Логопедическое занятие "Изучаем падежи"
Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед,
краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы «Школа №4»
Класс: 3 класс
Речевое заключение: недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи
Цель:
- (Базовый уровень) ученик научится определять падеж имён существительных, правильно ставить к ним вопросы.
- (Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам ведения алгоритма определения падежей имён существительных в форме единственного числа, изменять имена существительные 1-ого, 2-ого и 3-его склонения по падежам.
Метапредметная цель: формирование полноценных представлений о склонении, как изменении формы слова.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация; классная доска, индивидуальные таблицы «Падеж имён существительных», индивидуальные таблицы 1-ого, 2-ого, 3-его склонения, индивидуальные карточки с предложениями, индивидуальные карточки тестами, массажёры Су-Джок («шарик + 1 эластичное кольцо»), карандаши, ручки, мяч, индивидуальные карточки с самооценочными лесенками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Психогимнастика.
(Коммуникативные, личностные УУД)
Логопед:
- Добрый день! (Слайд 2)
- Изобразите грусть, злость, веселье, печаль, раздраженность, радость. Ребята, подумайте и скажите, какое состояние я называла разными словами, а вы его изображали одинаково? Повернитесь друг к другу и скажите:
- Веселы, бодры, здоровы и к занятию готовы!
II. Знакомство с темой.
2. Актуализация знаний. Дидактическая игра «Что лишнее?»
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
- Назовите лишнее слово (Почему?) –
Мост, книга, облако, бежит
Ученик:
- Лишнее слово – бежит. Слова «мост, книга, облако» – это имена существительные, а слово «бежит» – это глагол.
Логопед:
- Что вы знаете об имени существительном?
Ученик:
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы Кто? или Что? Имена существительные изменяются по числам, родам.
Логопед:
- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. Прочитайте предложения (Слайд 3):
Друг первым придет на помощь. Друга нет дома. Другу доверяешь самое дорогое. Я не предам своего друга. Я горжусь своим другом. Я расскажу историю о своем друге.
Логопед:
- Что общего в этих предложениях?
Ученик:
- В каждом предложении встречается слово друг.
Логопед:
- Выпишите это слово так, как оно звучит в каждом предложении, но с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания. Проверьте себя (Слайд 4).
Кто? друг
Кого? друга
Кому? другу
Кого? друга
Кем? другом
О ком? о друге
Логопед:
- Что менялось в существительном друг? Почему изменялась форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Ребята, у нас возникла проблема. Давайте её решать!
3. Формулирование темы занятия. Целеполагание.
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
Логопед:
- Тема нашего занятия «Падеж имён существительных». Сегодня вы познакомитесь с понятием склонение и падежная форма имен существительных, научитесь определять падеж имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, изменять имена существительные по падежам, выясните, для чего имена существительные в тексте изменяют свою падежную форму.
4. Знакомство с названиями падежей русского языка. Изучение нового материала.
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
Логопед:
- В русском языке 6 падежей (Слайд 5): именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится «падение». Ещё древние учёные заметили, что слова, употреблённые в речи «падают» той или иной формой.
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках, например, в английском языке, падежи? Сколько падежей в нашем языке? Если в нашем языке их шесть, то в английском – 2, немецком – 4, а у японцев – 12. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А как вы думаете, для чего нам падежи? Затрудняетесь? А давайте прочитаем в карточках, знакомые уже нам предложения, но при этом существительное «друг» будет звучать одинаково.
Друг первым придет на помощь. Друг нет дома. Друг доверяешь самое дорогое. Я не предам своего друг. Я горжусь своим друг. Я расскажу историю о своем друг.
Логопед:
- Что происходит? Вам нравится, как звучат предложения? Сделайте вывод.
Ученик:
- Предложения звучат некрасиво.
Логопед:
- Правильно ребята, падежи нам нужны для того, чтобы речь наша была грамотной и красивой.
5. Динамическая пауза Су-Джок.
(Регулятивные, коммуникативные УУД)
1. Массаж Су- Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Шарик я в руке катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
|
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, / разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
|
6. «Падежи имён существительных». (Слайд 6)
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
Логопед:
- Назовите название падежей в крайнем левом столбике, а затем прочтите вопросы в 3-ем столбике слева, которые мы ставим к существительным в каждом падеже.
- Давайте рассмотрим таблицу падежей в единственном числе.
Какое новое слово вам встретилось?
Ученик:
- Склонение.
Логопед:
- Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам. Кратко оно записывается так – «скл.». Сколько вы их видите? Рассмотрим каждое склонение в отдельности. Ребята, что указано под склонением? (Слайд 7)
Ученик:
- Под склонением указан род имен существительных.
Логопед:
- У вас возникли вопросы?
Ученик:
- Почему и к 1-ому и к 3-ему склонению относятся существительные женского рода, и к 1-ому и 2-ому склонению – существительные мужского рода?
Логопед:
- Да, ребята, правильно. А вот в этом нам разобраться помогут склонения. Посмотрите, чем будут отличаться существительные женского рода в 1-ом и в 3-ем склонении и существительные мужского рода в 1-ом и во 2-ом склонении?
Ученик:
- Они будут отличаться окончаниями.
Логопед:
- Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Важным показателем каждого склонения является род и окончания существительных – это закон грамматики. Давайте в этом убедимся.
- Ребята, какой столбик из таблицы я пропустила?
Ученик:
- Слова-помощники.
Логопед:
- Верно, что же это за слова? Давайте ненадолго вернёмся к словам, которые вы выписали из предложений. Определите падеж каждого существительного. Кратко падеж записывается так – (например) И.п. и т.д. (Слайд 8) У вас возникли трудности, в чём?
Ученик:
- Два раза встретилась одинаковая запись «Кого? друга». Как определить падеж?
Логопед:
- А вот тут к нам на помощь проходят слова-помощники.
Есть
Нет
Даю (рад)
Вижу
Горжусь (любуюсь)
Думаю
|
– Кто?
– Кого?
– Кому?
– Кого?
– Кем?
– О ком?
|
друг
друга
другу
друга
другом
о друге
|
– И.п.
– Р.п.
– Д.п.
– Р.п.
– Т.п.
– П.п.
|
Логопед:
- Проверьте себя! (Слайд 9)
7. Физминутка.
(Регулятивные, коммуникативные УУД)
Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.
(Выполнение действий по тексту)
***
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.
|
И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
***
|
8. Дидактическая игра «Измени слово».
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
- 1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» или «-я» (мама, папа, стена, история, тетя, дядя…).
- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 10)
Ученик:
- Земля, девочка, дедушка.
Логопед:
- Вам необходимо заполнить ваши таблицы, но прежде поиграем с мячом. Я буду задавать вопрос, а вы в соответствии с ним изменять слово «Земля» (девочка, дедушка). Почему для слова «Земля» подобраны вопросы: что? чего?... , а не – кто?...
Ученик:
- Потому что слово «Земля» обозначает неодушевленный предмет.
Логопед:
- Правильно. А теперь запишите слова, которые вы изменили, выделите в них окончания.
Работа в индивидуальных таблицах.
Логопед:
- Проверьте себя! (Слайд 11)
Логопед:
- Хорошо справились с этим заданием. Перейдем ко второму склонению.
- 2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (лак, гель, клоп, конь, поле, окно…).
Логопед:
- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 12)
Ученик:
- Конь, стул, окно, солнце.
Игра с мячом. Работа в индивидуальных таблицах.
Логопед:
- Проверьте себя! (Слайд 13)
Логопед:
- Хорошо справились с этим заданием. Перейдем к третьему склонению.
- 3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань…):
- В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.
- «!» После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: мышь, ночь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: нож, шалаш.
- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 14)
Ученик:
- Мышь, ночь, соль.
Игра с мячом. Работа в индивидуальных таблицах.
Логопед:
- Проверьте себя! (Слайд 15)
9. Гимнастика для глаз . (Слайд 16)
(Регулятивные)
10. Дидактическая игра «Рассели жильцов». (Слайд 17, 18, 19, 20)
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
- Ребята, это домики наших существительных. И вам сейчас предстоит их расселить этих жильцов. Посмотрите на домики, как вы поступите? Кто будет расселять жильцов 1-ого склонения (2-ого, 3-его)? Вам нужно запомнить те предметы, которые относятся только к вашему склонению, а затем после того, как вы озвучите своих жильцов, мы проверим ваши ответы.
1 склонение
|
2 склонение
|
3 склонение
|
Свеча
Лампа
Юбка
Ручка
|
Карандаш
Мяч
Пальто
Платье
Облако
|
Тетрадь
Моль
Рысь
дверь
|
11. Работа в предложении.
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
- Прочитайте предложения. Найдите и выделите грамматическую основу в каждом предложении. Как вы это сделаете?
Предложения (Слайд 21):
Разыгралась вьюга. Папа читает газету. В углу стоит стул. Показалось воздушное облако.
Ученик:
- Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Логопед:
- Определите падеж подлежащего. Что вы заметили?
Ученик:
- Все подлежащие в предложении в именительном падеже.
Логопед:
- «!» Запомните, ребята, существительное в именительном падеже – это подлежащее! А чем является подлежащее в предложении?
Ученик:
- Одним из главных членов в предложении.
Логопед:
- «!» Именительный падеж тоже является самым главным, ещё его называют – прямой, остальные пять (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный) называют – косвенные. С каждым из них вы подробнее познакомитесь на следующих занятиях.
Логопед:
- Определите склонение существительных в именительном падеже. Выделите в них окончания. Проверьте себя по таблице, а затем сравните выполненную работу с образцом. (Слайд 22)
Образец:
12. Тест. Контроль знаний.
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)
Логопед:
- Сейчас вам предстоит проверить себя, как вы усвоили новую тему, т.е. выполнить тест (индивидуальные карточки). Вы уже хорошо знакомы с этим видом работы.
1. В русском языке всего падежей. (Обведи правильный ответ кружком.)
а) 5; б) 4; в) 6; г) 2.
2. Отметь галочкой столбик с правильным перечислением падежей русского языка.
Именительный
Родительный
Дательный
Именительный
Творительный
Предложный
|
Именительный
Родительный
Дательный
Именительный
Родительный
Предложный
|
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
|
Именительный Предложный Дательный
Именительный
Творительный
Предложный
|
3. Склонение – это. (Обведи правильный ответ кружком.)
а) слова мужского и женского рода.
б) изменение имен существительных по падежам.
в) слова мужского и среднего рода.
4. Прямой падеж – это (Обведи правильный ответ кружком.)
а) Винительный;
б) Именительный;
в) Предложный;
г) Творительный;
д) Дательный;
е) Родительный.
Логопед:
- Проверьте себя! (Слайд 23)
III. Итог занятия.
(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД)
Логопед:
- Ребята, понравилось вам занятие? Наташа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Надя…?) Серёжа, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?
Ученик:
- Сегодня вы познакомились с понятием склонение и падежная форма имен существительных, учились определять падеж имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, изменять имена существительные по падежам.
Логопед:
- Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На следующих занятиях мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей». (Слайд 24)
Я работал на уроке:
На уроке мне было:
Логопед:
- Молодцы! (Слайд 26) Спасибо вам за урок. Всего доброго!
|