Введение
Актуальность темы. В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в системе ценностей и межличностных отношениях. Противоречивые тенденции и поиски новых идей ведут к необходимости выявления новых основ для развития творческих способностей детей на начальном этапе их становления, которым предстоит жить и работать в новых условиях, в новой социокультурной среде. Современное общество нуждается в людях, предрасположенных к нестандартному, инновационному и творческому мышлению.
В Концепции развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) говорится о дополнительном образовании как уникальной и конкурентоспособной социальной практике наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества .Музыка, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, не только развивает музыкальные способности, но и одновременно является испытанным средством выявления и развития творческой одаренности личности.
Из личного опыта известно, насколько детей интересует популярная, эстрадная музыка, музыка из кинофильмов, мультфильмов, джаз. В настоящее время подавляющая часть выпускников музыкальных школ профессиональными музыкантами не становятся, поэтому музыкальное воспитание и образование не должно замыкаться на классической музыке. Дополнительное образование – фабрика мотивации развития личности.
Поддержать, заинтересовать, "зажечь" и создать условия для творческого развития каждого желающего заниматься музыкой, для детей со средними и более скромными музыкальными способностями – вот актуальная задача дополнительного музыкального образования наших дней. Дополнительное образование – механизм индивидуализации и самореализации человека, удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования. Дополнительное образование обладает следующими критериями для реализации развития творческих способностей :
1. Участие детей в соответствии с их интересами и склонностями на основе добровольного выбора .
2. Также возможность выбора программы, режима её освоения, вариативность образовательной траектории.
Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, на формирование и развитие их творческих способностей, однако недостаточное количество часов программы по предмету «Фортепиано» не позволяет уделить этому должное внимание. Необходимо модифицировать программу и индивидуализировать образовательный процесс, а также необходимо обновление материально-технической базы.
Профессиональная проблема: как осуществить формирование и развитие творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей?
Задачи:
1. Выявить актуальный уровень развития музыкальных способностей обучающихся.
2. Определить эффективные формы и методы работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся при обучении игре на фортепиано.
3. Подобрать репертуар, соответствующий уровню способностей и интересам обучающихся.
4. Проверить эффективность методов и приемов развития музыкально-творческих способностей обучающихся на уроках фортепиано.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|