Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
(104.5 Kb)
| 20.06.2014, 13:28 |
Орлова О.В., Шамьянова Л.Н |
методист, руководитель СП, ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" ОПДО г. Чапаевск Самарской области |
Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает на земле очень мало места, ровно жук в поле. Но человек не один – на земле живет много людей. Они занимают всю землю.
В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит мохнатая шапка – муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И люди тоже вместе живут. Так жить легче и веселей.
Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ.
Народов много на земле, и все они живут в разных частях её. То место, где народ живет, зовется родиной.
Идет человек по земле. К одним друзьям заходит в гости, к другим. Там человек поживет, тут поживет. Хорошо в гостях! В доме гостю всегда рады: и накормят всласть, напоят вдоволь и спать мягко уложат. Живет человек в гостях день, другой. Нравится ему. На третий день чувствует он: что-то не то. Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И людей вроде отрывать неудобно от дел, заняты они. Все не так. И человек идет домой. В гостях хорошо, да на родине лучше, – говорят люди. Потому что она одна. Все самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И родина тоже одна.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы:
Они на экране
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ, постановление Правительства РФ "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы, распоряжение Правительства РФ "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации«;
Постановление Правительства Самарской области "О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы»;
Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области;
Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
Национальная доктрина образования в РФ
В проекте Национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
• Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
• Формирование культуры мира и межличностных отношений;
• Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т.д.
Каждый документ прописывает требования и отражает основные лексические доктрины греческого слова «ПАТРИС» Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова)
Среди последних документов наиболее близких дошкольному образованию - приказы №666 и 655
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении“
Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования// ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 ноября 2009 г. № 655
В типовом положении задачи нравственно-патриотического содержания декларируются в 5 пункте, а именно: задача - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
655 приказ дублирует данную тему в пункте 2.3.
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 ноября 2009 г. № 655
2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Очевидно, и принципы, прописанные под образовательную программу дошкольного образования, должны находить своё отражение в реализации направления, например:
2.4. Программа должна:
• принципы научной обоснованности и практической применимости;
т.е. должны формироваться такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; подбирать сведения и понятия, которые способен усвоить дошкольник с его небольшим опытом жизни
/читать ребёнку стихотворение Лермонтова «Родина» бессмысленно, ибо невозможно человеку 4-5 лет понять мысль автора «люблю отчизну я, но странною любовью»/
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; «развитие»=синоним «движение к добру, любви, совершенству»
В этом смысле как не вспомнить Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Эхом отдаётся эта мысль в следующем принципе документа
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности требует подбирать материал, максимально приближенный к разумному "минимуму");
- Почему наши дети, получив прекрасное образование, среднее и высшее, уезжают из родных мест? В более крупные города, а то и за границу?
- Может быть, потому, что с детского сада на уроках и занятиях мы рассказываем о красотах средней полосы России, а по телефону и в кругу друзей восхищаемся Египтом и Турцией? Может быть, интереснейшие рассказы об Африке, Индии внушают мысль о том, что там хорошо, где нас нет?
Молодые люди, подростки, сидящие на лавочках с бутылками пива, пачками сигарет и кучей семечек – не есть ли это продукт двойной морали взрослых?
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание: В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси» [2], Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» [1], М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» [4], М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [3], Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».
Популярные и малопопулярные.
• О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
• Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»
• Т. И. Оверчук «Мой родной дом» под редакцией
• С.А.Козлова «Я - человек»
• «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
• «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.
Программы, направленные на реализацию вариативной части образовательной программы учреждения.
• Н. Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России»
• «Мир детства» г. Оренбург
• «Росток» г. Челябинск
• «Живой родник» г. Северск
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Великое стихотворение Есенина патриотического содержания гласит: «Белая берёза под моим окном»
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: известные методы /слайд/ и средства /слайд/ воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, оно всего лишь зарождается.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
Огромное значение имеет пример взрослых, близких людей или ровесника. (Вспоминается случай из личной жизни. Мы хотели познакомить американскую девочку с русским лесом. По дороге в автомобиле родственник-москвич угостил иностранку яблоком. Она съела, и положила его на ладонь. Мы едим – она держит, мы едим – она держит. Москвич, желая ей помочь, открывает окно и выбрасывает огрызок за окно. Как начала она лопотать. Мы к её папе: что она хочет? Папа говорит: «Она хочет, чтобы мы вернулись и подобрали этот огрызок. Она говорит, что так нельзя делать». Знаете, как успокоил её папа? Он сказал: «В России можно». Вот когда мы будем возвращаться за выброшенным мусором, а ещё лучше не выбрасывать из окна, с балкона, в подъезде, мимо мусорного ящика) – вот тогда мы будем патриотами своей страны, как эта четырёхлетняя девочка)
Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.
Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях стало пропадать чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Появилось равнодушие по отношению друг к другу, и даже к близким и родным. Детям чужды стали такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «сострадание», «уважение».
Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за свою страну, народ – необходимы всегда.
Результатом постоянной, планомерной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве своей страны. Он любит и с уважением относится к своей Родине, семье, сверстникам. Хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее. Является носителем еще формирующейся, но весьма устойчивой системы ценностей.
«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» Путин В.В.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, Как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра”.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
P/S «Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи»
А.Н.Кузнецов
10 минут – это так мало для того, чтобы раскрыть глубину вопроса «нравственно-патриотическое воспитание», но, может быть, и много для того, чтобы соединить всё сказанное в одной ёмкой фразе
«Я люблю тебя, Родина!»
Полный текст материала находится в приложенном файле
|
Категория: Здоровье | Добавил: DANIEL
|
Просмотров: 2897 | Загрузок: 74
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|