют возможность добиться относительно тех же успехов (при соответствующем прилежании), что и самые сильные.
Этот метод позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность занятия, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе.
Благодаря разнообразию методических приемов, почти неограниченным возможностям подбора средств тренировки и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, круговой поточно-дифференцированный метод имеет широкий спектр применения.
Создание у детей интереса к занятиям, проводимых круговым поточно-дифференцированным методом, предполагает использование заранее продуманных организационно-методических приемов. Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, необходимо таким образом организовать занятие, чтобы оно воспринималось детьми как часть игры. Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы, в которых каждое упражнение в зоне имеет образное название, либо применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.).
С целью реализации дифференцированного подхода к занимающимся, следует подбирать упражнения таким образом (высокое и низкое препятствие для прыжков; широкое и узкое отверстие для пролезания и т.п.), чтобы дети могли выполнять их в зависимости от состояния своего здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности.
При проведении занятий круговым поточно-дифференцированным методом с детьми дошкольного возраста рекомендуется такая последовательность действий:
1. Разместить занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все зоны и выполняемые на них упражнения.
2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению упражнений. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, необходимо использовать специальные организационно-методические приемы, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к отсутствию части информации и, в конечном итоге, к ошибкам.
3. Выбрать двух-трех ловких, уверенных в своих возможностях детей, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять различные варианты упражнений в зонах с последовательным прохождением одного "круга".
4. Педагогу необходимо показывать самому только новые упражнения, а выбранные для показа дети демонстрируют остальным изученные. Упражнения, включаемые на занятии в основной части, должны быть во-первых, предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми преподаватель может обратить внимание занимающихся на те или иные детали техники, уточнить условия выполнения упражнений, порядок перехода в последующие зоны и т.д. После объяснения заданий и прохождения выбранными для показа детьми одного "круга", руководитель напоминает, что выполнение упражнений начать можно с любого, но в доведенной последовательности, не пропуская ни одного.
Руководство деятельностью детей в процессе проведения занятий круговым поточно-дифференцированным методом направлено на качественное выполнение упражнений и двигательных действий. Преподаватель находится в точке наилучшего обзора и следит за выполнением упражнений детьми, поощряет правильное выполнение, исправляет ошибки, при необходимости оказывает помощь, осуществляет контроль за нагрузкой.
Регулировать нагрузку можно следующими способами:
1) изменять продолжительность, количество повторений упражнений и количество зон;
2) варьировать темп выполнения упражнений;
3) изменять расстояние для отдыха от зоны к зоне;
4) вводить дополнительные зоны с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;
5) предлагать иные способы и условия выполнения упражнений.
Способами дифференцирования нагрузки являются методические приемы, направленные на ограничение либо повышения нагрузки, уменьшение высоты лазанья и количества преодолеваемых пролетов гимнастической стенки, препятствий, варьирование положения рук (в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении: в стороны, вверх, на пояс, за спину и т.д.), разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.; способов ползания – с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья; продолжительности и темпа выполнения упражнений; применение усложненных вариантов упражнений – прыжки в приседе, руки на коленях, выпрыгивание вверх из приседа, чередование напряжения мышц, участвующих в фиксации правильной осанки, с их расслаблением.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой эффективности и щадящем воздействии поточно-дифференцированного метода на организм ребенка при проведении занятий по физической культуре в дошкольных общеобразовательных учреждениях и предложить его для широкого распространения.


Категория: Физическая культура | Добавил: lmalyvko
Просмотров: 3177 | Загрузок: 385 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.01.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог