Рабочая программа факультатива по химии: «Химия вокруг нас».
Учитель химии ОГБОУ «ССКОШ 1 и 2 видов» Андреева Наталья
Петровна «
Пояснительная записка
Предлагаемый факультативный курс «Химия вокруг нас»
рассчитан на 34 часа( один раз в неделю ) и состоит из трёх разделов.Данный
курс предназначен для проведения занятий
с учащимися 8 классов.Этот курс можно использовать для проведения занятий в
общеобразовательных школах,а также для индивидуального обучения детей(например,детей
с ограниченными возможностями).
Химия является
важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы не обратили свой взор, нас
окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые
получены на химических заводах и фабриках.
В повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек
осуществляет химические реакции. Например,при приготовлении пищи,при
использовании бытовой химии: умывание с мылом, стирка с использованием моющих
средств и т. д.
Данный курс направлен на развитие самостоятельной и
творческой инициативы у учащихся,на формирование естественнонаучной картины
мира через реализацию межпредметных связей,развитие практических умений и
навыков.
Факультативный курс будет интересен
школьникам,ориентирующимся на практическое применение химических знаний в
смежных областях знаний и деятельности людей.В последнее время интерес к
прикладному значению химии очень возрос .
Химический эксперимент курса должен сформировать и
закрепить у учащихся практические навыки в проведении основных химических
операций,приобщить их к самостоятельной химической работе.Кроме того,химический
эксперимент может проводится в домашних условиях и не требует специального
оборудования.
Цель :
Привить интерес к предмету и осознание необходимости
наличия знаний по химии в повседневной жизни.
Задачи:
- расширить
знания учащихся о свойствах неорганических и органических веществ;
- сформировать
представление о специфических свойствах некоторых веществ применяемых в быту,о
последствиях их воздействия на организм человека и окружающую среду;
- выработать
умения работать с химическими веществами в быту,соблюдая правила ТБ;
- вести
пропаганду здорового образа жизни;
- продолжить
формировать умения решать химические задачи,вести исследовательскую работу.
При изучении факультативного курса можно использовать
проектный метод.
Проектный метод – используется как метод экспериментальной
работы и представления результатов исследовательской работы. В программе
используются краткосрочные проекты.
Проектные работы открывают возможность сформировать у
учащихся специальные знания по предмету, научить школьников безопасному и
экологически грамотному обращению с химическими веществами.
Исследовательский характер деятельности предполагает
коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить
следующие навыки и умения:
строить план исследования;
- создавать рабочую модель явления;
- математически обрабатывать результаты исследования;
- представлять результаты работы в удобном для презентации
виде;
- сотрудничать в группе.
Планируемый результат:
Школьники должны знать:
-
о видах химического загрязнения окружающей среды
и способах борьбы с ними;
-
о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды,
почвы;
- состав, строение, области применения в быту
различных химических веществ;
- о влиянии различных веществ на организм человека
и последствиях этого влияния.
Школьники должны уметь:
- моделировать
простейшие химические и экологические эксперименты;
- применять
химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с
ними;
- решать
химические задачи,вести исследовательскую работу.
Структура программы и особенности организации учебного
процесса:
Программа включает 3 раздела, всего 34 часа, занятия
проводятся 1 раз в неделю. Изучение каждого раздела завершается практическим
занятием.
На занятиях школьники получают теоретические знания по
предлагаемой тематике и практические умения необходимые для проведения научных
исследований.
Система оценки достижений учащихся:
-результаты проводимых экспериментов;
- написание рассказов, сказок,загадок,стихов;
-нарисовать плакат по химической тематике;
-подготовить проект, электронную презентацию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают.
(Вводная лекция о веществах, их значении в нашей жизни и
необходимости знания их применения.)
Раздел 1: «Химия и организм»
Тема 1. Химические элементы в живом организме.
(Первое занятие раздела посвящено изучению веществ,
входящих в состав различных структур организма. Значительное место отводится
изучению веществ, влияющих на развитие подросткового организма.)
Тема 2. Химия и косметика.
(На втором занятии осуществляется знакомство с
косметологическими препаратами, их значением и влиянием на организм.)
Тема 3. Еда и химия.
(Третье занятие знакомит учащихся с составом пищи и
необходимостью правильно питаться.)
Тема 4. «Химия и вредные привычки»
(Четвёртое занятие знакомит с веществами,отрицательно
влияют на организм и последствиями этого влияния)
Раздел 2. «Химические вещества дома и на улице»
Тема 1. Что нас окружает.
(Первое занятие знакомит с веществами,которые часто
встречаются нам в обычной жизни дома и на улице)
Тема 2. Химические вещества на кухне.
(Второе занятие знакомит нас с веществами,встречающимися
на кухне)
Тема 3. Химия и одежда.
(Третье занятие о веществах,из которых изготавливают
одежду)
Тема 4. «Бытовая химия»
(Четвёртое занятие о веществах,входящих в «бытовую химию»)
Тема 5. Домашняя аптечка.
(Пятое занятие посвящено изучению домашней аптечки)
Тема 6. Удивительный мир кристаллов.
(Шестое занятие знакомит с необычными веществами-кристаллами)
Раздел 3. «Химия и экология»
Тема 1. Воздействие вредных веществ на организм человека.
(На данном занятии углубляем знания учащихся об
отравляющих веществах, их влиянии на организм, окружающую среду.)
Тема 2. Вода и человек.
(Второе занятие продолжает знакомить учащихся с веществом
«вода» с точки зрения её охраны от антропогенного воздействия.)
Тема 3. Охрана окружающей среды.
(Занятие о необходимости защиты не только водной, но и
других сред обитания человека. Современные методы очистки. Понятие ПДК.)
Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач
экологического содержания»
Весь текст материала находится в приложенном файле
|