Давайте посмотрим, что же такое -пространственная ориентация? Пространственная ориентация включает в себя :ориентировка на местности, оценка расстояния, оценка размера и формы.
Если в речи ребёнка нет слов, обозначающих пространственные категории, то ему очень трудно ориентироваться на местности.
Движение является одним из основных условий развития умения ориентироваться в пространстве (передвижение на плоскости, смена направлений в зависимости от поставленной цели, планирование в ходе передвижения,..)
Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребёнком пространственных ориентиров
Существует три парных группы основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела:
1. Вертикальная (вверх-вниз)
2. Фронтальная (вперёд-назад
3. Саггитальная (направо-налево)
Раньше всех ребёнок выделяет направление вверх-вниз,
что объясняется вертикальным положением нашего тела.
Особую трудность для дошкольников представляет различение направо- налево
Так развиваются пространственные представления у дошкольников:
В начале ребёнок прислоняется к предмету , и только после этого говорит.
Затем касание предмета заменяется поворотом туловища.
После –указательным движением руки в нужном направлении.
Потом –легкоё движение головы.
И, наконец, только взгляд, обращённый в сторону определяемого предмета.
Т.е. На начальном этапе развития пространственных представлений
велика роль двигательного анализатора . А на заключительном этапе развития - пространственных представлений - зрительного анализатора
Умение ориентироваться в окружающем мире имеет важное значение для развития самостоятельности дошкольника
Усложнение от возраста к возрасту состоит:
В увеличении количества вариантов пространственных отношений;
В повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;
В переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений;
В переходе от ориентировки в спец. организованной развивающей
среды к ориентировке в окружающем пространстве;
В обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.
Педагогическая технология развития пространственных представлений дошкольников в ДОУ представлена:
Упражнениями в познании пространственных отношений в контексте ……любой детской деятельности ;
Специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования.
Формы организации детской деятельности в ДОУ для развития ПП
1. Мини-ситуации, проблемные ситуации специально создаваемые педагогами.
2. Игровые упражнения на определение местоположения предметов.
3. Упражнения типа «а что если…»
4. Разные виды театра.
5.графические упражнения, «зрительные диктанты».
6. Игры с использованием плана, схемы.
7. Игры по ПДД.
8. Рассказывание по картинкам, чтение и беседа о прочитанном.
Резюме:
Знание возрастных особенностей дошкольного возраста , педагогических технологий и отображение их различных формах организации детской деятельности в доу ускоряет процесс освоения детьми пространства , что имеет важное значение для развития самостоятельности дошкольника.
|