Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Взаимодействие с родителями


Как правильно организовать свой учебный труд

26.03.2019, 06:51
Купавцева Наталья Николаевна
учитель, МБОУ ООШ 17
Как правильно организовать свой учебный труд, совместить его с отдыхом , полезным для себя и окружающих? Этот вопрос волнует каждого , кто учится и учит.
На уроки в школе приходится 5,5 часов, из них 4,5 -чистое рабочее время, 1 час -перемены.
Четыре с половиной часа чистого рабочего времени. Согласитесь, это много! Каким образом должны проводить эти рабочие часы старшеклассник?
Если внимательно, напряжённо и собранном работать в течение урока, материал усваивается хорошо. А это , во-первых, поможет потратить меньше времени на подготовку домашнего задания. Значит, остаётся больше времени на отдых, физкультуру и спорт, прогулки на свежем воздухе.
Во-вторых, обучающийся лучше и легче сможет подготовиться к экзаменам, меньше затратит нервной энергии.
В-третьих, ему не нужно будет столь напряжённо пробегать абзац за абзацем, страницу за страницей во время перемены.
В-четвёртых, он сможет больше времени уделять любимому делу или предмету.
Максимальное использование школьником уроков экономит ему время в два, а то и в три раза.
Когда ученик внимательно слушает ответ другого, то невольно как бы про себя проговаривает его ответ, чем-то дополняет свои знания, выправляет неточности, ошибки…т.е. самостоятельно работает.
Если же ученик смотрит на своего учителя, как на няню, которая «кормит» его знаниями, как в детстве кормили манной кашей, можно прямо сказать, что при таком настроение в школе ещё можно достигнуть кое-каких успехов, но потом, в дальнейшей жизни- вряд ли.
Учитель- это советчик, человек помогающий получать знания, а добиваться этих знаний надо самому школьнику.
Культура учебного труда заключается прежде всего в умении самостоятельно организовать его, с максимальной пользой для себя.
А то ведь как бывает. Учитель объясняет новый материал, школьник не слушает, занят своими делами. А потом дома придется учить этот материал с полной отдачей сил по учебнику. Двойная трата времени. Кроме того, воспринимать материал «с голоса» - очень полезное умение.
За особое правило должен взять себе каждый ученик: четко вести записи домашнего задания в дневнике. Особо хочется сказать об этом труде. Возьмёшь дневник и сразу видно( без оценок) как учится этот школьник, может ли он организовать свой учебный труд или нет. Как правило у школьника, хорошо успевающего, регулярно посещающего занятия, записи сделаны чётко, понятно.
И ещё ученик должен не стесняться спрашивать. Ученик должен спрашивать о непонятном, неясном, вызывающем сомнения. Особенно трудным бывает новый предмет, новый большой раздел. Вот почему ученик сразу должен включиться в работу, не запускать материал. Необходимо и регулярно делать работу над ошибками, допущенными в самостоятельных и контрольных работах.
Часами, проведенными в стенах школы, далеко не исчерпывается рабочий день школьника.
А как вообще организовать свой труд, чтобы успеть сделать многое?
Всем известно, что планомерный, ежедневный труд, систематические занятия дают глубокие знания. Но есть дни, занятые общественно полезной работой, либо тяжёлые (в школе 7 уроков. И уроки трудные!)
Если ученик не умеет планировать свое время, представшую работу, то подчас попадает в сложное положение: недосыпание, головные боли, тяжёлый подъём по утрам.
Чтобы избежать таких ситуаций и научится рационально планировать нагрузку, полезно знать азы умственного труда, в частности дни и время оптимальной работоспособности. В результате многолетней работы в школе я заметила, что наиболее высокая работоспособность у учащихся старших классов отмечается по вторникам и средам, в четверг она снижается и становится минимальной в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов работоспособность намного повышается, что объясняется хорошим настроением- завтра выходной. Это общее правило имеет и исключение: у старшеклассников в субботу повышения работоспособности не наблюдается.
Что же касается понедельника, то работоспособность в этот день не очень высокая, так как происходит втягивание в учёбу.
Полезно знать и общее сведения о степени трудности разных предметов . Для учащихся 8-9 классов наибольшую трудность представляют математика, а также русский и иностранный язык; для учащихся старших классов самыми трудными считаются; математика, физика, литература потом идёт по степени трудности иностранный язык.
Школьникам необходимо установить для самого себя степень трудности предметов. Золотое правило: начинать следует с предмета средней трудности, затем когда наступает наиболее высокая степень работоспособности, переходить на самый трудный и, наконец, при снижении работоспособности переходить к самому лёгкому.
При правильной, четкой организации выполнение домашнего задания- учащиеся 8-9 классов должны затрачивать в день примерно- 3 часа, 10-11 – до 4 часов. Но будет гораздо лучше, семиклассник, восьмиклассник выполнит задание за 2,5 часа, десятиклассник и одиннадцатиклассник за 3,5 часа. При этих расчётах имеется в виду, что учащиеся занимаются регулярно, активно и сосредоточенно работают на уроках.
Во время занятий следует исключить внешние помехи: телевизор, телефон и до.
Предположим окончена в 14.20, отход ко сну, например, в 23.00. Как распорядиться этими девятью часами? Успеть сделать как можно больше. Почитать, повидаться с друзьями, подготовиться к урокам, посмотреть любимых блоггеров….Все это можно успеть лишь при одном условии- подчинить свою деятельность определенном ритму.
Помните, что всякая работа выполняется легче, если человек трудится ритмично. Рабочий день тоже построен с учётом ритмической деятельности. 45-минутный урок — это предельный для учащихся начальной школы(кроме 1 классов) и максимальный для более старших ребят срок успешной работы. Затем наступает утомление, снять которое помогает перемена. Ну а если перемена используется не для отдыха, а для подготовки к следующему уроку? Выучить за 10 мин то, на что дома затрачивается не менее 20-30 мин? Конечно ни отдыха, ни знаний- не будет.
• Конечно, этот распорядок дня не каждому подойдёт. Ведь одному надо 4 раза в неделю посвятит спортивные секции, другому- музыкальную школу, третьему в определенные часы брать из сада младшего брата. Все возможные варианты предусмотреть невозможно. Очевидно лишь одно- нужно стараться приложить максимум усилий, чтобы самые важные дела выполнялись в определенное время. Еда в определенное время способствует хорошему усвоению пищи, сохранению здоровья на будущее. А приготовление уроков в одно и тоже время помогает быстрее и лучше выполнить их.
Привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, глубокому сну, восстановлению сил.
В рациональный режим занятий входит не только процесс труда, но и разумный полноценный отдых. Умение работать, и умение отдыхать- одинаково важны. Как распорядиться свободным временем? Одни люди не знают, куда девать свободное время, у других всё до минуты расписано; одним не хватает времени, чтобы выучить уроки, а другие успевают многое и отметки хорошие получают. В чем дело? Разные способности у детей? Да, в определенной степени это играет роль. Но самое главное, думается, в другом. Школьники, имеющие перед собой определенную цель, увлечённые каким-либо делом, как правило, умеют ценить время, стараются его планировать, не тратить попусту. Считаю, что наиболее разумно посвятить свободное время тому занятию, которое даёт возможность отдохнуть от основного дела, учёбы.
Вот почему школьникам, занятым напряжённым умственным трудом, учебой очень полезны физические упражнения, экскурсии, прогулки, бассейн.
А люди, занятые преимущественно физическим трудом, свободное время лучше посвятить чтению книг, спокойному отдыху, просмотру фильмов.
Конечно, бывает и так, что у старшеклассников очень много уроков и почти каждый день. Если ответственный и дисциплинированный человек, то домашнее задание приходится выполнять до глубокой ночи, Представьте эту ситуацию: написать сочинение по литературе, выполнить работу по географии с контурными картами, решить несколько заданий по алгебре ( их бывает очень много), написать сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ, решить задачи по химии, физике, приготовить письменные ответы на вопросы по обществознанию, истории и т. д. А ещё иностранный язык или что-то выучить наизусть, чаще всего большое стихотворение, написать реферат. НЕПОСИЛЬНЫЙ ТРУД! Значит и учителю необходимо системно продумывать домашнее задание, организовывать работу на уроке тоже рационально и оптимально, чтобы выполнение учеником домашнего задания было в радость, а работа на уроке давала бы детям качественные знания, а учителю профессиональное мастерство.
В наше время требуются обширные познания и навыки в любой науке, в любой отрасли знаний, любом деле. Количество информации растет, как снежный ком. Вот и встаёт перед нами задача, как выполнить ту или иную работу так, чтобы был затрачен по возможности минимальный труд,но который бы принёс максимальную пользу тебе и обществу.
Помните, только рациональная, ритмическая организация умственного труда поможет вам справиться со многими трудовыми и умственными процессами, только правильно организованный благоприятен и для здоровья.
Помните, что школьная программа- это необходимый минимум, который нужен всем. Без скромного фундамента, получаемого в школе, просто невозможно достаточно полностью овладеть современной профессией.


Категория: Взаимодействие с родителями | Добавил: nkupavceva
Просмотров: 1361 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог