Введение
Актуальность.
Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества. Основной целью модернизации современного общества является выход на качественно новый, устойчивый уровень развития, обеспечивающий высокое качество жизни народа в благоприятной среде обитания и национальную безопасность. Достижение этой цели зависит от того, сможем ли мы сделать модернизацию действительно «новой экологической», «ориентированной на производства, не нарушающие равновесия биосферы». Такая «экологическая» модернизация требует, прежде всего, совершенствования системы экологического образования. Закономерно, что в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой в 2000 году, среди важнейших целей отмечена задача по «экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе».
Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития.
Для того, чтобы повысить интерес учащихся к изучению экологии, углубить и расширить экологические знания учащихся, сформировать чувство бережного отношения к природе, сформировать навыки исследовательской работы, работы с источниками информации, обобщать, выбирать главное, развивать логическое мышление, активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся, а также правильно осуществить выбор профиля обучения в старшей школе, рекомендовано было разработать программу элективного курса предпрофильного обучения.
Таким образом, возникла необходимость о разработке рабочей программы элективного курса в рамках предпрофильной подготовки. Этим обусловлен выбор темы проекта «Рабочая программа элективного курса и УМК «Человечество и пррода: экология современности».
Цель исследования: разработка и апробация рабочей программы элективного курса «Человечество и природа: экология современности» в системе школьного образования в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Объект исследования: школьное геоэкологическое образование в рамках элективного курса.
Предмет исследования: теоретические основы и практика реализации рабочей программы элективного курса.
Гипотеза:
если профилизация обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью ответственного выбора в отношении профилирующего направления собственной деятельности, то необходимо помочь учащимся правильно осуществить выбор профиля, обеспечить его соответствие интересам и способностям необходима предпрофильная подготовка. Оптимальный возраст для такой подготовки – девятиклассники. Поэтому я поставил себе цель: разработать и реализовать рабочую программу элективного курса в 9 классах.
Ожидаемые педагогические результаты
Программа данного элективного курса дает возможность:
- повысить интерес учащихся к изучению предмета географии и экологии;
- увеличить количество учащихся, определившихся с выбором места и профиля обучения;
- повысить уровень информированности по теоретическим вопросам географии и экологии на примере родного края и сформированности у учащихся элементарных навыков работы с картой и дополнительными источниками информации.
- данный курс поможет ученику оценить свой потенциалс точки зрения образовательной перспективы, поможет лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые помогут ему успешно усвоить программу страшей профильной школы.
- программа поможет ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить проблеы его предыдущей подготовки, покажет типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя, добиться успеха.
Конечный продукт проектной деятельности:
Программно-методический комплект элективного курса
Методы исследования:
- изучение научно-методической литературы,
- опрос учащихся,
- педагогическое наблюдение,
- эксперимент,
- психологическая диагностика,
- анализ результатов учебной деятельности.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|