Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования («Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.), планируемых результатов начального общего образования (Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения) и примерной программыЕ.А. Лутцевой «Технология» (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана – Граф, 2011).
Программа реализуется с использованием учебно-методического комплекта:
Лутцева Е. А. Технология:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А, Лутцева, - М.: Вентана – Граф, 2012. – (Начальная школа 21 века)
Е.А, Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А, Лутцева, - М.: Вентана – Граф, 2013. – (Начальная школа 21 века)
Программа рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю.
Цели курса:
• получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
• усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
• приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
• использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
• приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Задачи курса:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания,памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• овладение детьми элементарными обобщёнными технико – технологическими, организационно – экономическими знаниями;
• расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание»
Ученик научится:
• называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать
предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида
работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и
доступные виды домашнего труда.
Ученик получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Ученик научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных
материалов оптимальные и доступные технологические приемы
их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Ученик получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Раздел «Конструирование и моделирование»
Ученик научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их
форму, определять взаимное расположение, виды соединения
деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Ученик получит возможность научиться:
• соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
(базовый уровень) в соответствии с программой
В результате изучения технологии ученик должен
знать/понимать:
• роль трудовой деятельности в жизни человека;
• распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
• влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
• область применения и назначение инструментов;
• основные источники информации;
• правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
• выполнять инструкции при решении учебных задач;
• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);
• соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
• создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
• осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый.
Средства обучения: словесные; наглядные; практические; технические.
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, проектные.
Методические приёмы обучения: беседа, игра, наблюдение, упражнение, инструктаж, практическая и творческая работа, эвристическая беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, с иллюстрациями, таблицами, работа по алгоритму, составление плана, исследование, чтение стихов, отгадывание загадок, трудовые задания, самообслуживание, выставка работ, инсценирование, просмотр видеофильмов, прослушивание песен, показ слайдов.
Результаты обучения:
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Весь текст материала находится в приложенном файле
|