Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Немецкий язык


Статья "Усвоение иностранного языка в условиях системно-коммуникативного подхода"

СКАЧАТЬ (44.5 Kb) 07.11.2013, 11:42
Хлустикова Елена Дмитриевна
преподаватель немецкого языка, МКОУ "Кукуйская ООШ № 25"
Для обучения иностранным языкам актуальны и заслуживают внимания следующие черты:системность, комплексность, опора на современные научные данные не только методики ,но и смежных с ней наук,реализм в оценках и гибкость планируемых практических шагов.
  При таком подходе важную роль играет развитие культуры учения и в особенности культуры работы над языком,совершенствование умственных и предметных действий с иноязычным материалом для формирования знаний, умений и навыков.Они выступают как способы деятельности общения и средства познавательной деятельности для всестороннего развития личности. Эти вопросы приобретают особое значение в связи с идеей развивающего обучения.Её главная цель- формирование личностной активности обучаемого и обеспечения активного отношения к знаниям.Систематичность в учебном труде и настойчивость дают положительные результаты и успешное непрерывное образование.
  К одному из видов личностной активности относится встречная активность обучаемого в очень важной деятельности,как стратегия усвоения языка-т.е. совокупность разнообразных учебных действий или системы способов осуществления той или иной учебной работы.
    Самостоятельное чтение литературы на иностранном языке.
Для выполнения этого учебного действия нужны три стратегии:
1 Сплошное чтение без обращения к словарю;значение незнакомых слов определяется по контексту ,а уточняется в ходе обильного чтения при повторных встречах зафиксированных в памяти слов в новом контексте,что ведёт к хорошему развитию навыков чтения.Недостаток этой стратегии в том, что возможно ложное осмысление значения слова и поверхностное отношение к смысловому восприятию содержания текста.
 2 Обращение к словарю при встрече с каждым незнакомым словом,значение которого неопределимо из контекста в достаточной степени.Этот подход снижает интерес к данной деятельности и препятствует образованию навыков беглого чтения ,но способствует запоминанию слов и  устойчивых выражений.
 3 К оптимальной стратегии относится смешенная- обращение к словарю лишь при встрече с незнакомым ключевым словом.
Для эффективности обучения учителю надо знать,какую стратегию при чтении использует ученик и ,раскрывая достоинства и недостатки такой работы,рекомендовать переход к третьей,оптимальной стратегии.
  Сначала учащимся предъявлялись тексты,где в разных значениях и констекстах встречались незнакомые слова.Их значение нельзя было вынести из контекста.Они выделялись шрифтом,а это настраивало обучаемых на обязательный поиск их значения в словаре.Эти же тексты включали слова,значение которых можно установить по контексту или по элементам словообразовательным:они помечены звёздочкой.Такой этап длился целое полугодие.Потом учащиеся перешли к работе с немаркированными текстами. Они содержали незнакомые слова обоих типов.Большинство обучаемых сразу перешли к третьей стратегии.Только слабые ученики предпочитали пользоваться второй.А несколько самых сообразительных выбрали первую, допуская ошибки в правильном понимании текста.В целом же заметно было улучшение качество работы над текстом по параметру скорости и правильного извлечения смысловой информации.
   Заучивание слов.
Здесь тоже используется в основном три стратегии.
1 Заучивание,где учащиеся выписывают новые иноязычные слова с их эквивалентами на родном языке и путём неоднократного повторения заучивают значение каждого слова.Эта стратегия имеет разные различия  индивидуальные по количеству и последовательности повторений.
 2 Заучивание путём мыслительной обработки и использования приёмов мнемотехнических, когда выписывают иноязычное слово,анализируют его словообразовательные,фонетические,морфологические элементы и вспоминают уже известные части для механической опоры.Например,слово Hochschule-вспоминаем известное-Schule,а потом идём к многократному повторению иноязычного слова и его эквивалента.
 3 Заучивание с помощью анализа последующего установления разных ассоциативных связей по парадигматической и синтагматической оси (склонение,спряжение,антонимы,синонимы,модели сочетаемости).Эта стратегия характерна только для сильных,хорошо подготовленных учеников. Большинство используют первую стратегию.
 Тестирование показывает ,что значительное улучшение знания лексики даёт работа с систематической инструкцией,ведь не все ученики постоянно пользуются рациональными процедурами заучивания иноязычных слов.Это зависит от свойств обучаемых:темперамента , степени аналитичности ума, памяти,мотивации и ряда внешних факторов(наличия времени).
Учебный перевод-перевод как средство контроля усвоения лексических          единиц и грамматических форм,навыков их сочетания для понимания   смысла фразы и всего текста.
 Здесь используют неадекватные стратегии.
1 Без предварительных попыток прочитать фразу,текст,чтобы понять структуру и отдельные слова,выписываются все незнакомые слова.В списке неизбежно повторяются ранее выписанные слова ,так как удержать их в памяти ученик не может.Слова выписываются из словаря со всеми данными  значениями.
 2 Значение незнакомых слов надписываются над соответствующими словами в тексте.
 Эти стратегии очень устойчивы,убедить обучаемых в их неадекватности трудно.Следует показать ,что надписи над фразой демобилизуют память и не спосоьствуют усвоению значения  слова,т.е.такая «взаимопомощь»-самообман .
   Диктант.Роль его в учебном процессе.
 Диктант требует в условиях дефицита времени определить смысл услышанного и полностью воспроизвести его письменно.Здесь необходимы умения соотносить акустическую форму слова(и  неизвестного тоже) с графической системой,держать в памяти отрезки речевой цепи и всего текста в целом.Для написания диктанта необходимы сформированность грамматики (навыков) и развитие всех видов вербальной памяти.
 Диктант даёт комплексную проверку разнообразных умений и навыков, может использоваться для контроля усвоения в процессе обучения языку и применяться на всех этапах обучения.Для многих он представляет большие трудности и его результат неудовлетворительный.Увеличение времени на аудирование,графико-фонетические и лексико-грамматические упражнения не приводят к улучшению результатов диктанта.На успешность выполнения влияет операция контроля в следующем порядке:
1 Смысловая правильность предложения и текста в целом.
2 Синтаксическая правильность(порядок слов,употребление союзов)
3 Морфологическая правильность выражения категорий у разных частей   речи,правильный выбор артикля,согласование времён.
4 Проверка лексики:правильность словообразования и грамматического оформления.
5 Пунктуация.
 Необходимо последовательно осуществлять все эти виды контроля.
 Таковы некоторые особенности стратегии усвоения иностранного языка. Эффективность овладения им зависит не только от стратегии ученика,но и от стратегии обучения.Максимальный эффект будет получен при гармонизации этих стратегий.Важным фактором достижения цели является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся,их общения на уроке в условиях полной социально-психологической совместимости.


Категория: Немецкий язык | Добавил: 81059
Просмотров: 1667 | Загрузок: 107 | Рейтинг: 4.3/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог