Автор: Дорофеева Лилия Ильинична Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Предмет: математика и литература Тема: Математика- гимнастика ума. Класс: 6 Время реализации занятия: 60 мин Цель урока: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся Задачи урока: 1)образовательные • обобщение и систематизация знаний учащихся; усиление прикладной и практической направленности изученных тем; установление внутрипредметных и межпредметных связей с курса математики и литературы; 2)развивающие • повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся; 3)воспитательные • воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам. Тип урока: урок - обобщение Форма урока: • урок-игра Оборудование: • карточки – тестовые задания; • компьютер; • проектор; • экран; • презентация урока. Правила игры:
В игре участвуют две команды , по 4-5 человек в команде. Каждая команда обеспечена 1-2 компьютерами. По сигналу о начале игры команды "отправляются в путешествие” по станциям. В это время проводится игра с болельщиками. По сигналу об окончании игры команды сдают жюри свои решения. В течение 6 минут жюри подводит итоги, начисляет баллы за решенные задачи и определяет победителей и призеров. В это время болельщики в поддержку своих команд показывают художественный номер. Итог игры подводится окончательно по общей сумме баллов за задачи и тест.
План проведения урока Этапы урока Временная реализация Сообщение цели и темы урока 2 мин Приветствие команд 3 мин 1 станция 7 мин 2 станция 10 мин 3 станция 10 мин 4 станция 10 мин 5 станция 10 мин 6 станция 2 мин Подведение итогов 6 мин
Ход урока: Вступительное слово учителя:
- Математика – вечно живое дерево науки. Она дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. В математике много удивительного. Ею занимались и занимаются люди разных профессий. Не только руки, ноги, тело человека требуют разминки и тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, мастерит, решает, разгадывает загадки. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума. Сегодня вы пришли, чтобы и поиграть, и подумать.
- Сегодня в игре принимают участие гении 6-х классов.. ( Каждый класс представляет свою команду, название и девиз). Во время представления команды получают маршрутные листы, на которых указан порядок прохождения станций.
I станция. Конкурс «Лабиринт» Лабиринт означает ход в подземелье. Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений. Каждая команда получает задачку в стихах, но её условие «разбилось»; остались подсказки в виде стрелок и номерков.
Задание. Найдите выход из запутанного положения и ответьте на вопрос: сколько всего рыб и птиц? Ответ: Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать: Раз- два- три- четыре- пять. Восстановленный и записанный командами текст прочитать вслух и дать ответ на поставленный вопрос. Игра с болельщиками
II станция. «Цепочка уравнений»
Задание. « Не ошибись, решив 10 примеров» Ответ каждого предыдущего примера подставьте в следующий. 1. 0,5• 6,2 =□ 2. □+175,52 =□ 3. x • 2,6 = □. Решите уравнение. 4. (□ : 3 - ×) • 25,4 = 269,24. Решите уравнение. 5. □2 = □ 6. x • □ – 20,4 = 251,922. Решите уравнение. 7. (0,8 + ×) : □ – 6 = 0. Решите уравнение. 8. Найдите объем куба со стороной □. 9. (□ • 0,004 +x) • 5 – 30,6 = 28,9. 10. □ – 2,9 = □. Последний ответ ставим в журнал. ( Должно получиться 5 )
Пока команды работают проводится игра с болельщиками.
III станция.«Прочитай фразу» Задание. Решите пример, выбрать букву, соответствующую ответу, и из всех букв составьте фразу. Ответ: 1026 • 305 = т - 312930 10506 : 51 = ы – 206 48 • а = 240 с – 5 267 : (x + 4) = 3 е – 85 2613 – 108 = г – 2505 5у = 125 о – 25 2р = 190 д – 95 170 : x = 85 н – 2 (12 + m) : 3 = 36 я – 96 x : 15 = 15 м – 225 (288 – 38) : 10 = о 113 + а = 125 л – 12 625 : m – 25 = 0 о b – 82 = 13 д (113 + 1247) : 16 = е 128 : (r + 1) = 64 ц – 1
Пока команды работают проводится игра с болельщиками.
IV станция . «Лесенка» Даны 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть 0 ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки .
Пока команды работают проводится игра с болельщиками.
V станция. «Задания на смекалку» На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда не дает верного ответа, могут ответить ее болельщики, тогда команде зачитывается 0,5 балла. В противном случае отвечает вторая команда, и ей дается 0,5 балла. 1) В моих карманах поровну денег. Я переложил из одного кармана в другой 20 копеек.На сколько копеек там стало денег больше? (40) 2) Кирпич весит 1,4 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2,8) 3) Что произойдет с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? (Уменьшиться в 4 раза) 4) Тройка лошадей пробежала 36 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (36 км) 5) Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? (22,8 кг) Решение: 16 кг + 17∙0,4 кг=16 + 6,8 =22,8 кг 6) Двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл каждый? (4) 7) Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30) 8) На елке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько осталось? (5, остальные сгорели) 9) Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? (1, остальные улетели) 10) На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколько? (50) 11) Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? (3+3 ∙3=12) 12) У линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов останется? (5) 13) У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется? (4) 14) В коробке лежат белые и черные шары. Сколько надо взять (не глядя( шаров. Чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета? (3) 15) Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? (ручка) 16) Назовите наибольшее отрицательное число. ( -1) VI станция. «Конкурс эрудитов» 1) Кто больше составит слов из слова «математика» 2) Разгадать ребус (ответ: столица)
Вопросы для игры с болельщиками: 1) Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам сидят». О силе русского воина : «И один в поле воин» или « Семь раз отмерь - один раз отрежь». Пословицы -Один человек две шапки не носят. -Один глаз, да и тот на Арзамас. - Сшито на одного, так на двоих не полезет. - Глупый согрешит один, а умный соблазнит многих. -Одно яйцо два раза не высидишь. -Одним днем лето не опоздало. 2) Вопросы: -1% от 1 тыс. рублей? -Единица скорости на море. -Можно ли при умножении чисел получить ноль? -Чему равен 1 пуд? -Наименьшее натуральное число. -Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь? -Как найти неизвестное делимое? -Как называется вторая координата точки? -Найти третью часть от 60. -Найти корень уравнения: |x|=-4 -Как называется сотая часть числа? -Как найти неизвестное делимое? -Назовите единицу массы драгоценных камней. -Первая женщина-математик. -Как найти неизвестное вычитаемое? -Как называется первая координата точки? -Разделите 100 наполовину. -Найдите корень уравнения: x2=-9 -Сумма длин всех сторон многоугольника?
Список использованной литературы: 1) Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Изд.-Волгоград: «Учитель»,2006 2) Козина М.Е. Нетрадиционная форма организации контроля на уроках математики. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006 3) Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.Изд.-М.Айрис-пресс,2009 4) http://detsky-mir.com/uploads/images/f/f/5/2/2/feb4c09b36.jpg
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.