Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Конспект урока по химии для 8 класса по теме: "Валентность"

СКАЧАТЬ (50.5 Kb) 14.11.2013, 09:09
Ермольчева Оксана Павловна
учитель биологии и химии, ГБОУ специальная школа №4
Ермольчева Оксана Павловна,
учитель биологии и химии,
ГБОУ специальная школа № 4 города Москвы,
oxana.stefa2008@yandex.ru

8 класс предмет: Химия
Учитель биологии и химии: Ермольчева Оксана Павловна
Место работы: ГБОУ специальная школа №4 города Москвы
УМК: Учебник Химия – 8 класс. Е.Е.Минченков. Изд. Мнемозина, 2012г.
Тема: Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам веществ.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Организовать деятельность учащихся по приобретению знаний по теме «Валентность» и умению применять их на практике.
Задачи урока:
1. Образовательные:
1. Сформулировать понятие о валентности как о свойстве атомов одного элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого элемента.
2. Сформировать умение формулировать определение валентность и объяснять смысл изученного понятия.
3. Научить определять валентность атомов элементов по формулам веществ.
4. Закрепить полученные знания и умения по теме валентность.
2.Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, сотрудничество.
3.Развивающие:
1. Развитие мышления, внимания, пространственных представлений
Планируемые результаты:
1. Учащиеся должны уметь формулировать определение валентность.
2. Учащиеся должны уметь указывать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях.
3. Учащиеся должны уметь определять валентность элементов по формулам соединений из двух элементов.
4. Учащиеся должны уметь разъяснять смысл понятия «валентность».
5. Учащиеся должны уметь разъяснять последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.
Понятия вновь вводимые: валентность атомов элементов; постоянная и переменная валентность; приёмы определения валентности по формулам веществ.
Оборудование: карточка №1 таблица «Валентность атомов некоторых элементов в соединении»; индивидуальные карточки №3 – задания по теме валентность; карточки №2 – инструкции «Алгоритм определения валентности»; конструктор; периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева.
Оформление доски: На доске записаны число, классная работа и тема урока. Также 4 формулы веществ с неизвестными индексами и описание цвета атомов в конструкторе.
HхCl HуO NHm CHn
хлороводород вода аммиак метан

атомы водорода - белые,
хлора - зелёные,
азота -синие ,
кислорода – красные;
углерода - черные.
Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент.
Цель:
Настрой на активную работу. Приветствие: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Организация внимания: Меня зовут Оксана Павловна. Сегодня я проведу с вами урок.
Определение отсутствующих: Давайте отметим отсутствующих (прошу дежурных назвать отсутствующих).
Проверка готовности к уроку: Просматриваю, у всех ли есть все принадлежности к началу урока:
На столах помимо учебников, тетрадок, дневников и письменных принадлежностей, приготовлены коробочки с конструктором, карточки- инструкции, таблицы «Валентность атомов некоторых элементов в соединении», карточки-задания. Садятся на свои места. Проверяют всё ли у них готово к уроку. Регулятивные (волевая саморегуляция);
Личностные;
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
2. Актуализация субъектного опыта.
Цели:
1. 1.Организовать и направить познавательную деятельность
2. Формирование целенаправленного характера учебной деятельности
3. Научить формировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения Давайте, чтобы не отвлекаться во время объяснения сразу оформим тетради. Откройте и запишите число, классная работа, тему урока ( тема сегодняшнего урока: Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам веществ) и формулы веществ, написанные на доске, к себе в тетради.
До сих пор вы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике, или продиктованные учителем.
А как вы думаете, возможно, ли самим выводить химические формулы веществ на основании данных о составе вещества?
Конечно, да.
Однако чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.
Посмотрите пожалуйста на формулы веществ записанные на доске и скажите чего в них не указано. Запись на доске и в тетрадях учащихся:
HхCl HуO NHm CHn
хлороводород вода аммиак метан
где х,у,n – это количество водорода в соединениях
Правильно не указанно количество водорода. А чтобы нам это узнать, давайте поработаем с конструктором и немного помоделирум.
Перед вами на столах лежат комплекты с конструктором. Работать будем в парах. Пусть каждый из вас соберёт по две модели вещества, записанных на доске. Найдите в нём атомы водорода – они белого цвета, хлора - зелёного, азота - синего, кислорода - красного и углерода – черного цвета. Попробуйте соединить атомы хлора, азота, кислорода и углерода, при помощи связей - это трубочки серого цвета, с атомами водорода.
Посчитайте количество водорода, которое может присоединить каждый из этих атомов, и подумайте, почему так происходит, глядя на свои модели молекул веществ.
Полученные вами индексы (количество водорода) запишем в формулы, приведённые на доске.
По ответам учащихся на доске образуется следующая запись:

H1Cl H2O NH3 CH4

H—Cl H—O—Н Н—N—H Н
Н Н— C —H
Н
Запишите её себе в тетради.
Как видно из приведённых примеров, каждый атом Cl, О, N и С в данном соединении присоединяет определённое число атомов водорода. Таким же свойством обладают и другие элементы в различных соединениях.
Таким образом, мы с вами сегодня будем говорить о том, почему так происходит.
Цель нашего занятия сегодня – это познакомиться с понятием валентность как свойство атома, научиться определять валентность в химических соединениях и закрепить полученные знания. Открывают тетради и записывают число, классная работа и тема.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

Смотрят на доску и говорят, что не хватает индексов у водорода.

Работают с конструктором, собирают молекулы хлороводорода, аммиака, воды, метана.

Подсчитывают количество водорода с которым соединяются атомы хлора, азота, кислорода и углерода.
Делают выводы.
Записывают формулы с индексами в тетради и по желанию выходят к доске подписывают индексы и зарисовывают пространственное строение молекул. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные (общеучбные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические анализ и синтез);
Регулятивные: контроль, коррекция и прогнозирование.
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Цель:
1. 1.Дать конкретное представление об изученном явлении
2. 2.Добиться усвоения способов, путей и средств усвоения материала
3. Добиться методов воспроизведения материала
4. Выработать ЗУНы.

1. Явление, при котором атомы способны присоединять к себе определённое количество других атомов сегодня называют валентностью. Давайте с вами запишем определение валентности в тетрадях.
ВАЛЕНТНОСТЬ – это свойство атомов элемента
присоединять или замещать
определённое число атомов других
элементов.
Валентность обозначается римскими цифрами над знаками химических элементов.
Так, например, как вы могли сами убедиться, атом водорода не присоединяет больше одного атома других элементов. Поэтому валентность атомов водорода равна – 1 во всех его соединениях, то есть имеет постоянную валентность. Проставляю валентность над атомами в соединениях, которые моделировали и прошу ещё раз сделать следующую запись:
I I I II III I IV I
HCl H2O NH3 CH4
Также и атом кислорода, только он может присоединять не больше двух атомов другого элемента, а значит его валентность постоянная и равна двум.
Почти все химические элементы образуют соединения с кислородом и водородом, поэтому зная валентности кислорода и водорода можно узнать валентности и других атомов в соединениях.
Было установлено, что атомы одних элементов имеют постоянную валентность в соединениях, а другие переменную.
Так атомы серы в разных соединениях могут проявлять валентность равную II, IV, VI,
II IV VI
например: H2S, SO2, SO3.
В названиях веществ переменную валентность указывают в скобках: SO2 – оксид серы (IV),
SO3 – оксид серы (VI).

Валентность некоторых химических элементов указана у вас в учебнике в таблице 3 на стр. 34 и на карточке №1 у вас на столах.
2. Зная состав соединения состоящего из двух химических элементов – это бинарные соединения, и валентность одного из них, можно определить валентность атомов другого элемента.
При этом нужно учитывать одно правило:
«Общее число единиц валентности атомов одного химического элемента равно общему числу единиц валентностей другого элемента».

Перед вами на столах лежит карточка №2 – инструкция «Алгоритм определения валентности», познакомьтесь с ними пожалуйста и мы попробуем определить валентность в следующих соединениях: К2О, Р2О5.
Алгоритм определения валентности атомов элементов по формуле вещества.
К2О
1) в формуле вещества поставим значение валентности над знаком элемента, проявляющего постоянную валентность.
Кто в данном случае проявляет постоянную валентность и какую? Правильно кислород-2.Поставим над кислородом его валентность и сразу обозначим количество его атомов в соединении.
Х II
К2О1
Х обозначим неизвестную валентность атома калия.
2) подсчитаем сумму единиц валентности атомов с постоянной валентностью, для этого валентность элемента следует умножить на число атомов элемента в молекуле;
II* 1=2
3) найденную сумму единиц валентности разделить на число атомов другого элемента; тем самым определяется валентность второго элемента в молекуле вещества.
Х= II:2= I
Таким образом , мы нашли валентность калия в его соединении с кислородом. Ставим над калием его валентность.
Х= I II
К2О
Также находим валентности и в другом соединении.
Есть ли желающие пойти к доске? К доске выходит ученик и находит валентности в оксиде фосфора(V). Слушают объяснения.

Записывают в тетрадях определение под диктовку.

Слушают объяснения и наблюдают, помогают мне расставить валентности.

Слушают и наблюдают.

Записывают в тетрадях схему и примеры веществ с постоянной и переменной валентностью.
Валентность
Постоянная Переменная
II II II II IV VI
Н2О, В2О3, СО2 H2S, SO2, SO3.

Просматривают карточку и таблицу в учебнике.

Записывают правило в тетради.

Просматривают карточку №2.

Наблюдают, слушают, записывают, по ходу объяснения учителя помогают ему.
По желанию выходит один ученик и находит валентность в следующем соединении.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные:
• умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
(общеучебные: знаково-символические - моделирование выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий).

Динамическая пауза.
Цель:
Снять напряжение с глаз и расслабить мускулатуру рук и спины. Молодцы! Мы с вами поработали, теперь давайте немного отдохнём. Выполним несколько упражнений для того чтобы снять напряжение с ваших глаз, рук и немного отвлечься от работы.
Показываю упражнения.
Повторяют упражнения вместе со мной. Регулятивные
Коммуникативные
4.Закрепление (применение, коррекция, обобщение) новых знаний
Цель:
1. Закрепить в памяти те знания и умения, которые необходимы им для с/р по новой теме
2. Добиться повышения уровня осмысления и глубины понимания изученного материала
3. Выработка соответствующих знаний и умений Возвращаемся с вами к нашей работе по определению валентности у атомов. Потренируемся на примерах находить валентности атомов. Спрашиваю, есть ли такие, которым всё понятно и они могли бы самостоятельно начать выполнять работу. Если есть, то даю им задание по карточкам, которые приготовлены на столах, и они работают самостоятельно. С остальными вместе продолжаем работать у доски и в тетрадях.
Если есть необходимость объясняю ещё раз, если нет, то приглашаю учащихся по желанию попробовать выполнить по одному – двум примерам у доски вместе со мной и другими учащимися. Задания беру из карточки №3.
При возможности можно организовать самопроверку работ путем обмена тетрадей с соседом по парте.

По окончании самостоятельной работы учитель собирает тетради и переходит к подведению итогов. Часть учащихся работает самостоятельно в тетрадях, другая часть работает вместе с классом на доске и в тетрадях. При недопонимании спрашивают.

Сдают рабочие тетради. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходи-мой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
5.Подведение итогов урока.
Цель:
Обобщение и оценка выполненной работы Остановитесь. Вы все сегодня поработали хорошо
Теперь давайте подведем итоги урока и выясним, что же мы узнали:
Что такое валентность?
Как мы можем определить валентность атомов в соединениях?
Какой бывает валентность?
Каким правилом мы будем пользоваться для проверки валентности?
Формулируем общий вывод: Сегодня на уроке мы узнали, что такое валентность элемента, что она характеризует способность его атомов присоединять определенное число атомов других элементов, выяснили, что валентность может быть постоянной и переменной, научились определять валентность, если известна валентность одного из двух элементов в бинарном соединении, и потренировались находить валентности атомов.
Учитель оценивает работу учащихся и объявляет оценки за урок и те оценки, которые поставили учащиеся друг другу при проверке самостоятельной работы (с пояснением, что сам проверит эти работы и уточнит оценки). Дают ответы на вопросы Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделе-ние и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание , структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Дома вам нужно выучить элементы с постоянной валентностью и прочитать параграф. Записывают в дневники Регулятивные.
Карточка №1.
«Валентность некоторых элементов в химических соединениях».
Валентность Химические элементы

I
II
III
IV

I и II
I и III
II и IV
II и III
III и V
II, III и VI
II, IV и VI
I, II, III, IV, V
I, III, V, VII С постоянной валентностью
Н, Na, K, Li, Ag, F
O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn,
Al, B
Si
С переменной валентностью
Cu, Hg
Au
Fe, Co, Ni, C, Si, Pb, Sn
Sn, Pb, Fe
P
Cr
S
N
Cl, Br, I

Карточка №2.

«Алгоритм определения валентности атомов элементов по формуле вещества».

1. В формуле вещества поставить значение валентности над знаком элемента, проявляющего постоянную валентность (водород, кислород и д. р.)
2. Подсчитать сумму единиц валентности атомов с постоянной валентностью, для этого валентность элемента следует умножить на число атомов элемента в молекуле;
3. Найденную сумму единиц валентности разделить на число атомов другого элемента; тем самым определяется валентность второго элемента в молекуле вещества.

«Алгоритм определения валентности атомов элементов по формуле вещества в стихах».

1. Чтоб валентность элемента в данной формуле узнать, надо рядом с элементами водород пересчитать, римской цифрою представить и над символом поставить.
2. Если рядом с элементом кислород ( двухвалентен, он не то, что водород), сумму всех его валентностей найди и на индекс элемента раздели.
3. Действуй так же ты и в случае ином, только помни непременно об одном: чтоб успешно все задания выполнять, постоянную валентность нужно знать.
4. Натрий, калий, серебро – с водородом заодно. С кислородом – магний, ртуть, кальций, барий и бериллий, медь и цинк не позабудь. Трехвалентен алюминий.
5. Для числа валентности (дело понятное?) найди Наименьшее Общее Кратное, затем, чтобы индекс определить, его на валентность нужно делить.

Карточка №3 – задания по теме
«Валентность химических элементов»

1. Валентность атомов кислорода и водорода, определите число единиц валентности атомов в соединениях:

а) HgO, CuO, SO3, Fe2O3, B2O3, ZnO, SnO2, MnO2, P2O5, SiH4, SiO2, N2O3, SiO2, K2O, P2O3.

б) CH4, Ni2O3, NH3, Fe2O3, As2O5, Cl2O7, AL2O3, N2O3, PH3, SiH4, Na2O, Cu2O, CO2, NiO, CaO.

2. Используя таблицу валентность некоторых элементов в химическом соединении определите валентность каждого элемента в формулах следующих веществ.

Al2S3, BaS, Cr2S3, H2S, MnS, FeS, K2S, Mg3P2, Na2S,

3. Подчеркните правильный ответ.

1. Постоянную валентность в соединениях, равную I, имеют элементы:

а) Na, Cu, Cl, S;
б) Na, P, K, Li;
в) Na, H, K, Li.

2.Постоянную валентность в соединениях, равную II, имеют элементы:

а) O, Be, Cu, Mg;
б) Ca, O, Ba, Mg;
в) O, Ba, Fe, Zn.

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: bhbcrf1
Просмотров: 6558 | Загрузок: 177 | Рейтинг: 4.3/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог