Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Логопеду » Уроки, конспекты


Подгрупповое логопедическое занятие для обучающихся 3-4 класса "Дифференциация звуков Ч-Ц"

СКАЧАТЬ (8.50 Mb) 29.05.2019, 13:28
Вахитова Гульшат Акрамовна
учитель логопедии, ГБОУ Табынская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ОВЗ

Цель: формировать умение различать звуки Ц–Ч в речи.

Задачи:

образовательные

  • различение звуков Ч-Ц на слух, в слогах и словах, в предложениях, в тексте и на письме;
  • уточнение и сравнение артикуляций звуков Ч-Ц:
  • дифференциация существительных единственного и множественного числа;
  • Работа с многозначным словом;
  • формирование навыка словообразования с помощью суффикса -ичк;
  • совершенствование навыка чтения;
  • уточнение и расширение словаря по теме «Птицы».

развивающие

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ч-Ц;
  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • согласование движений и речи;
  • развитие общей моторики;

воспитательные:

  • повышение речевой активности;
  • воспитания желания говорить правильно и красиво;
  • создание ситуации успеха;
  • воспитание любви к природе родного края, к птицам.

Оборудование: картинки для рефлексии, общее зеркало, пособие для развития дыхания «Бабочки», зеркала индивидуальные, презентация, предметные картинки «Птицы», игра «Паровоз», мяч, карточки с заданием, плакатик с буквами Ч, Ц.

 

Содержание занятия:

I.Организационный момент.

- Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им. Они доброжелательные, а мы спокойны и сосредоточены. Постараемся все задания выполнять правильно.

 У вас на столе картинки солнца, облака и тучи.

      В конце   занятия вы выберете картинку по своему настроению, по итогам своей работы.Если вам понравится занятие, у вас будет  хорошее настроение, вы себе скажете “ Я – молодец!”, покажете солнце, если  покажется, что еще  надо поработать над темой, вы себе скажете- “Мне немного трудно”, покажете  белое облако, если у вас были трудности, настоение плохое, покажете хмурую тучу.

Введение в тему.

Логопед:  Какое сейчас время года? Правильно, весна.

 Какие изменения происходят в природе  весной? Назовите признаки весны.(ответ обучающихся).

 При затруднении показ картинок с признаками весны.

 Наш язычок тоже обрадовался весне (сказка о веселом Язычке – артикуляционная гимнастика).

Язычок греется на солнышке (язык широкий). Закапал дождик – Язычок убежал домой, съежился, чуть – чуть выглядывает из домика (язык узкий).Подул весенний ветерок( упражнение на развитие дыхания). Проснулись насекомые: появились бабочки ( упражнение на развитие дыхания),жук полетел: ж-ж-ж-ж. Комары появились: з-з-з-з-з. Вернулись перелётные птицы, вьют гнёзда (упражнение «Чашечка»). В лесу обрадовались теплу и резвее побежали зайцы с горки на горку (упражнение «Качели»).Люди убираются в домах: белят потолки( маляр), красят заборы ( “Почистить зубы).Язычок рад весне (“Улыбочка”).

Основная часть.

  1. Введение в тему.

Работа по картинкам.

Грач, ласточка, сыч, скворец, цапля, синица. Как их назвать одним словом? (дикие птицы).

 Выделение общего звука в словах: грач, ласточка, сыч. Какой звук повторялся в названиях птиц? (Ч). Какая птица здесь лишняя? Почему?

Выделение общего звука в словах: скворец, цапля, синица.  Какой звук повторяется в названиях этих птиц? (Ц). Какая птица здесь лишняя? Почему?

2.Сообщение темы занятия (слайд).

        Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ч-Ц.

        К нам прилетели птицы Башкортостана, о которых вы, наверное, мало знаете, но обязательно узнаете на уроках биологии и географии. Это горлица и  чибис, они принесли нам много интересных заданий.

3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное).

        Наступила весна, прилетели перелетные птицы. Ребята, а вы знаете, что в лесу нельзя шуметь? Почему? Чтобы не напугать птиц, они строят гнезда, выводят птенцов. И мы с вами говорим: «Тише- Ч-Ч-Ч или Ц-Ц-Ц»

4.Уточнение и сравнение артикуляций звуков Ч и Ц (с индивидуальными зеркалами)

         Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т'] + [ш'].

а). Произнесите звук Ч, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? (слайд).

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ч (не дрожит).

б). Произнесите звук Ц, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ц? (не дрожит) (слайд).

5.Характеристика звуков. (слайд)

6. Соотнесение с буквами. (слайд). Плакатики с буквами.

7. Развитие фонематического слуха: игра «Топни – хлопни»

Услышать звуки занятия среди остальных звуков и на звук Ч- топнуть, на звук Ц- хлопнуть:

а) а, ц, м, ч, с, к ,ц, д;

б) в слогах: ап, оч, да, уц, тё, ца, дя, чи ,тю;

в) в словах: ворона, горлица, чечетка, дятел, чекан, цапля.

8. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Повторюшка»

 Ца – ча –ча          Че-че-це  

  Оц – оц – оч             уч – уч-уц 

Чтение слогов со стечением по слайду:

ЦРА-ЧРА           ЧТА-ЦТА              ЦВЕ-ЧВЕ            ОЦК-ОЧК

9.Физкультминутка «Птички прыгали, летали…»

  • Птички прыгают, летают. Имитируют руками взмахи крыльев и  
    Птички прыгают, поют.  совершают     повороты туловища в стороны.
    Чик-чирик, чик-чирик.
    Птички крошки собирают, Наклон вперед, пальцами рук, собранными Зернышки клюют.               вместе, постукивать по коленкам

Перышки почистили, Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой,     Перышки почистили, Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой


Клювики почистили, Повороты головы вправо – влево

Клювики почистили, • Повороты головы вправо – влево

Дальше полетели.        Имитируют руками взмахи крыльев

10. Дифференциация звуков в словах.

Игра «Один -много»

Логопед: я называю одну птицу, а вы называете много:

Синица –                           Грач –                             Чибис-

Цапля -                               Горлица–                          Сыч – сычи

Чечётка –  (объяснить значение слова с демонстрацией изображений птицы и танца)

Чечевица – (объяснить значение слова с демонстрацией изображений птицы и крупы)

Игра «Назови ласково» (с перекидыванием мяча). Назови ласково предметы, чтобы в названиях появился звук Ч.

Лисица –лисичка             Курица-                    Птица-

Синица-                            Птенец-                   Яйцо-

Игра «Паровоз»

      Горлица и чибис предлагают вам определить место звуков ц или ч в названиях птиц и распределить их по вагончикам (картинки цапли, скворца, горлица, грач, ласточка, чиж).

11. Дифференциация звуков в предложении (задание на карточках).

      Инструкция: прочитайте предложения и вместо точек вставьте пропущенные буквы Ч или Ц. Не забывайте, что вставлять вам нужно только буквы Ч или Ц.

Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.

Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.

12. Домашнее задание (на карточках).

      Инструкция: Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.

                                                 Птицы- наши друзья!

       Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!

14. Итог занятия. Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы закрепляли на занятии? Чем они отличаются? (слайд) Понравилось ли вам занятие, было ли полезным? Какие задания показались трудными?

Выберите картинку по своему настроению, по итогам своей работы. Если вам понравится занятие, у вас будет хорошее настроение, вы себе скажете: “Я – молодец!”, покажете солнце, если покажется, что еще надо поработать над темой, вы себе скажете- “Мне немного трудно”, покажете белое облако, если у вас были трудности, настроение плохое, покажете хмурую тучу.

15. Оценка работы учеников на занятии. Вы были активны, старались. Горлица и чибис прощаются с вами и говорят: «Молодцы! До новых встреч!» (слайд).

 

Источники информации

1.https://урок.рф/library/konspekt_zanyatiya_160537.html (физкультминутка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки по запросу рисунок хлопки руками                                              Картинки по запросу рисунок пятки

Домашнее задание.

       Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.

                                                 Птицы- наши друзья!

       Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!

 

Домашнее задание.

       Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.

                                                 Птицы- наши друзья!

       Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!

 

 

 

 

Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.

Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.

 

Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.

Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.


















Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Gulshat
Просмотров: 2083 | Загрузок: 107 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог