Сегодня: 19.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Наглядные пособия, плакаты


Методическое пособие "Палочки - выручалочки"

06.03.2020, 10:19
Шерстобитова Ирина Владимировна
Педагог - психолог, МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад "Сказка"
Актуальность
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

В последние годы вопрос развития интеллектуальных способностей привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех ступеней системы образования.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Таким образом, перед педагогами детского сада встает проблема поиска новых интересных и эффективных способов для интеллектуального и творческого развития дошкольников.

Одним из таких новых способов решения данного вопроса я предлагаю использование в работе с дошкольниками нетрадиционных развивающих игр с деревянными палочками, изготовленными своими руками.

Исходя из этого, была поставлена цель: создать условия для полноценного интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр с деревянными палочками.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 изучить игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста;
 разработать и апробировать комплекс развивающих игр с деревянными палочками для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (пособие «Палочки-выручалочки»);
 внедрить пособие «Палочки-выручалочки» в работу ДОО и семьи.

Практическая значимость пособия в том, что предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе не только в дошкольном учреждении, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Основные этапы работы над созданием пособия
Первый этап – изучение и анализ литературы, постановка целей и задач.
Второй этап – разработка системы развивающих игр (пособие «Палочки-выручалочки»).

Ниже перечислены названия и раскрыты содержания развивающих игр, изготовленные с помощью деревянных палочек и способствующие интеллектуальному и творческому развитию детей дошкольного возраста:

1. «Головоломка»
2. «Соотнеси по цвету»
3. «Найди место цифре»
4. «Разноцветные палочки»
5. «Построй фигуру»
6. «Домино»
7. «Укрась коврик»
8. «Закрой лишнее»
9. «Поиграем в сказку»
10. «Семья» (кукольный театр)
11. «Найди отличия»
12. «Вверх – вниз, вправо – влево»

На первый взгляд может показаться, что все игры знакомые, традиционные, но, несмотря на это, новизна их заключается в том, что в процессе используется нетрадиционный раздаточный материал, с помощью которого проводится игра.

Так, например, в игре «Головоломка», детям предлагается собрать изображение (геометрическую фигуру или предмет окружающего мира) из палочек, на которых изображены отдельные фрагменты. Кроме того, исходя из возрастных и индивидуальных способностей детей, можно добавить разные варианты решения поставленной задачи (изображение пронумеровать на раздаточном материале от 1 до 5,6,7… или обозначить последовательность составления целой картинки точками на деревянных палочках).

Одна из сложных, на мой взгляд, игра «Соотнеси по цвету», но своей красочностью, наглядностью и оригинальностью игра мотивирует ребенка на выполнения задания, достижения результата. Отмечу, что помимо развития познавательных процессов, данная игра развивает самостоятельность у дошкольника, которому предоставляется право выбора любой палочки из предложенных и самостоятельного поиска аналогичной цветовой последовательности кругов на игровом поле.

Развивающая игра «Найди место цифре» нацелена на закрепление и расширение знаний и представлений детей о цифрах и числовой последовательности от 0 до 10. Играя в данную игру, у ребенка задействованы все познавательные процессы (память, внимание, мышление, зрительное восприятие), кроме того, развивается координация движений пальцев рук. Дети с интересом играют в «сыщиков» потерянных цифр. Игра «Найди место цифре» представлена в двух вариантах с использованием наглядного оригинального раздаточного материала.
В развивающих играх «Разноцветные палочки», «Построй фигуру», «Домино», «Закрой лишнее» хочу отметить принцип вариативности, наглядности и доступности. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, педагог может усложнять или упрощать правила выполнения игр, таким образом, мотивируя дошкольника на достижение результата.

Так же хочу отметить, что в методическое пособие «Палочки – выручалочки» включены игры, направленные на развитие творческих способностей дошкольников: «Укрась коврик», «Поиграем в сказку», кукольный театр «Семья».

На третьем этапе - создавались условия для внедрения разработанной системы развивающих игр (пособия «Палочки-выручалочки») в процесс обучения. На занятиях и в свободной деятельности, индивидуальной работе использовались подобранные развивающие игры, разрабатывались советы и рекомендации для родителей.
Для того, чтобы тема развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками заинтересовала педагогов и родителей мной были проведены:

• Мастер - класс «Волшебные палочки».
• Выступление на педагогическом совете и родительском собрании на тему: «Влияние развивающих игр на интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста».
• Распространение пособия «Палочки-выручалочки» среди родителей. Родители были активны, заинтересованы, с удовольствием брали пособие домой и играли вместе с детьми, советовались и делились своими творческими идеями.

Результативность
Изучены игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста, разработана система использования развивающих игр, разработанный материал использован в ДОО, в свободной и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

В результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать умозаключения, решать логические и проблемные задачи. Использование развивающих игр способствовало не только развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности развивающих игр очень велики, их активное применение педагогом или родителем в работе с дошкольником позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.02.2020)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.02.2020)
3. Барсукова О. В. Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей раннего возраста // Молодой ученый. - 2015. - №22. - Стр. 744-746.
4. Глушакова О.А., Дедова С.И. Веселые счетные палочки: Содействие.- 2011. - Стр. 76
5. Митлина М.И. Играем и учимся со счетными палочками, авторская статья. - [Электронный ресурс] https://www.7ya.ru/article/Igraem-i-uchimsya-so-schetnymi-palochkami/ (дата обращения 05.02.2020)
6. Янушко Е.А. Палочка за палочкой, Издательство: Эксмо-Пресс.-2013 г.

Категория: Наглядные пособия, плакаты | Добавил: irinasherstobitova
Просмотров: 677 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог