Данные упражнения предназначены в качестве дополнительного материала в повседневной работе с пианистом. Упражнения способствуют раскрепощению ученика, развивают способность ощущать мышечно-суставные действия рук и корпуса, помогают осваивать основные пианистические приемы, «работу» и «отдых» рук.
В комплекс упражнений входят: 1. гимнастика пианиста 2. занятия за столом 3.упражнения за инструментом
ГИМНАСТИКА ПИАНИСТА.
1. Упражнения, закрепляющие осанку корпуса.«Зарядка первая»ученик марширует до окончания музыкальной мысли. Марширует с хлопками. Делает зарядку – руки вперед, вверх, в стороны, вниз
«Зарядка вторая»I часть – руки на поясе. Повороты корпуса – вправо, прямо, влево, прямо. Приседания в ритме музыки. II часть – «гусиный»шаг.
«Цветок»Руки собраны внизу, постепенно поднимаются вверх. С вершиной музыкальной фразы руки разводятся в стороны, ученик поднимается на цыпочки.
2. Упражнения на ощущение свободы в руках и корпусе(чередовать с другими упражнениями) «Вдох-выдох»Свободные руки пластично поднимаются вверх – вдох, выдох, - когда руки расслабленно повисают при чуть согнутом корпусе
«Сломанная березка»Руки подняты вверх – стройная березка. Постепенно «обламываются»: вершина – кисти, «ветки» - локти. Затем «ствол» - голова, руки, корпус.
«Гроздья рябины опадают»Руки подняты выше головы. Кисти рук повисшие. По очереди руки имитируют падение ягод
3. Упражнения, развивающие ощущение целостности руки от плеча до кончика пальца.«Ножницы»Руки выпрямлены впереди – перекрещиваются то сверху, то снизу в такт с музыкой.
«Мельница»При стройной осанке, руки делают вращение целостной рукой – 4 раза вперед, 4 раза назад каждой рукой отдельно и вместе.
4. Упражнения, укрепляющие мышцы ладони и пальцев, развивающие подвижность кисти.«Кулачки»Под музыку (forte)пальцы сжаты в кулачки. Под музыку (piano)-пальцы как бы «сбрасывают»капельки воды
«Дождик»На ладошку одной из рук опускается другая рука – (кластер* или на 3 палец).Слова помогают выполнять дальнейшие движения рук (капельки капают на цветы, на дорожку).
II. ЗАНЯТИЯ ЗА СТОЛОМОтличная форма занятий по воспитанию чувства ритма через ритмизацию слов, фраз, стишков, считалок.За столом можно организовать пианистический аппарат, игровые действия рук еще до прикосновения к инструменту.
Посадка за столом: -ровная спина; -локти опираются на стол; -руки чуть вытянуты вперед, «лениво»лежат на столе; -игры-упражнения выполняют ладошки.
«Попрыгунчик»В ритм стиха ладошки – «мячики»подпрыгивают приговаривая:«Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь?Желтый, красный, голубой!Не угнаться за тобой!»
«Песик отдыхает»Собранные пальцы ладони вытягиваются и снова собираются.Приказы пальцамСобранные пальцы исполняют попевки: на двух соседних звуках («Кошкин дом»); на трех звуках («У кота – воркота»); на пяти звуках («Едет, едет паровоз»)
«Весы»Ладошки рук – «чашечки» поочередно, равномерно двигаются вверх, вниз. Затем чашечки переворачиваются и так же равномерно двигаются вверх, вниз (хорошо в руках держать мячик). Опускаются сначала на все 5 пальцев, затем на средний – 3 палец на мягкую игрушку.
«Краб»Руки высоко стоят на столе (проследить за локтем). Четко читая стихотворение, ученик «шагает» на пальцах (закругленных). 1-2, 1-3, 1-4.«Кто там прячется в углу?Кто забился под скалу?Кто усами шевелит?Ничего не говорит!Старый краб не будь упрямВылезай-ка лучше к нам».
III. УПРАЖНЕНИЯ ЗА ИНСТРУМЕНТОМ.Способствуют прочувствовать свободу рук, наладить нужный пианистический жест благодаря равномерным, «дышащим»движениям рук.
Посадка за инструментом- подход к инструменту – до середины клавиатуры. Прочно стоя на ногах, ученик спокойно садится на край стула, после чего ноги пододвигаются к педалям.Контролировать:-ровность спины-руки – вытянуты к черным клавишам (попробовать их перекрестить).-локти принимают естественное «рабочее»положение.Полезно заниматься стоя.
Упражнения с закрытой крышкой инструмента.«Альпинист»Из расслабленного состояния руки поочередно «вступают» на колени, на крышку инструмента, на пюпитр и обратно (3-5 раз). Следить за широкими «дышащими»движениями рук и их погружением.
Упражнения с открытой крышкой инструмента.«Весы» (движение по вертикали)Руки повисают над черными клавишами (группа из трех). Упражнения исполняются кластерами, поочередно вверх, вниз, очень равномерно, начиная с медленного темпа.
«Радуга»Проговаривая стихотворение.«Ой, ты радуга дуга,Под тобой лежат лугаВ небе ты повислаСловно коромысло»Руки, рисуя красивую арку, разлетаются через 2 октавы – темп Andanteчерез 1 октаву – темп moderato
Игра 3 пальцем.Среднюю клавишу из 3-х:- «мишка косолапый» - в нижнем регистре;- «барабанщик» - в среднем регистре;- сопровождение к песенке «Маленькая Юлька» - в верхнем регистре.Кончик пальца нацелен на взятие одной клавиши.
Гамма – вальс.Звукоряд. До играть 3 пальцем (2-ым, 4-ым) организованной рукой. Отдельно правой и левой руками и вместе.Темп Andante, штрих portamento- танцуют бабушка и дедушка.Следить:-за широками, «дышащими» движениями рук, собранными пальцами, а значит свободными руками;-за качеством звука, его глубиной.-Темп Moderato, штрих мягкое non legato - танцуют мама и папа.- Темп Allegretto,штрих легкое non legato (staccato)-танцуют я и мой брат. В дальнейшем перейти на известную аппликатуру гаммы До мажор – 1,2,3,1,2,3,4, правой и левой рук.
Источники:
А. Артоболевская «Первая встреча с
музыкой»
А. Баренбойм «Путь к музыке»
Э. Тургенева «Первые шаги пианиста»
|