Сегодня: 19.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Здоровье


Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

СКАЧАТЬ (104.5 Kb) 20.06.2014, 13:28
Орлова О.В., Шамьянова Л.Н
методист, руководитель СП, ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" ОПДО г. Чапаевск Самарской области
Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает на земле очень мало места, ровно жук в поле. Но человек не один – на земле живет много людей. Они занимают всю землю.
В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит мохнатая шапка – муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И люди тоже вместе живут. Так жить легче и веселей.
Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ. 
Народов много на земле, и все они живут в разных частях её. То место, где народ живет, зовется родиной.
Идет человек по земле. К одним друзьям заходит в гости, к другим. Там человек поживет, тут поживет. Хорошо в гостях! В доме гостю всегда рады: и накормят всласть, напоят вдоволь и спать мягко уложат. Живет человек в гостях день, другой. Нравится ему. На третий день чувствует он: что-то не то. Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И людей вроде отрывать неудобно от дел, заняты они. Все не так. И человек идет домой. В гостях хорошо, да на родине лучше, – говорят люди. Потому что она одна. Все самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И родина тоже одна. 
  
 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени.    

 В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию  необходимо учитывать следующие документы: 
Они на экране

    Конституция Российской Федерации; 
    Федеральный закон «Об образовании»;
    Концепция патриотического воспитания граждан РФ, постановление Правительства РФ "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы, распоряжение Правительства РФ "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации«;
    Постановление Правительства Самарской области "О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы»;
    Концепция патриотического воспитания граждан  в Самарской области;
    Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
    Закон «О днях  воинской славы (победных днях) России»;
     Закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
     Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
      Национальная доктрина образования в РФ


В проекте  Национальной доктрины образования  РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

•    Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
•    Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное  отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
•    Формирование культуры мира и межличностных отношений;
•    Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т.д.


Каждый документ прописывает требования и отражает основные лексические доктрины греческого слова «ПАТРИС» Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова)


Среди последних документов  наиболее близких дошкольному образованию - приказы №666 и 655
    Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении“
    Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования// ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 от 23 ноября 2009 г. № 655

В типовом положении задачи нравственно-патриотического содержания декларируются в 5 пункте, а именно: задача - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье

655 приказ дублирует данную тему в пункте 2.3.
      ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 от 23 ноября 2009 г. № 655
2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.


Очевидно, и принципы, прописанные под образовательную программу дошкольного образования,  должны находить своё отражение  в реализации направления, например:

2.4. Программа должна:
•    принципы научной обоснованности и практической применимости; 

т.е. должны формироваться такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;  подбирать  сведения и понятия, которые способен усвоить дошкольник с его небольшим опытом жизни

/читать ребёнку стихотворение Лермонтова «Родина» бессмысленно, ибо невозможно человеку 4-5 лет понять мысль автора «люблю отчизну я, но странною любовью»/


•    принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; «развитие»=синоним «движение к добру, любви, совершенству»

В этом смысле как не вспомнить Макаренко 

«Правильное воспитание – это наша   счастливая     старость,
плохое воспитание – это наше будущее   горе, это  наши   слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Эхом отдаётся эта мысль в следующем принципе документа

•    соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности требует подбирать материал, максимально приближенный к разумному "минимуму"); 
- Почему наши дети, получив прекрасное образование, среднее и высшее, уезжают из родных мест? В более крупные города, а то и за границу? 
- Может быть, потому, что с детского сада на уроках и занятиях мы рассказываем о красотах средней полосы России, а по телефону и в кругу друзей восхищаемся Египтом и Турцией? Может быть, интереснейшие рассказы об Африке, Индии внушают мысль о том, что там хорошо, где нас нет?
Молодые люди, подростки, сидящие на лавочках с бутылками пива, пачками сигарет и кучей семечек – не есть ли это продукт двойной морали взрослых? 

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:  В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси» [2], Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» [1], М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» [4], М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [3], Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».

Популярные и малопопулярные. 
•    О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 
•    Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»
•    Т. И. Оверчук «Мой родной дом» под редакцией 
•    С.А.Козлова «Я - человек»
•    «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
•    «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.

Программы, направленные на реализацию вариативной части образовательной программы учреждения.
•    Н. Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России»
•    «Мир детства» г. Оренбург
•    «Росток» г. Челябинск
•    «Живой родник» г. Северск

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  Великое стихотворение Есенина патриотического содержания гласит: «Белая берёза под моим окном»
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работа  по нравственно-патриотическому воспитанию  включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: известные методы /слайд/ и средства /слайд/ воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический  процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Сложность решения  данной задачи,  связана,  прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, оно всего лишь зарождается. 
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс, требующий от педагогов большой   личной убежденности и вдохновения.  
Огромное значение имеет пример взрослых, близких людей или ровесника. (Вспоминается случай из личной жизни. Мы хотели познакомить американскую девочку с русским лесом. По дороге в автомобиле родственник-москвич угостил иностранку яблоком. Она съела, и положила его на ладонь. Мы едим – она держит, мы едим – она держит. Москвич, желая ей помочь, открывает окно и выбрасывает огрызок за окно. Как начала она лопотать. Мы к её папе: что она хочет? Папа говорит: «Она хочет, чтобы мы вернулись и подобрали этот огрызок. Она говорит, что так нельзя делать». Знаете, как успокоил её папа? Он сказал: «В России можно». Вот когда мы будем возвращаться за выброшенным  мусором, а ещё лучше не выбрасывать из окна, с балкона, в подъезде, мимо мусорного ящика) – вот тогда мы будем патриотами своей страны, как эта четырёхлетняя девочка)

Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.

Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
  
В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях стало пропадать чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Появилось равнодушие по отношению друг к другу, и даже к близким и родным.  Детям чужды стали такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «сострадание», «уважение».

 Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за свою страну, народ – необходимы всегда. 
 Результатом  постоянной, планомерной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве своей страны.   Он любит и с уважением относится к   своей Родине, семье, сверстникам.   Хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.   Является носителем еще формирующейся, но весьма устойчивой системы ценностей. 
   
«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» Путин В.В.

  Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, Как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. 
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра”.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.



P/S  «Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи»
А.Н.Кузнецов

10 минут – это так мало для того, чтобы раскрыть глубину вопроса «нравственно-патриотическое воспитание», но, может быть, и много          для того,        чтобы соединить всё сказанное в одной ёмкой фразе                  

«Я люблю тебя, Родина!»

Полный текст материала находится в приложенном файле

 

Категория: Здоровье | Добавил: DANIEL
Просмотров: 2887 | Загрузок: 72 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог