Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Светская этика» составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения);
3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий];
4. Авторской программы А. Я. Данилюк по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», М.: Просвещение, 2010
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Программа реализуется с использованием УМК:
1. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63с.: ил.
2. Электронное приложение к курсу «Основы православной культуры». - М. Просвещение. 2012.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель:
Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним , а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с основами православной культуры
2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)в соответствии с программой:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь;
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозных культур;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по заданным темам
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый.
Средства обучения: словесные; наглядные; практические; технические.
Методические приёмы обучения: беседа, игра, наблюдение, творческая и тестовая работа, эвристическая беседа, работа с учебником , с иллюстрациями, таблицами, просмотр видеофильмов, показ слайдов.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)
в соответствии с программой:
Планируемые результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»
Требования к личностным результатам:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы традиционной культуры многонационального народа России;
2. Знакомство с основными нормами православной культуры, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
3. Формирование первоначальных представлений о православной , её роли в истории и современности России;
4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Учебно-тематический план
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 1 час
2. Основы религиозных культур и светской этики – 28 часов
3. Духовные традиции многонационального народа России – 5 часов
Весь текст материала находится в приложенном файле
|