Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует воспитанию у детей чуткости и восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости, умения видеть прекрасное в окружающей жизни. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение, постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления и отношение к нему. Поэтому, пение ставит следующие задачи:
1. Учить петь эмоционально, выразительно;
2. Правильно передавать мелодию;
3. Развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух;
4. Развивать творческую активность, стремление самостоятельно исполнять песни.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат, по-прежнему, отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты. Связки короткие.
2. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний) поэтому голос у детей 5-6 лет не сильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне. В результате систематической работы дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать не сложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне. Однако, уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей этого возраста ещё очень разнороден, что усложняет работу музыкального руководителя или педагога, который должен научить ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни.
У детей этого возраста уже развита речь, они учатся высказывать свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей.
3. В этом возрасте развивается их музыкальное восприятие. Дети стремятся самостоятельно различать характер музыки, изменение динамики, смена темпа в музыке (в пении), различать звуки по высоте, у них укрепляется и становится устойчивой вокально-хоровая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психологические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформированы. Детские лёгкие малы по своей ёмкости, отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса (этого возраста). По характеру звучания детские голоса всех возрастов различаются на (более) высокие или (более) низкие. Различие голосов возрасте с десяти лет выявляется заметнее, чем до десяти лет.
4. Составление репертуара и подбор сборников программы (для НОД) по усмотрению педагога или музыкального руководителя (с учетом обновления педагогической и музыкальной литературы). Корректировка его в соответствии с ФГОС (Самарской области).
И как итог реализации программы при работе с детьми дошкольного возраста: выступление их в МДОУ и на уровне города в различных мероприятиях: «Серебряный микрофон», «Мисс и Мистер», «Фольклорный праздник», «Краски детства» и других.
|