Тема урока
«Русь расправляет крылья»
Цель Сформировать представление о возрождении Руси и правлении князя Ивана Калиты.
Задачи 1. Обучающие: формировать знания о возрождении Государства Русь;
2. Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего государства, воображение и творческие способности;
3. Воспитывающие: воспитывать уважение к делам наших предков.
Планируемые образовательные результаты учащихся Учащиеся узнают об Иване Калите и о его деятельности, изучают
возрождение Руси, правление князя Ивана Калиты и присоединение
городов Руси к Московскому княжеству.
Тип урока Урок открытия нового знания.
Форма проведения Объяснительно-наглядная, фронтальная.
Учебное оборудование Материал для учащихся: учебник, рабочий лист
Для учителя: технологическая карта урока, презентация.
Используемая учителем литература Учебник окружающего мира 4 класс, Интернет-ресурсы.
Средства ИКТ Компьютер, проектор, экран.
Дата проведения 20.03.24
Структура Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Вячеславовна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
-Садитесь.
-Проверьте всё ли у вас готово к уроку, на парте у вас должен лежать учебник окружающего мира. Приветствуют учителя
Садятся
Проверяют принадлежности Регулятивные: осуществлять самоконтроль;
овладевать умением прогнозировать;
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. -С какой темой вы познакомились на предыдущем уроке?
-Перед тем, как начать знакомиться с новой темой, я предлагаю вам провести небольшой тест по прошлой теме. Вам нужно будет на листочках записать ответы, после чего мы с вами проверим их все вместе.
1. Поход монголов на Русь возглавил хан:
а) Чингисхан б) Батый в) Темучин
2. Какой город первым оказался на их пути?
а) Рязань б) Владимир в) Новгород
3. Какой город долго сопротивлялся монголам?
а) Новгород б) Рязань в) Козельск
4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) выкуп б) налог в) дань
5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:
а) монголы
б) шведы
в) рыцари-крестоносцы
6. Разбил шведов на реке Неве князь:
а) Александр б) Ярослав в) Владимир
7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?
а) Мудрый б) Невский в) Вещий
8. Когда состоялось Ледовое побоище?
а) 5 апреля 1242 г.
б) 20 мая 1242 г.
в) 5 апреля 1421 г. - На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Трудные времени на Русской земле».
Решают тест самостоятельно
Познавательные: развитие мышления
Регулятивные: овладевать умением прогнозирования
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3.Самоопределение к деятельности -Ребята, для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно выполнить задание.
-Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.
-Исходя из текста, как можно сформулировать тему нашего урока?
-Тема нашего урока «Русь расправляет крылья».
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке, исходя из темы.
-Мы узнаем, что произошло с Русью после отпора врагу. Узнаем о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.
Слушают
-Русь расправляет крылья
-Узнаем, что произошло с Русью после отпора врагу.
Узнаем о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат. Познавательные: ориентироваться в системе знаний
Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения
Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.
4.Работа по теме урока -Откроем учебник на стр. 65.
Рассказываю первый абзац
Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.
-Как вы думаете, почему люди переселялись?
Прочитаем следующий абзац.
-Какие земли стали более безопасными для жизни русских людей?
-Так какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдем из на карте стр. 61.
-На парте у вас лежит рабочий лист, который мы будем заполнять на протяжении всего урока.
-Прочитайте 1 задание. Что нам необходимо сделать.
-Верно, отметить города северо-восточной Руси
-Прочитаем следующий абзац.
-Ребята, ответьте на вопрос после прочитанного.
-Какие условия для жизни были созданы природой в этих городах? Перечислите мне их пожалуйста
Верно, давайте с вами запишем в рабочий лист.
-Опишите с помощью текста учебника князей северо-восточной Руси.
-Назовите какие развивались ремёсла?
-Обратимся к нашему рабочему листу, и найдем с вами в таблице всех ремесленников, которые трудились в городах Северо-Восточной Руси.
В это время возникали монастыри. Нередко бывало: поселится монах затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.
-Кто знает, что такое монастырь?
Рассказываю 6 абзац
-Какой монастырь возник около города Радонежа?
-Кто явился основателем этого монастыря?
Обратите внимание слайд.
-Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью.
Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.
Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город. Где стоит этот монастырь. Называется Троицкий Посад.
-Ребята, выделите из текста ключевые фрагменты.
-Ребята, открыли учебник на стр.44. Видим с вами заголовок, как он называется?
-Зачитайте первый абзац.
-Так с какого и по какой год правил князь?
-Откройте рабочий лист, найдите задание 4 и вставьте пропущены слова.
Обратите внимание на 5 задание. Вам необходимо определить какие заслуги были у Ивана Калиты? Предлагаю просмотреть с вами видеоролик, чтобы найти ответ на этот вопрос
-Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича?
-За что его так прозвали?
-Что такое Калита?
-Как Иван Данилович вёл себя в Орде?
-Что у вас получилось в задании 5?
-Читаю абзац на стр. 68.
-Посмотрите на слайд. Кто знает, что там изображено?
- Шапка Мономаха - это головной убор царей и великих князей, символ самодержавия в России. Сейчас увидеть шапку Мономаха можно в московском Кремле, это один из ценнейших экспонатов Оружейной палаты.
-Вы знаете, что такое оружейная палата?
-Молодцы! Итак, это головной убор, выполненный из золотых пластин. Нижняя часть шапки украшена мехом соболя. Затем идет золотая часть, украшенная одиннадцатью драгоценными камнями: четыре изумруда, два рубина, три красных шпинели, два сапфира (желтый и синий). Есть на шапке и жемчуг, всего 32 штуки.
Историки до сих спор не придут к единому мнению по поводу происхождения шапки. Существует несколько довольно убедительных версий: 1) Подарена Византийским императором Константин Мономахом, 2) Была преподнесена в дар Ивану Калите монгольским Узбек-ханом, 3) Наиболее предпочтительная на данный момент версия, что шапка Мономаха изготовлена из деталей и частей шлемов Княжича Ивана и Дмитрия Донского - сыновей Ивана Красного, в 1505–1526 годах.
Шапка Мономаха не была повседневным головным убором царей. Этой шапке бал уготована другая, ритуальная особенность, её одевали цари только тогда, когда восходили на престол правления. Затем шапку прятали (в царской сокровищнице) и доставали уже для следующей коронации.
Читает один человек
-Они хотели наладить свою жизнь в новом месте
Читают
-Северо-восточные земли
-Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.
-Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.
Читают
-Земли, удобные для обработки леса,обильные дичью реки и озера, богатые дичью
Записывают
-Князья Северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами
-Искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы, бронники, щитники, лучники, кольчужники
-Камнерез, кольчужник, щитник, гончар, плотник, лучник, кузнец ,бронник, сапожник, кожевник
Читает 1 ученик
Монастырь -это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей пинадлежащих.
-Троицкий монастырь
-Основателем монастыря является Сергий Радонежский.
Слушают
-Сергей Радонежский был скромен и т.д.
-Московский князь Иван Калита.
-Московский князь ИВАН ДАНИЛОВИЧ, внук АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, заботился о ПОРЯДКЕ в своем княжестве. Он правил с 1325 по 1340 год.
-Князь Иван Данилович получил прозвище Калита за щедрость по отношению к беднякам.
-Князь повсюду носил с собой кошель с мелочью (калиту) и постоянно раздавал нищим милостыню
-Калита - кожаная сумка для денег в Древней Руси; калиту носили на ремне у пояса.
-Иван Данилович вёл себя в Орде лояльно.
-Вошел в доверие к хану, прекратились набеги. Стал сам собирать дань. Привлек в Москву купцов, которые пополняли казну. Строительство белокаменных соборов. Расширил и укрепил Московское княжество.
Читают
-Головной убор
- Шапка Мономаха
Слушают
-Оружейная палата — московский музей-сокровищница, являющийся частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Познавательные: ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.
6.Включение нового знания в систему знаний -Ребята, предлагаю вам сейчас поделиться на группы, мы с вами будем проходить интересный квест по нашей теме. У нас будет с вами три тематики, вы выберете ту, с чего сами захотите начать. (Кроссворд, загадки, тест)
Я буду задавать вопросы каждой группе по очереди, если она не справляется с ответом, то я спрашиваю ответ у другой группы, чей участник поднял руку быстрее остальных.
За каждый правильный ответ, я буду раздавать вам по монетке. Победит та группа, у которой наберется большее количество монеток. Предлагаю придумать название для своей группы.
Поехали!
Кроссворд
1) Город, вокруг которого стали объединятся русские княжества.
(Москва)
2) Кого называют собирателем земли Русской.
(Иван)
3) Крепость на территории древней Руси
(Кремль).
4) Монах, основатель Троицкого монастыря
(Сергий).
5) Место торговли в Древней Руси.
(Торжище).
6) Дом для монахов
(Монастырь).
Загадки:
1. В этом доме нет окон.
Да, зато, гостей немало в нем.
Не живут они там долго –
Только дверь откроют –
Сразу кто-нибудь уходит. (кошель или калита)
2. Когда князей на царство венчали,
На голову шапку им надевали.
Символом высшей власти была. (шапка Мономаха)
3. Средь степей широких, где ветры воют, Славный воин на коне мчится вперед. Золото и власть - его дорога, Кто этот вождь? (Батый)
Тест
1. Отметь, какие территории Руси стали в большей степени безопасными для жизни на ней:
1) юго-западные
2) северо-западные
3) северо-восточные +
4) юго-восточные
2. Какой город оказался центром русского княжества при Иване Калите?
1. Владимир
2. Киев
3. Москва +
4. Рязань
3. Век, в котором возник Троицкий монастырь:
1. 14 век +
2. 12 век
3. 18 век
4. 19 век
4. Московским князьям в наследство от Ивана Калиты досталось...
1. соболья шуба
2. золотой перстень
3. шапка Мономаха +
4. кубок
5. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
1. охотники, лучники, бортники
2. камнерезы, кузнецы, кожевники
3. бронники, кольчужники, щитники +
6. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
1. Южные
2. Юго-западные
3. Северо-восточные +
7. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
1. стала больше, чем была +
2. стала меньше, чем была,
3. не менялась
- Подводим итоги! (Считаем монетки, находим победителей) Слушают учителя
Проходят викторину Познавательные: Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и
группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные: умение работать в группе
7.Подведение итогов урока. Рефлексия А сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
1. Каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.
2. Как строились отношения между Русью и Золотой ордой.
3. Какие выдающиеся люди в данный период способствовали возрождению Русского государства.
- Получилось ли у нас выяснить все, что запланировали?
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
‐ Поднимите руку, кому было понятно интересно и легко?
‐ Кто захотел больше узнать о Иване Калите?
‐ А о Московском кремле?
- Наш урок подошел к концу! Спасибо, мне было приятно с вами работать! - Мы узнали, что произошло с Русью после отпора врагу.
Узнали о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.
- Иван Калита способствовал объединению русских земель и их процветанию.
- Иван Калита сумел войти в доверие к хану Золотой орды и самостоятельно собирать дань с Московских земель.
- Иван Калита
(Ответы детей)
(Мы узнали, что…)
(Ответы детей)
(Считаем монетки) Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
|